Научная статья на тему '2019. 01. 023. Карив Д. , Сиснерос Л. , айбанеску М. Роль предпринимательского образования и поддержки в формировании предпринимательских намерений роста: случай канадского предпринимательства. Kariv D. , Cisneros L. , ibanescu M. The role of entrepreneurial education and support in business growth intentions: The case of ca-nadian entrepreneurs // Journal of small business & entrepreneurship. - 2018. - in Press. - Mode of access: https://doi. Org/10. 1080/ 08276331. 2018. 1468974'

2019. 01. 023. Карив Д. , Сиснерос Л. , айбанеску М. Роль предпринимательского образования и поддержки в формировании предпринимательских намерений роста: случай канадского предпринимательства. Kariv D. , Cisneros L. , ibanescu M. The role of entrepreneurial education and support in business growth intentions: The case of ca-nadian entrepreneurs // Journal of small business & entrepreneurship. - 2018. - in Press. - Mode of access: https://doi. Org/10. 1080/ 08276331. 2018. 1468974 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАМЕРЕНИЯ РОСТА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лихачев М.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 01. 023. Карив Д. , Сиснерос Л. , айбанеску М. Роль предпринимательского образования и поддержки в формировании предпринимательских намерений роста: случай канадского предпринимательства. Kariv D. , Cisneros L. , ibanescu M. The role of entrepreneurial education and support in business growth intentions: The case of ca-nadian entrepreneurs // Journal of small business & entrepreneurship. - 2018. - in Press. - Mode of access: https://doi. Org/10. 1080/ 08276331. 2018. 1468974»

требностями государственного и некоммерческого секторов. Кроме того, данное определение перечисляет только те виды исследовательской деятельности, которые дают непосредственный конечный результат, что существенно сужает понятие исследовательской деятельности, традиционно используемое в науке.

Проведенный авторами статьи анализ нормативных документов позволяет им сделать вывод, что эта система в еще большей степени закрепляет неолиберальные тенденции, сложившиеся в системе управления наукой Великобритании. По их мнению, необходима срочная коррекция существующей системы и создающихся неолиберальных проектов ее развития. Необходимо вернуться к традиционным академическим ценностям. Научное знание, по крайней мере в государственных научных институтах и университетах, должно рассматриваться не как рыночное, а как общественное благо. Академическое сообщество, полагают авторы статьи, должно противостоять неолиберальным тенденциям, опираясь на свой общественный авторитет и научную компетентность. Программы исследовательской деятельности, формируемые современными университетами и научно-исследовательскими институтами, не должны слепо подчиняться критериям оценки, навязанным неолиберальной моделью. Это, по мнению авторов, могло бы ослабить неолиберальные тенденции и сделать развитие науки более свободным и ориентированным на общественные интересы и ценности.

М.О. Лихачев

2019.01.023. КАРИВ Д., СИСНЕРОС Л., АЙБАНЕСКУ М. РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НАМЕРЕНИЙ РОСТА: СЛУЧАЙ КАНАДСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

KARIV D., CISNEROS L., IBANESCU M. The role of entrepreneurial éducation and support in business growth intentions: The case of Canadian entrepreneurs // Journal of small business & entrepreneurship. -2018. - In press. - Mode of access: https://doi.org/10.1080/ 08276331.2018.1468974

Ключевые слова: предпринимательское образование; намерения роста; предпринимательская эффективность.

Авторы из Израиля и Канады рассматривают воздействие академических и неакадемических образовательных программ на настроения предпринимательского сообщества, в частности их роль в процессе формирования склонности у предпринимателей к расширению своего бизнеса и созданию новых рабочих мест в специфических условиях канадской национальной экономики.

