отмечает, что «многообразие проблем и процессов в современных межрелигиозных отношениях свидетельствует, что различные стратегии межрелигиозного диалога способны найти свою сферу применения и сочетаться, полезно дополняя друг друга. Личностная модель, основанная на изучении духовных практик, стремящаяся не деформировать идентичность диалогических партнеров и осуществлять межрелигиозную коммуникацию на "духовной глубине", также может занять свое отдельное место» (с. 237).
Л.А. Боброва
2018.04.065. КИМЕЛЕВ Ю.А., ПОЛЯКОВА Н.Л. МОДЕРН И ПРОЦЕСС ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ ИНДИВИДА МОДЕРНА. - М.: Праксис, 2017. - 492 с.
Ключевые слова: индивидуализация; модерн; индивид; социальная философия; философия истории; общество; социальный субъект.
Предметом монографии является социально-теоретическое исследование индивида и процесса индивидуализации как одного из фундаментальных процессов в рамках общего социально-исторического движения обществ модерна. Исследовательская задача решается посредством анализа философских и социологических теорий, содержащих концептуализации индивида и его положения в обществах ХУ11-ХХ1 вв.
Монография состоит из четырех частей, отражающих соответствующую периодизацию и структуру процесса индивидуализации. Первая часть «Индивид и процесс индивидуализации в социальной теории ХУ11-ХХ вв.» посвящена процессу индивидуализации и тому, в каких формах и посредством каких механизмов он разворачивался в обществах модерна. Первая часть содержит как указание на две базисные, укорененные в культуре и истории модерна характеристики социального существования индивида, такие как стремление к равенству и стремление к свободе, так и указание на те социальные, исторические и экономические перипетии и сложности, которые ожидали индивида в плане возможности реализации этих стремлений в процессе трансформации обществ модерна.
Этим вопросам посвящены, соответственно, вторая часть монографии «Индивид в социологических теориях общества ХХ века»,
в которой анализируется положение индивида в обществе с точки зрения возможностей реализации его свободы, и третья часть «Индивид в структурах социального неравенства», в которой исследуются наиболее репрезентативные теории неравенства с целью выявления условий возможности реализации индивидом его стремления к равенству.
Четвертая часть «Индивид в индивидуализированных обществах конца ХХ - начала XXI века» посвящена анализу положения индивида в современных индивидуализированных обществах в тех формах и процессах, которые фиксируются социологической теорией конца ХХ - начала XXI в.
Авторы разрабатывают концептуальную схему, базирующуюся на нескольких основных тезисах. Говорить об индивиде в социологическом смысле можно только в связи с модерном и как о «субъекте модерна». При этом особо подчеркивается, что модерн означает не просто и не только становление индустриального капитализма, политического порядка и контроля, воплощенного в правовой и административно-государственной системе управления, а также партийно-политически оформленной системе гражданского общества.
Становление модерна, как показывают авторы, - это выход из традиционного общества и традиционализма, который предполагает фундаментальные изменения в культуре в самом широком смысле слова. Речь идет об изменении картин мира и фундаментальных систем легитимации, без чего не может совершиться процесс перехода от традиционного порядка к порядку модерна. Модерн - это прогрессирующий процесс индивидуализации.
Индивидуализация есть процесс, лежащий в основе становления и развития индивида модерна. Из всех обозначенных выше процессов оформления и развертывания модерна индивидуализация - наименее исследованный процесс, притом что именно индивидуализация является центральным компонентом трансформации структур социальной интеграции в обществах модерна и образует основу становления субъекта модерна.
Этот процесс носит исторически разворачивающийся характер и совпадает или коррелирует с исторической трансформацией общества. В общем историческом процессе индивидуализации в книге выделяются точки «ускорения» этого процесса, маркирую-
щие соответствующие исторические этапы развития общества и соответствующие исторические типы индивида, которые позволяют авторам говорить о «домодерновом индивиде», «индивиде модерна» и «позднемодерновом индивиде», а также о специфическом типе индивидуализма, оформившемся в последней трети ХХ в. в эпоху постиндустриализма, постфордизма, постмодернизма и т.п.
В книге подчеркивается, что становление и оформление обществ классического модерна в Европе приходится на XVI-XVIII вв., и в этот период не только оформляется и ускоряется процесс индивидуализации, он приобретает качественно иной характер. Именно в этот период происходит формирование индивида модерна как нового типа социальной индивидуальности, и именно процесс индивидуализации правомерно считать основополагающим во взаимоотношениях индивида и общества в эпоху модерна. Исследование этого процесса дает ключ к пониманию положения индивида в обществе.
Именно с процессом индивидуализации связано оформление фундаментальной специфики агентности индивида модерна. «Агентность» в самом общем плане - это способность человека создавать, поддерживать и модифицировать социально-институциональные структуры как основу всякой организованной формы социально-исторической жизни.
