Научная статья на тему '2018.04.028. САНКАН Л. ПЯТЬ ОСНОВ МЕНЕДЖМЕНТА XXI ВЕКА. CINQUIN L. LES CINQ FONDEMENTS DU MANAGEMENT DU XXIE SIèCLE // HARVARD BUSINESS REVIEW. FRANCE'

2018.04.028. САНКАН Л. ПЯТЬ ОСНОВ МЕНЕДЖМЕНТА XXI ВЕКА. CINQUIN L. LES CINQ FONDEMENTS DU MANAGEMENT DU XXIE SIèCLE // HARVARD BUSINESS REVIEW. FRANCE Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА / ФУНКЦИИ МЕНЕДЖЕРА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018.04.028. САНКАН Л. ПЯТЬ ОСНОВ МЕНЕДЖМЕНТА XXI ВЕКА. CINQUIN L. LES CINQ FONDEMENTS DU MANAGEMENT DU XXIE SIèCLE // HARVARD BUSINESS REVIEW. FRANCE»

3. Hill L.A., Davis G. The board's new innovation imperative // Harvard business rev. -Boston, 2017. - Vol. 95, N 11/12. - P. 102-109. - Mode of access: https://hbr.org/2017/11/the-boards-new-innovation-imperative

4. Law, finance, and the international mobility of corporate governance / Cumming D., Filatotchev I., Knill A., Reeb D.M., Senbet L. // J. of intern. business studies.-2017. - Vol. 48, N 2. - P. 123-147. - Mode of access: https://link.springer.com/ article/10.1057/s41267-016-0063-7

2018.04.028. САНКАНЛ. ПЯТЬ ОСНОВ МЕНЕДЖМЕНТА XXI ВЕКА.

CINQUIN L. Les cinq fondements du management du XXIe siècle // Harvard business review. France. Chroniques d'experts. - 2018. -10.04. - Mode of access: https://www.hbrfrance.fr/chroniques-experts/2018/04/19807-cinq-fondements-management-xxie-siecle/

Ключевые слова: принципы менеджмента; функции менеджера; цифровизация экономики; организационная культура предприятия.

В статье генерального директора консалтинговой компании Octo Technology, специализирующейся на технологических и управленческих инновациях, анализируются особенности практики менеджмента в условиях всеобщей цифровизации экономики.

В XXI в. повышение эффективности работы предприятия, как на коллективном, так и на индивидуальном уровне, отмечает автор, требует создания новых моделей управления, в том числе и таких радикальных, как, например, модель освобожденного предприятия (l'entreprise libérée). Данная модель основана на доверии и автономии и предоставляет каждому работнику право предпринимать любые действия, которые, как он считает, принесут предприятию наибольшую пользу.

Задача менеджмента состоит в определении организационных средств и методов, которые позволят предприятию достичь своих целей с имеющимися в его распоряжении ресурсами. В XX в. ответом промышленности на задачи, связанные с организацией массового производства сложных продуктов достаточно высокого качества при низкой квалификации работников, были принципы тейлоризма. От персонала современных предприятий требуются не физические, а когнитивные способности, позволяющие работнику не просто производить продукты на конвейере, а постоянно адап-

тировать их потребительские свойства к быстрым изменениям спроса и конкуренции.

За последние 15 лет произошли и существенные изменения в условиях функционирования предприятия благодаря информационным и коммуникационным технологиям, развитие которых можно проследить на примерах влияния компаний Google, Apple, Facebook и Amazon. В эпоху Google, пишет автор, информация стала свободной и открытой, перестав быть только достоянием руководителя. В эпоху Amazon и облачных технологий индивид получил доступ к информации, ранее доступной лишь организациям. В эру Facebook наряду с горизонтальными и вертикальными появляются сетевые связи, выходящие за рамки предприятия. В эпоху Apple и мобильной связи резко меняются характеристики труда, связанные с его географическим размещением, временными параметрами. И менеджмент не может игнорировать эти фундаментальные изменения. Трудности и условия, с которыми сталкивается предприятие в цифровом мире, описываются такими определениями, как изменчивость, неопределенность, сложность и неоднозначность. В этом мире приоритетной задачей менеджера должно стать стимулирование обучения, креативности, инициативности.

В связи с этим автор выделяет пять основных принципов современного менеджмента.

1. Придание труду содержательности и смысла. Это требование соответствует ожиданиям молодого поколения и общества по отношению к труду: время безусловного повиновения или жертв ради гипотетической карьеры прошло. Труд должен быть мотивированным, доставляющим удовольствие и способствующим прогрессу общества. Наемный работник является клиентом «марки нанимателя», и, следовательно, чтобы быть эффективным, должен разделять его ценности. Поэтому менеджер должен переосмыслить систему понятий, чтобы вписать свою команду в эту концепцию.

2. Развитие самостоятельности. Контроль не только порождает бюрократизацию и неэффективность, но и демотивирует сотрудников, ставя под сомнение их ответственность и честность. Поэтому менеджер должен противодействовать чрезмерной эскалации процедур надзора и контроля.

3. Открытие информации. В течение длительного времени владение информацией, считавшееся привилегией и смыслом вла-

сти, делало ее эксклюзивной. Отказ от этого принципа позволяет всем работникам «почувствовать» ситуацию и получить возможность внести свой вклад в деятельность предприятия. Речь идет о серьезнейшем культурном изменении, особенно для менеджеров, которые отныне являются не посредниками и хранителями информации, а основным звеном ее распространения и использования.

4. Развитие сообразительности и итеративных подходов. Постепенное продвижение вперед с помощью методов дизайн-мышления (design thinking). Это означает решение различных задач на основе творческого, а не аналитического подхода, что облегчает понимание неудачи, восприятие идей или новых обстоятельств, и, следовательно, способствует инновации. Менеджер должен в большей мере опираться на факты и экспериментирование, чем на теории и модели.

5. Признание права на ошибку. Инновации по определению предполагают оригинальные подходы, не дающие никаких гарантий успеха. Право на ошибку, если оно способствует прогрессу, является не лицензией на посредственность, а стимулом для принятия риска. Менеджер не должен внушать сотрудникам чувство вины или давать уроки: его задача состоит в снятии напряжения, выявлении положительных сторон и направлений улучшения.

Указанные изменения в практике менеджмента прежде всего подтверждают главенство человеческого аспекта управления. Менеджер - не раздающий приказы бригадир и не контролер, а тренер, развивающий потенциал сотрудников. Он и сам должен развиваться и осваивать новые методы и компетенции. Но для этого предприятие должно изменить свою организацию, системы оценки и стимулирования, продвижения и профессиональной подготовки, т.е. фактически свою организационную культуру.

И.Ю. Жилина

2018.04.029. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ. Perceived organizational support: A meta-analytic evaluation of organizational support theory / Kurtessis J.N., Eisenberger R., Ford M.T., Buffardi L.C., Stewart K.A., Adis C.S. // J. of management. - 2017. -Vol. 43, N 6. - P. 1854-1884. - Mode of access: http://journals.sage pub. om/doi/full/10.1177/0149206315575554

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.