Научная статья на тему '2018. 04. 029. Казанова Х. Дивергентные глобальные пути секуляризации и религиозного плюрализма: лекция в честь Карела Доббелера. Casanova J. The Karel Dobbelaere lecture: divergent global roads to secularization and religious pluralism // social Compass. - Louvain, 2018. - Vol. 65, n 2. - p. 187-198'

2018. 04. 029. Казанова Х. Дивергентные глобальные пути секуляризации и религиозного плюрализма: лекция в честь Карела Доббелера. Casanova J. The Karel Dobbelaere lecture: divergent global roads to secularization and religious pluralism // social Compass. - Louvain, 2018. - Vol. 65, n 2. - p. 187-198 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
97
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ / СОВРЕМЕННОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КОЛОНИАЛИЗМ / СВЕТСКОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЕВРОПА / США / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / П. БЕРГЕР / К. ДОББЕЛЕР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 029. Казанова Х. Дивергентные глобальные пути секуляризации и религиозного плюрализма: лекция в честь Карела Доббелера. Casanova J. The Karel Dobbelaere lecture: divergent global roads to secularization and religious pluralism // social Compass. - Louvain, 2018. - Vol. 65, n 2. - p. 187-198»

2018.04.029. КАЗАНОВА Х. ДИВЕРГЕНТНЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПУТИ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ И РЕЛИГИОЗНОГО ПЛЮРАЛИЗМА: ЛЕКЦИЯ В ЧЕСТЬ КАРЕЛА ДОББЕЛЕРА.

CASANOVA J. The Karel Dobbelaere lecture: Divergent global roads to secularization and religious pluralism // Social compass. - Louvain, 2018. - Vol. 65, N 2. - P. 187-198.

Ключевые слова: секуляризация; религия; религиозный плюрализм; современность; глобализация; колониализм; светскость; государственно-религиозные отношения; межрелигиозные отношения; Европа; США; Латинская Америка; П. Бергер; К. Доббелер.

Реферируемая статья представляет собой лекцию известного испанского и американского социолога религии, специалиста в области теории глобализации и секуляризации, профессора Джордж-таунского университета Х. Казановы (Jose Casanova), прочитанную им на заседании Международного общества социологии религии (International Society for the Sociology of Religion, ISSR). Лекция, посвященная осмыслению места религии в современном мире, названа автором в честь бывшего президента ISSR, бельгийского социолога религии К. Доббелера.

Автор отмечает, что теория современности (modernity) изначально основывалась на концепции всемирно-исторического движения и соответствующем представлении о произошедшей смене двух типов общественной формации - от «традиционной» (Gemeinschaft) к «современной» (Gesellschaft). «Традиционная» религия и «современная» секуляризация в этом контексте рассматривались как частный случай этих дихотомических категорий, выражающих процессуальное видение истории, которое также связано с атеистическими взглядами Просвещения. Вместе с тем, отмечает автор, в результате своей многолетней научной деятельности он был вынужден подвергнуть пересмотру такой подход к пониманию секуляризации (с. 188-189).

Как наглядно показал в своих работах социолог религии П. Бергер, широко распространенное у мыслителей XIX-XX вв. представление о неизбежном вырождении религии в условиях модернизации и научно-технического прогресса оказалось ошибочным Автор считает особенно важной новаторскую идею, изложенную в фундаментальной работе П. Бергера 2014 г. «Многие алтари

современности: К парадигме религии в эпоху плюрализма»1, в соответствии с которой следует различать два вида плюрализма: сосуществование различных религий и разные способы взаимодействия религиозного и секулярного сознания. Вместе с тем, по мнению автора, недостаток подхода П. Бергера заключается в том, что он рассматривал эти феномены в парадигме западной теории модернизации, в соответствии с которой современность (modernity) считается носителем (carrier) и катализатором обоих видов плюрализма - «мультирелигиозного» и «религозно-секулярного». Х. Ка-занова соглашается с тезисом, что европейская современность способствовала секуляризации и, соответственно, развитию второго вида плюрализма. Вместе с тем, считает автор, важнейшим фактором, оказавшим влияние на формирование первого, «мультирели-гиозного» типа плюрализма, является не современность сама по себе, а процессы глобализации, нашедшие выражение в европейском колониальном расширении (с. 189). Автор утверждает, что «глобальная религиозная плюрализация возникает до западной се-кулярной современности... в эпоху межрелигиозных контактов, которые сопровождали европейское колониальное расширение. Европейская современность приводит к секуляризации, но не обязательно к религиозной плюрализации. Глобализация приводит к религиозной плюрализации, но не обязательно к секуляризации» (с. 190).

