Научная статья на тему '2018. 04. 039. Положение детей в современном мире: дети и цифровая эпоха. The State of the world’s children 2017: children in a digital world / UNICEF. - N. Y. , 2017. - 211 p. - Mode of access: https://www. UNICEF. Org/publications/index_101992. Html'

2018. 04. 039. Положение детей в современном мире: дети и цифровая эпоха. The State of the world’s children 2017: children in a digital world / UNICEF. - N. Y. , 2017. - 211 p. - Mode of access: https://www. UNICEF. Org/publications/index_101992. Html Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
239
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 039. Положение детей в современном мире: дети и цифровая эпоха. The State of the world’s children 2017: children in a digital world / UNICEF. - N. Y. , 2017. - 211 p. - Mode of access: https://www. UNICEF. Org/publications/index_101992. Html»

сти, вызванные, например, распространением искусственного интеллекта. Одновременно нельзя забывать и о том, что процессы цифровизации и роботизации могут оставить без работы много людей, хотя существуют оценки, согласно которым появится новая занятость, так как для обслуживания элементов цифровой экономики тоже требуются кадры. Очевидно, что цифровая экономика является мощным акселератором экономического роста и снижения материальных затрат. Одновременно она может породить негативные социально-экономические последствия, которые могут привести к росту безработицы и усилению неравенства в распределении доходов (2).

Список литературы

1. Степанова Е. Цифровая экономика. Что это? // Вовремя.ру. - 2017. - 27.07. -Режим доступа: http://vo-vremya.ru/stati/it/cifrovaya-ekonomika-chto-eto/

2. Цифровая экономика: Мнения экспертов // Инвест-форсайт. Деловой журнал. -2017. - 25.01. - Режим доступа: https://www.if24.ru/tsifrovaya-ekonomika/

3. Янсити М., Лакхани К. «Экономика платформ» // Harvard business rev. (Россия). - 2017. - 15.11. - Режим доступа: http://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/ fenomeny/a23621/

4. Brenner W. What is digital economy? // Deloitte. - Mode of access: https://www2. deloitte.com/mt/en/pages/technology/articles/mt-what-is-digital-economy.html

5. Bussemer T., Krell C., Meyer H. Social democratic values in the digital society. Challenges of the Fourth industrial revolution / / Social Europe. - L., 2016. - 19 p. -(Social Europe: Occasion paper; N 10).

6. Espinel V. The digital Economy: What is it and how will it transform our lives? / World economic forum. - 2016. - 10.11. - Mode of access: https://www.weforum. org/agenda/2016/11/the-digital-economy-what-is-it-and-how-will-it-transform-our-lives/

7. Khan S., Khan Sh., Aftab M. Digitilization and its impact on economy // International j. of digital library services. - 2015. - Vol. 2, N 5. - P. 138-149.

2018.04.039. ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ДЕТИ И ЦИФРОВАЯ ЭПОХА.

The state of the world's children 2017: Children in a digital world / UNICEF. - N.Y., 2017. - 211 p. - Mode of access: https://www.unicef. org/publications/index_101992.html

Ключевые слова: дети; цифровые технологии; цифровизация; образование; социальная инклюзия.

В публикации, изданной под эгидой ЮНИСЕФ (United Nations international children's emergency fund), рассматривается влияние цифровых технологий на положение детей во всем мире.

Эксперты анализируют возможности, которые предоставляет цифровизация детям, в особенности детям из бедных семей, социально маргинализированным, проживающим на территориях военных конфликтов и т.д. Прежде всего цифровые технологии позволяют трансформировать образовательный процесс. Развитием соответствующих технологий занимаются негосударственные организации, производители программного обеспечения и цифрового оборудования, образовательные учреждения по всему миру. Они разрабатывают и запускают новые цифровые продукты и услуги, представляющие собой образовательный контент высокого качества, электронные учебники, видеолекции. Цена этих продуктов снижается с каждым годом, что увеличивает их доступность. Такие продукты открывают возможности для более персонализированного обучения, позволяют студентам проходить обучение в удобном для них ритме, а также помогают преподавателям, испытывающим недостаток образовательных ресурсов.

Так, небольшая организация Jaago foundation в Бангладеш, основанная в 2007 г., используя интерактивные видеотехнологии для конференций, связывает учителей и классы школ, находящихся в сельских районах и / или в городах, которые испытывают нехватку педагогических кадров и образовательных ресурсов. Таким образом, в настоящий момент проходят обучение 2500 учеников в 13 школах (с. 16).

