Научная статья на тему '2018. 04. 003. Юридическая герменевтика в XXI веке / под общ. Ред. Е. Н. Тонкова, Ю. Ю. Ветютнева. - СПб. : Алетейя, 2017. - 440 с'

2018. 04. 003. Юридическая герменевтика в XXI веке / под общ. Ред. Е. Н. Тонкова, Ю. Ю. Ветютнева. - СПб. : Алетейя, 2017. - 440 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
398
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА / ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ / ГЕРМЕНЕВТИКА ПРАВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 003. Юридическая герменевтика в XXI веке / под общ. Ред. Е. Н. Тонкова, Ю. Ю. Ветютнева. - СПб. : Алетейя, 2017. - 440 с»

более эффективной методологии в юриспруденции, а также в изучении права как академической дисциплины.

Список литературы

1. Brouwer R. The study of law as an academic discipline // Utrecht law review. -Utrecht, 2017. - Vol. 13, Issue 3. - P. 42-48.

Брауэр Р. Учение о праве как академическая дисциплина.

2. Methodology of legal research: Challenges and opportunities / Langbroek P., Bos K. van den, Thomas M.S., Milo M., Rossum W. van // Utrecht law review. - Utrecht, 2017. - Vol. 13, Issue 3. - P. 1-8.

Методология правовых исследований: Вызовы или возможности? / Ланг-брук П., Бос К. ван ден, Томас М.С., Мило М., Россум В. Ванн.

3. Tyler T.R. Methodology in legal research // Utrecht law review. - Utrecht, 2017. -Vol. 13, Issue 3. - P. 130-141.

Тайлер Т.Р. Методология в правовых исследованиях.

2018.04.003. ЮРИДИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА В XXI ВЕКЕ / Под общ. ред. Е.Н. Тонкова, Ю.Ю. Ветютнева. - СПб.: Алетейя, 2017. - 440 с.

Ключевые слова: юридическая герменевтика; толкование права; интерпретация юридических текстов; герменевтика права.

Книга представляет собой первое в России коллективное монографическое исследование юридической герменевтики. В ней описано современное состояние герменевтики как универсального и философски обоснованного метода интерпретации юридических текстов.

В монографии 19 глав, которые посвящены теоретическим основаниям и категориям герменевтики права, описанию ее основных методологических принципов, а также их использованию в юридической практике, в первую очередь в сфере правосудия. Авторы попытались дать широкий обзор теоретических и прикладных проблем применения герменевтического метода в сфере права и отмечают, что обращение к этому методу - не просто проявление тяги к новизне, выражающееся в обозначении новым термином хорошо известной концепции толкования юридических текстов.

Герменевтика, не отрицая рациональности и элементов научности в толковании текста, дополняет их элементами интуиции и образности. Аналитический подход, господствующий при проверке

истинности интерпретации, органически дополняется синтетическим мышлением, которое необходимо при переходе от понимания частей к постижению целого. Принятые в российской юридической науке представления о приемах и способах толкования права не только не противоречат идеям герменевтики, но, по существу, изначально являются ее частными аспектами [с. 398].

Исследование содержит также значительное количество фактологического материала, знакомит с понятийным аппаратом и специальной терминологией российских и зарубежных теорий интерпретации.

Авторы отмечают, что среди отечественных авторов герменевтика чаще всего воспринимается как теория интерпретации или истолкования смысла текстуальных, поведенческих и иных форм человеческой деятельности. Однако, по мнению авторов, современная философская герменевтика, связанная прежде всего с именами Э. Гуссерля, Г. Гадамера, М. Хайдеггера, представляет собой уже не просто методологию понимания или интерпретации, а философское направление, основанное на трактовке понимания как всеобъемлющего, универсального способа существования действующего, мыслящего человека. Герменевтика преодолевает ограниченность рационалистической модели познания мира, принимая за отправную точку последнего иррациональность человеческого бытия. Жизненный мир человека, неосознаваемый мир или фон интенциональных актов сознания формирует и направление, и интуитивный результат познания. Логика и диалектика важны, но они лишь оформляют этот результат познания: прежде объяснения мира и его событий необходимо понимание.