Предпринимательские образовательные программы для взрослых ставят своей целью не только обучение как таковое, но и исследование социального и экономического контекстов, в которых осуществляется предпринимательская деятельность. Они предполагают формирование целого ряда компонентов, таких как знания, навыки, наличие необходимых связей, формирование клиентской базы и т.д., необходимых для успешной предпринимательской деятельности. В числе необходимых предпринимателю свойств и качеств традиционно рассматриваются и предпринимательские устремления, но обычно в литературе под этим понимается стремление начать собственное дело. Авторы статьи рассматривают это понятие более широко и выделяют в его структуре несколько компонентов. Во-первых, это уверенность в собственных силах, т.е. уверенность в своей способности организовать предприятие и реализовать бизнес-идеи. Во-вторых, это способность к эффективному бизнес-планированию и контролю за реализацией планов и достижением поставленных целей. В-третьих, и это главное, ориентированность на расширение и рост созданного предприятия, предполагающая постоянный поиск путей преодоления существующих ресурсных ограничений и создания новых конкурентных преимуществ для бизнеса.

Центральная проблема предпринимательского образования -возможность целенаправленного формирования и развития предпринимательских навыков. Академические образовательные программы в сфере предпринимательского образования решают эту проблему за счет формирования у обучающихся более широкого и глубокого теоретического понимания потребностей и проблем растущего бизнеса. Неакадемические прикладные программы сосредоточены на формировании навыков решения практических проблем, таких как поиск дополнительного финансирования, со-

здание систем сетевого взаимодействия с партнерами и т.п. В любом случае эти образовательные программы оказывают влияние на формирование предпринимательских устремлений к созданию и расширению собственного бизнеса. Авторы исследования ставят своей целью выявление и анализ взаимосвязи между предпринимательским образованием и стремлением к расширению бизнеса. Для этого они формулируют ряд гипотез.

Гипотеза 1. Ценности, полученные от академических программ предпринимательского образования (соответствующий сертификат, присвоение квалификации, приобретение общих и специфических знаний и навыков), будут различным образом влиять на формирование предпринимательских устремлений, направленных на расширение бизнеса.

Гипотеза 2. Ценности, полученные от неакадемических программ предпринимательского образования (доступ к сетям предпринимательского взаимодействия, частному финансированию и технической поддержке), будут различным образом влиять на формирование предпринимательских устремлений, направленных на расширение бизнеса.

Гипотеза 3. На формирование предпринимательских устремлений, направленных на расширение бизнеса, будет влиять соотношение между ценностями, полученными от академических программ предпринимательского образования, и предыдущим опытом предпринимательства (желающий стать предпринимателем и опытный предприниматель).

Гипотеза 4. На формирование предпринимательских устремлений, направленных на расширение бизнеса, будет влиять соотношение между ценностями, полученными от неакадемических программ предпринимательского образования, и предыдущим опытом предпринимательства (желающий стать предпринимателем и опытный предприниматель).

Для проверки этих гипотез при содействии Института предпринимательства при Национальном банке Монреаля был проведен опрос среди представителей предпринимательского сообщества провинции Квебек. В опросе приняли участие около 2 тыс. респондентов. Респонденты были разделены на группы: 1) лица, имеющие намерение заняться предпринимательской деятельностью; 2) начинающие предприниматели (лица, которые в послед-

ние 12 месяцев предпринимали реальные шаги для создания собственного бизнеса); 3) предприниматели, т.е. те, кто имеет свой сложившийся устойчивый бизнес; 4) бывшие предприниматели (лица, имевшие свой бизнес в прошлом, но закрывшие свои предприятия и прекратившие предпринимательскую деятельность по тем или иным причинам). Первые две категории были объединены авторами исследования в одну группу - начинающие предприниматели, третья и четвертая категории также были объединены в группу лиц, имеющих предпринимательский опыт.

В качестве зависимой величины в модели рассматривается фиктивная величина, отражающая предпринимательские устремления респондентов в ближайшие три года. Она включает следующие типы устремлений: расширение существующего бизнеса; приобретение нового, уже существующего бизнеса; осуществление слияния с другим предприятием; создание нового бизнеса с нуля.

В качестве независимых величин были использованы фиктивные переменные, отражающие различные результаты прохождения респондентами академических и неакадемических программ предпринимательского образования. В качестве дополнительных независимых величин в модель были включены фиктивные переменные, отражающие предпринимательский опыт респондентов, которые соответственно подразделяют их на бизнес-новичков и опытных предпринимателей. Для оценки воздействия этих переменных был использован иерархический регрессионный анализ.

