Научная статья на тему '2018.04.009. ДИКМАНН Ф. ЧТО ОЗНАЧАЕТ РЕШЕНИЕ ВТО ДЛЯ AIRBUS И ЕС. DIEKMANN F. WAS DAS WTO-URTEIL FüR AIRBUS UND DIE EU BEDEUTET // SPIEGEL. - 2018. - 16.05. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.SPIEGEL.DE/WIRT SCHAFT/UNTERNEHMEN/AIRBUS-SUBVENTIONEN-WAS-DAS-URTEIL-DER-WTO-BEDEU TET-A-1208146.HTML'

2018.04.009. ДИКМАНН Ф. ЧТО ОЗНАЧАЕТ РЕШЕНИЕ ВТО ДЛЯ AIRBUS И ЕС. DIEKMANN F. WAS DAS WTO-URTEIL FüR AIRBUS UND DIE EU BEDEUTET // SPIEGEL. - 2018. - 16.05. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.SPIEGEL.DE/WIRT SCHAFT/UNTERNEHMEN/AIRBUS-SUBVENTIONEN-WAS-DAS-URTEIL-DER-WTO-BEDEU TET-A-1208146.HTML Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / СПОРЫ / СУБСИДИИ / ОТВЕТНЫЕ МЕРЫ / ЕС / США / AIRBUS / BOEING / АВИАСТРОЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018.04.009. ДИКМАНН Ф. ЧТО ОЗНАЧАЕТ РЕШЕНИЕ ВТО ДЛЯ AIRBUS И ЕС. DIEKMANN F. WAS DAS WTO-URTEIL FüR AIRBUS UND DIE EU BEDEUTET // SPIEGEL. - 2018. - 16.05. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.SPIEGEL.DE/WIRT SCHAFT/UNTERNEHMEN/AIRBUS-SUBVENTIONEN-WAS-DAS-URTEIL-DER-WTO-BEDEU TET-A-1208146.HTML»

2018.04.009. ДИКМАННФ. ЧТО ОЗНАЧАЕТ РЕШЕНИЕ ВТО ДЛЯ AIRBUS И ЕС.

DIEKMANN F. Was das WTO-Urteil für Airbus und die EU bedeutet // Spiegel. - 2018. - 16.05. - Mode of access: http://www.spiegel.de/wirt schaft/unternehmen/airbus-subventionen-was-das-urteil-der-wto-bedeu tet-a-1208146.html

Ключевые слова: ВТО; споры; субсидии; ответные меры; ЕС; США; Airbus; Boeing; авиастроение.

Статья эксперта по экономическим вопросам немецкого издания Spiegel Ф. Дикмана посвящена анализу возможных последствий принятия Всемирной торговой организацией (ВТО) решения о незаконности получаемых европейской компанией Airbus субсидий.

Согласно принятому в мае 2018 г. решению ВТО по итогам спора, продолжавшегося 14 лет, европейский авиастроительный концерн Airbus получал огромные государственные субсидии. Американская компания Boeing, крупнейший конкурент Airbus, оценила размер незаконных субсидий в более чем 22 млрд долл. В связи с этим правительство США пригрозило ЕС штрафными санкциями.

Автор задается рядом вопросов относительно последствий рассматриваемого решения ВТО. Во-первых, должен ли Airbus вернуть полученные миллиардные субсидии? На этот вопрос автор дает отрицательный ответ, поскольку в решении ВТО речь шла не о возможном возврате субсидий, а о том, что незаконная государственная поддержка должна прекратиться.

Что касается выплаты ЕС компенсации США за причиненный от субсидирования ущерб, то, как полагает Н. Кайенбург, юрист и специалист по правовому регулированию в сфере авиастроения, мнение которого приводится в статье, о ней можно говорить лишь как о теоретической возможности. Чтобы эта выплата стала реально возможной, обе стороны должны прийти к согласию относительно суммы такого платежа, что практически исключено. Такая ситуация отсылает к основной проблеме ВТО. Исполнение решений этой международной организации во многом зависит от доброй воли спорящих сторон, поскольку механизма принуждения к исполнению решений не существует. Все же принятое решение может иметь ощутимые финансовые последствия для ЕС, посколь-

ку оно дает США право применить соразмерные ответные меры. Это может быть повышение таможенных пошлин, причем и на товары, не являвшиеся предметом данного спора.