Началом процессов развития обоих видов плюрализма автор предлагает считать 1492 г. (с. 190). Х. Казанова указывает, что континентальные европейские общества были «гомогенными» как в «эпоху веры», так и в течение современного периода «неверия» (с. 191). В других частях света наблюдается иной характер процессов секуляризации и плюрализации. Например, рассматривая систему религиозного плюрализма в США, Х. Казанова указывает на тот факт, что американские колонии стали убежищем для различных религиозных меньшинств, которые были вынуждены эмигрировать из Европы из-за притеснений, трансатлантическая работорговля принесла в Соединенные Штаты африканские религии и пр. Автор заключает, что «религиозно-секулярная дифференциация,

1 Berger P. The many altars of modernity: Towards a paradigm for religion in a pluralist age. - Boston: Walter de Gruyter, 2014. - 147 p.

которая впервые возникла в Западной Европе, посредством глобализации была распространена на весь мир. Однако это стало результатом не процессов... связанных с модернизацией, а скорее результатом глобальной европейской колониальной экспансии и межцивилизационной динамики... Можно утверждать, что модели европейской секуляризации не могут быть полностью поняты, если игнорировать решающее значение, которое имели колониальные имперские контакты для развития Европы» (с. 192). Парадокс, указывает Х. Казанова, заключается в том, что глобализация западноевропейского «религиозно-секулярного режима» приводит не к «уходу от религии», как это имело место в Европе, но, как и в США, к различным видам новых религиозных преобразований (с. 192).

Сходные с происходящими в европейской и американской моделях процессы плюрализации можно обнаружить в Квебеке и в Бразилии соответственно. До 1960-х годов Квебек был одним из самых религиозных обществ не только во всей Канаде, но и во всей Северной Америке, где повсеместно был распространен католицизм. В течение одного поколения, в результате «тихой революции», Квебек подвергся резкому процессу секуляризации, и сегодня этот регион является, возможно, самым секуляризованным в Северной Америке, его население стало гомогенно светским и «посткатолическим». Как и в Западной Европе, динамика мультирелиги-озного плюрализма была связана только с прибытием эмигрантов. В 1960-х годах Бразилия также пережила свою «тихую светскую революцию» и перестала быть религиозным католическим обществом. Но «деконфессионализация» государства и населения привела не к радикальной однородной секуляризации, а, скорее, к «взрыву» мультирелигиозной плюрализации - широко распространились пя-тидесятничество и трансформировавшиеся афроамериканские религии, а также другие духовные традиции, при этом Бразилия продолжает оставаться одним из глобальных центров католицизма. Сходную картину можно увидеть и в других странах Латинской Америки (с. 193-194). Автор останавливается на описании характера процессов секулярзации, религиозной плюрализации и глобализации в странах БРИКС и в Южной Корее (с. 195). Х. Казанова отмечает, что в исламском мире также существует множество разновидностей плюрализма. Например, Турция предлагает модель

конфронтации между религией и светским обществом, сродную французской, Сенегал и Индонезия представляют собой светское государство с высоким уровнем религиозного многообразия, близкое к американской модели, и пр. (с. 195-196).

В заключение автор указывает на парадоксальность того факта, что возникшая и институционализированная на Западе, а затем распространенная на весь мир «секулярная структура» стала гарантом системы, утверждающей равенство и защиту свободного исповедания разных религий. Сакрализация прав человека и права каждого человека на свободу вероисповедания служат сегодня основополагающим принципом «глобальной плюралистической религиозной системы» (с. 195).

С.В. Мельник

2018.04.030. РИНК А., ШАРМА К. ДЕТЕРМИНАНТЫ РЕЛИГИОЗНОЙ РАДИКАЛИЗАЦИИ: ВЗГЛЯД ИЗ КЕНИИ. RINK A., SHARMA K. The determinants of religious radicalization: Evidence from Kenya // Journal of conflict resolution. - Thousand Oaks, 2018. - Vol. 62 (6). - P. 1229-1261.

Ключевые слова: радикализация; религия; экстремизм; насилие; терроризм; причины; ислам; христианство; межрелигиозные отношения; Кения.

Распространение экстремизма и терроризма, использующего религиозную риторику, сегодня является одним из главных вызовов для всего мирового сообщества. Авторы указывают, что экспертами были предложены различные объяснения этого феномена на «психологическом микроуровне», «ориентированном на процессы (process-oriented)» в общине «мезоуровне» и «социополитиче-ском макроуровне». А. Ринк и К. Шарма отмечают, что недостаток многих предложенных гипотез заключался в том, что они не учитывали в должной мере эмпирические данные. В рассматриваемой статье авторы представляют анализ различных подходов к объяснению религиозного насилия и радикализма на основании изучения ситуации в Кении (с. 1229-1230).

А. Ринк и К. Шарма делают краткий обзор религиозной радикализации в Кении, указывая, что за последние 20 лет случаи «насилия, совершаемого во имя религии», стали постоянным явле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.