Проверка гипотезы 1 показала, что наличие основных атрибутов академических программ предпринимательского образования (получение сертификата или степени, приобретение общих и специфических знаний и навыков) оказывает отрицательное воздействие на намерение расширить уже действующий бизнес. Однако некоторые из этих составляющих, в частности приобретение специфических знаний и навыков для определенной сферы бизнеса, демонстрируют значимую положительную связь с намерением создать новый бизнес с нуля. Таким образом, гипотеза 1 подтверждается, поскольку различные атрибуты академических образовательных программ оказывают различное воздействие на различные типы предпринимательских устремлений.

Проверка гипотезы 2 показала, что все атрибуты, связанные с прохождением неакадемических предпринимательских образовательных программ, оказывают значимое положительное воздействие на формирование практически всех типов предпринимательских устремлений. Следовательно, гипотеза 2 тоже, в целом, подтверждается.

Тестирование гипотезы 3 и гипотезы 4 было связано с оценкой влияния академических и неакадемических программ предпринимательского образования на формирование предпринимательских устремлений в зависимости от наличия / отсутствия предпринимательского опыта у респондентов. Проведенное исследование показало наличие существенных расхождений во влиянии предпринимательских образовательных программ академического типа на респондентов, имеющих опыт предпринимательской деятельности, и начинающих предпринимателей. Так, приобретение общих и специальных знаний и навыков демонстрирует положительное влияние на стремление к расширению существующего бизнеса как для начинающих, так и для опытных предпринимателей. Однако такой фактор, как расширение сети взаимодействия в предпринимательской среде, позитивно влияет на устремление опытных предпринимателей как расширять уже существующий бизнес, так и создавать новый, но негативно влияет на стремление к созданию нового бизнеса у начинающих предпринимателей. Следовательно, полученные результаты подтверждают гипотезу 3, которая предполагает наличие различий во влиянии академических программ предпринимательского образования на начинающих и опытных предпринимателей.

Неакадемические образовательные программы оказывают значительное влияние главным образом на предпринимательские устремления начинающих предпринимателей. Практически все атрибуты неакадемических программ предпринимательского образования оказывают положительное влияние на все типы предпринимательских устремлений начинающих предпринимателей, за исключением устремления к расширению собственного бизнеса за счет слияния с другими предприятиями. В то же время влияние этих же атрибутов на все типы предпринимательских устремлений опытных предпринимателей оказывается значительно слабее. Это является прямым подтверждением гипотезы 4.

В целом результаты проведенного авторами статьи исследования демонстрируют весьма значительную роль предпринимательского образования, как академического, так и неакадемического, в процессе формирования предпринимательских устремлений и намерений. В первую очередь, роль образования проявляется в поддержке начинающих предпринимателей, предоставлении им необходимых базовых знаний, формировании базовых навыков предпринимательской деятельности и комплекса консультационных услуг в конкретной области реализации предпринимательских проектов. Но и для предпринимателей, имеющих опыт работы на том или ином рынке, эти образовательные программы также весьма полезны, поскольку позволяют им восполнить недостающие знания, расширить деловые связи и получить доступ к новым источникам финансирования. Таким образом, реализация академических и неакадемических программ предпринимательского образования в целом оказывает положительное влияние на формирование устремлений предпринимательского сообщества на расширение масштабов своего бизнеса, а следовательно, содействует повышению уровня предпринимательской активности.

М.О. Лихачев

2019.01.024. СИЛИ А. БЫТЬ АНГЛИЙСКИМ УЧЕНЫМ: ОБЗОР СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА.

SEALEY A. Being an English academic: A social domains account // Language and intercultural communication. - 2018. - Vol. 18, N 5. -P. 549-561. - Mode of access: https://doi.org/10.1080/14708477. 2018.1501848

Ключевые слова: Великобритания; высшее образование; социальное пространство; академическое сопротивление; дискурсивный анализ.

Сотрудник Ланкастерского университета (Великобритания) рассматривает взаимодействие различных социальных сил, структур и субъектов в современных британских университетах в условиях возрастающего влияния неолиберальной идеологии и практики.

Автор замечает, что это влияние зашло уже слишком далеко. Сегодня ставится вопрос о том, чтобы дать возможность студентам как потребителям образовательных услуг оценивать издержки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.