Второй вопрос, рассматриваемый автором, касается того, закончен ли теперь спор по делу Airbus и Boeing. И на этот вопрос автор также дает отрицательный ответ, поскольку имеется еще один спор: ЕС в свою очередь подал жалобу на США в связи с незаконным субсидированием Boeing. В обоих спорах ВТО уже неоднократно выносила решения о том, что в 2010-2012 гг. Boeing, так же как и Airbus, получал значительные незаконные субсидии, и давала рекомендации по прекращению данной практики. В 2016 и 2017 гг. ВТО установила, что обе компании по-прежнему пользовались незаконными субсидиями. В каждом случае обе стороны подавали апелляцию. По спору, начатому ЕС в отношении США, решение будет вынесено в 2018 г.

Третий вопрос, рассматриваемый автором, связан с характером субсидий. В случае жалобы США против ЕС речь идет прежде всего о так называемом «начальном финансировании» (Anschub-finanzierung) государствами - членами ЕС запуска в производство различных моделей самолетов Airbus. Иными словами, Германия и другие государства-члены ЕС предоставляют концерну заем, который Airbus возвращает после того как соответствующие модели появятся на рынке и начнут приносить прибыль. Со своей стороны, Airbus и ЕС считают субсидиями многомиллиардные программы США на развитие вооружений и космонавтики, в которых участвует Boeing. Кроме того, речь идет о крупных налоговых скидках, предоставляемых Вашингтоном концерну Boeing за то, что он продолжает строить самолеты на территории США.

Четвертый вопрос относится к сумме, в которую могут обойтись ЕС штрафные пошлины США. Ни Boeing, ни Airbus не называют конкретных цифр. Здесь важен не размер незаконных субсидий, а ущерб, причиненный субсидированием. Boeing неопределенно заявляет о том, что размер пошлин может равняться миллиардным суммам в год, если (и пока) Airbus не устранит незаконные субсидии.

Пятый вопрос, ответ на который пытается найти автор, касается влияния принятого ВТО решения по поводу торгового конфликта между США и ЕС. Формальное завершение этого спора дает право США на ответные меры в отношении ЕС, а, предполо-

жительно, завершение параллельного спора через несколько месяцев предоставит аналогичные права ЕС. Таким образом, потенциально спор может еще больше обострить конфликт, который в настоящее время усугубляет своей политикой президент США Д. Трамп. Заявление его торгового представителя Р. Лайтицера о том, что правительство США использует любой инструмент для защиты американских рабочих мест, по мнению автора, говорит о многом. С. Мальмстрем, Европейский комиссар по торговле, ссылается на предстоящее решение ВТО относительно США. Она с нетерпением ожидает, будет ли признана законной масштабная и длительная поддержка США Boeing. Автор полагает, что такое высказывание Мальмстрем представляет собой явную угрозу применения ответных мер в отношении США.

Последний вопрос, поднимаемый автором, - о порядке урегулирования данного спора. Очевидно, что усилий одной ВТО, чтобы положить ему конец недостаточно. Исполнение решения ВТО зависит от готовности к этому Правительства США и Европейской комиссии. Поэтому, по сути, спор может быть урегулирован только путем переговоров США и ЕС. Стороны должны прийти к соглашению, какие формы государственной поддержки могут быть разрешены, а какие нет. Кайенбург указывает на то, что подобное соглашение уже было заключено в 1992 г., но впоследствии, в 2004 г., было расторгнуто США. Решающую роль при этом сыграла тогдашняя президентская предвыборная кампания.

Перспективы успеха подобных переговоров автор, однако, оценивает как невысокие. С начала спора в 2004 г. обе стороны -ЕС и США - не предприняли никаких конструктивных шагов в направлении разрешения спора, но исчерпали все тактические средства в рамках ВТО. Это произошло как раз во время президентского срока Б. Обамы. С учетом торгового конфликта, начатого Трампом, перспективы принятия приемлемого для обеих сторон решения становятся еще более отдаленными.

A.A. Сидоров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.