Авторы обращают внимание на важность осознания того, что герменевтика - не просто философское отрицание сциентизма и рационализма, это философское направление ориентирует на иное восприятие рационализма. Разумность, здравый смысл, интуиция правды, ценностное познание и иные компоненты человеческого мышления благодаря герменевтике возвращают теории познания целостность восприятия мира [с. 155].

В монографии рассматривается вопрос значения герменевтики права в сравнительно-правовых исследованиях. В герменевтике существуют определенные правила и принципы толкования текста, в частности, так называемый принцип герменевтического круга.

Данный принцип означает, что понимание целого возможно в результате уяснения смысла его отдельных частей, а понимание части обуславливается осознанием единого смысла всего целого. Проявления герменевтического круга многообразны. Простейшей единицей текста является слово, при этом каждое слово обладает многочисленными значениями. Соответственно оно становится понятным только при соотнесении его со всем предложением. Однако общий смысл предложения зависит от понимания отдельных составляющих его слов. Иными словами, в каждом случае части текста должны интерпретироваться в системе. Авторы отмечают, что применение принципа герменевтического круга незаменимо при сравнительно-правовых исследованиях правовых семей современности [с. 374].

Одна из глав монографии посвящена герменевтическим исследованиям в Республике Молдова и Румынии. Большинство авторов из Республики Молдова не оперируют термином «герменевтика», считая его слишком сложным для восприятия, и избегают использовать его при анализе форм и приемов интерпретации права. Такое отношение вызвано, помимо прочего, ощущением подозрительной неустойчивости объекта интерпретации, концептуальной структуры и используемых методов. Кроме того, негативное отношение вызвано еще и неоднозначностью интерпретируемых понятий, которые представляются трудными для понимания, зачастую противоречивыми с точки зрения требований последовательности и логичности.

В Румынии область толкования права, в том числе с точки зрения герменевтики, гораздо более изучена, чем в Республике Молдова; там был опубликован ряд монографий, инициирована публикация периодических изданий в этой области. Несмотря на то, что обращение к герменевтике осуществляется разными способами, - от эпистемологической переоценки, признания и уважения, с одной стороны, до недоверия, враждебности и презрения - с другой, преимущество отдается все же первому [с. 391].

Авторы отмечают, что многие аспекты, относящиеся к герменевтической интерпретации норм права, все еще не разъяснены, другие до сих пор являются предметом споров, из которых естественным образом вытекает настоятельная необходимость создания теоретических работ по интерпретации. Их будущее содержание

способно объединить опыт органов, уполномоченных толковать право, и практикующих специалистов, что поможет решению практических вопросов, возникающих в процессе применения права.

М.А. Белова

2018.04.004. ЦЗИН Х., РИСТХИУС Т. ПРАВО В ОБЩЕСТВЕ: СТАТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.

JING H., RIESTHUIS T. Studying law in society: Static and dynamic conceptions of social norms // Erasmus law review. - Rotterdam, 2016. -N 1. - P. 1-4. - Mode of access: http://www.erasmuslawreview.nl/ tijdschrift/ELR/2016/1/ELR-D-16-00005.pdf

Ключевые слова: теория права; социальные нормы; правовые нормы; статические и динамические концепции; концепция солидарности Дюргейма; концепция «зеркального тезиса»; теории интерпретации.

Авторы статьи - ученые из Университета Эразма в Роттердаме Цзин Хиа и Томас Ристхиус. С точки зрения теории правовые нормы представляют собой некие правила и принципы, изложенные, например, в актах парламента и неразрывно связанные с государственной властью. Само же понятие социальных норм неоднозначно, и дисциплины, имеющей их в качестве своего основного предмета, в настоящее время не существует. Социологическая наука в основном оперирует смежными терминами, такими как обычай, конвенция, роль, идентичность и культура. В общем виде социальные нормы могут быть определены как социальные явления, которые предписывают или запрещают определенное поведение при конкретных обстоятельствах и тем самым регулируют его

[с. 1].

В доктрине существуют два подхода в понимании природы социальных норм. Статические концепции основываются на ситуации всеобъемлющего консенсуса в обществе, динамические же принципиально отрицают возможность существования консенсуса, поэтому общепринятые убеждения в них всегда зависят от конкретной социальной группы, временного промежутка.

Статический подход нередко излагается в теориях, рассматривающих право и общество с позиции теории рационального вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.