В социально-теоретической мысли агентность в качестве способности создавать, поддерживать и воспроизводить институциональные структуры как основу социального порядка всегда находилась в центре внимания. В конце концов весь исторический опыт человечества так или иначе свидетельствует о такой способности. Вместе с тем в социально-теоретической мысли постоянно обсуждались вопросы о границах способности человека к свободному самоопределению в своем социальном действии и существовании. Такое теоретическое понимание свободной, волитивной и целеполагающей природы агентности противопоставляется социально-теоретическим позициям, которые утверждают примат факторов, принципиальным образом ограничивающих или детерминирующих человеческое действие. Понятие «индивидуализации», как его используют авторы, позволяет указать рамки и границы агент-ности в обществах модерна, соответственно, создает условия для понимания ее специфики.
В книге теоретическую экспликацию «индивидуализация» получает посредством концептуализации «субъектности» и «субъективности» индивида модерна. Субъектность и субъективность как спецификация агентности индивида в эпоху модерна понимаются, соответственно, как основные способы взаимодействия индивида с обществом (субъектность) и как основные формы социального самопонимания и выражения социального опыта индивида (субъективность). Концептуализация отношений между агентно-стью, субъектностью и субъективностью создает условия для целостного видения положения индивида в обществе.
Исторический процесс в обществах модерна можно рассматривать как движение от субъектности, высшим проявлением которой является публичное социально-историческое действие, к ограничению возможностей подобного действия и к определенному «замыканию» субъекта в рамках сугубо приватного стиля жизни. Это фактически означает слияние социальной субъектности и субъективности на той стадии процесса индивидуализации, которая относится к концу ХХ в. и началу ХХ1 в.
Современное социальное состояние характеризуется специфическим профилированием сферы субъективности, отличающим в ее нынешнем виде эту сферу от того, как она представала на предыдущих этапах истории обществ модерна.
В современных условиях субъективность как форма агентно-сти индивида эпохи модерна предстает в стремлении к формированию разнообразных стилей жизни, становящихся возможными благодаря целому ряду факторов, в первую очередь таких как мощная потребительская культура, политический и ценностно-идеологический плюрализм. Специфика сферы субъективности в современных условиях находит выражение в особенностях индивидуальной социальной идентичности, а также в оформлении и проявлении таких аспектов субъективности, как возрастающее внимание к телу, в том числе к различным возможностям его социально-инструментального использования.
Таким образом, в соответствии с теоретической схематикой, положенной в основу исследовательской перспективы в книге, процессы индивидуализации являются неотъемлемым компонентом общего движения социально-исторической трансформации обществ модерна к их современному состоянию. Процессы инди-
видуализации, индивид, его субъектность и субъективность выстраиваются в определенный общий социально-исторический процесс, а концептуализации индивида предстают как неотъемлемый компонент социально-теоретического дискурса.
Речь идет об исследовании и дискурсе отношения индивида и общества, положения индивида в обществе, изменения этого положения и трансформации социальных качеств и свойств индивида в процессе движения от обществ классического модерна к современным обществам конца XX - начала XXI в.
Л.А. Боброва
2018.04.066. ГАГИНСКИЙ А.М. ФИЛОСОФИЯ БЕСПРЕДПОСЫ-ЛОЧНЫХ НАЧАЛ. - М.: ИФ РАН, 2018. - 193 с.
Ключевые слова: бытие; единое; Бог; история философии; метафизика; теология; онтология; Платон; Аристотель; М. Хайдеггер.
В монографии А.М. Гагинского, научного сотрудника сектора философии религии Института философии РАН, исследуются три объемные темы, каждой из которых посвящена отдельная глава: бытие, единое, Бог. Автор отмечает, что «хотя методологически эта работа представляет собой скорее историко-философское исследование, ибо она основана на привлечении релевантных текстов, по своим целям и предлагаемым решениям она является философской, поскольку выстраивается как диалог с мыслителями прошлого (иногда, впрочем, не слишком далекого)» (с. 8). А. М. Гагинский полагает, что указанные начала схватываются интуитивно и затем рационализируются, образуя соответствующие предметные области: онтологию, генологию, теологию. Однако процесс рационализации может двигаться в неверном направлении, что приводит к необходимости «исправления имен», решения историко-философских трудностей, которые заводят в интеллектуальный тупик, именуемый нигилизмом. И хотя философские осно-вопонятия являются весьма утонченными и не привлекают большого внимания общественности, тем не менее они затрагивают всех людей, поскольку ориентируют культуру в пространстве мышления, оказывая глубочайшее влияние на ход истории. С помощью такого рода предельных понятий философия размечает