Цифровизация способствует росту социальной инклюзии в сфере образования. Однако важно отметить, что цифровые технологии наиболее эффективно помогают там, где уже налажены образовательные процессы (мотивация студентов, педагогический подход). Они не могут исправить проблемы неэффективной бюрократии и сами по себе решить проблему инклюзии.

Разделение населения планеты на тех, кто имеет доступ и может пользоваться цифровыми технологиями, и тех, у кого нет такой возможности, усугубляет проблемы социально-экономического развития. 81% населения развитых стран пользуется Интерне-

том, тогда как в развивающихся странах пользователи Интернета составляют лишь 40%, а в наименее развитых странах - всего 15%. Если в Африке трое из пяти молодых людей в возрасте 15-24 лет не имеют доступа к Интернету, то в Европе лишь один из 25 молодых людей не пользуется интернет-коммуникациями (с. 43). Цифровое разделение определяется не только возможностью выхода в Интернет, но и тем, что 56% сайтов ведётся на английском языке, поэтому многие дети не могут найти контент, полезный для их развития, который они могли бы понять и выбрать для использования. Ограничения также связаны с отсутствием навыков работы с цифровыми технологиями у потенциальных пользователей компьютеров, которые позволяют максимально использовать онлайн-возможности, в том числе и в области образования. По мере того как дети вступают во взрослую жизнь и выходят на рынок труда, цифровые навыки всё в большей степени будут определять их способность получать доход.

Для развития цифровых навыков у детей ЮНИСЕФ осуществляет программу «Connect my school», в которой также участвуют общественные организации и частные инвесторы. Пилотный проект в рамках данной программы был осуществлен в четырех школах удаленных районов Камеруна, а также в двух столичных школах. Школьники получили электронные планшеты, школы оснастили спутниковой интернет-связью.

Важно отметить, что, используя онлайн-коммуникации, дети могут сталкиваться с рядом угроз и злоупотреблений. Специалисты делят интернет-риски для детей на три категории (с. 73).

1. Контент-риск возникает, когда ребенок сталкивается с материалами неподобающего содержания (секс, порнография, жестокость, расизм, дискриминация), или материалами, продвигающими модели опасного поведения (нанесение себе вреда, самоубийство, анорексия).

2. Риск опасных контактов возникает, когда ребенок участвует в коммуникации с лицами, способными причинить ему вред (склоняя к нездоровому поведению, сексуальному злоупотреблению).

3. Поведенческие риски возникают, когда ребенок создает с помощью цифровых технологий контент, наносящий вред другим детям.

Кроме того, возникает опасность нарушения личного пространства и идентичности детей со стороны сервисов массовой обработки данных, которая стала возможной благодаря развитию Интернет-коммуникаций. Важно продолжать выявлять и анализировать ситуации уязвимости детей как пользователей Интернета, чтобы, с одной стороны, защитить их от опасности, а с другой - обеспечить им возможность использовать блага цифровой коммуникации.

Эксперты рекомендуют контролировать пользование детей Интернетом. Но при этом важно, чтобы взрослые не ограничивали использование цифровых коммуникаций, а скорее регулировали этот процесс. Особое внимание авторы предлагают обращать на онлайн-контент и особенности цифрового опыта детей (что они делают онлайн и зачем), что может в большей степени защитить ребенка, чем ограничение времени, проводимого им в Интернете.

Специалисты ЮНИСЕФ формулируют основные цели политики в области защиты и расширения возможностей детей в эпоху цифровизации (с. 124-129):

1) обеспечить всех детей дешевым доступом к высококачественным цифровым ресурсам;

2) защищать детей от опасностей, возникающих при цифровой коммуникации;

3) защищать личное пространство и идентификацию детей в цифровой коммуникации;

4) повышать цифровую грамотность детей для обеспечения их информированности, инклюзии и безопасности в Интернете;

5) привлекать частный сектор к продвижению этических стандартов и практик, защищающих и расширяющих возможности детей при использовании онлайн-коммуникаций.

О.Н. Пряжникоеа

2018.04.040. С.Н. СМИРНОВ. ЗАНЯТОСТЬ: МОТИВАЦИЯ, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В ОБЩЕСТВЕННОМ СЕКТОРЕ (НА ПРИМЕРЕ ХОРВАТИИ). (Обзор).

Ключевые слова: рынок труда; занятость; малые и средние предприятия; заработная плата; бюджетный сектор экономики.

Поведение различных участников рынка труда - органов государственного управления, работодателей и работников - невоз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.