Научная статья на тему '2018. 03. 065. Брувер Р. Изучение права как академической дисциплины. Brouwer R. The study of law as an Academic discipline // Utrecht law review. - Utrecht, 2017. - vol. 13, n 3. - p. 41-48'

2018. 03. 065. Брувер Р. Изучение права как академической дисциплины. Brouwer R. The study of law as an Academic discipline // Utrecht law review. - Utrecht, 2017. - vol. 13, n 3. - p. 41-48 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗУЧЕНИЕ ПРАВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРАВО / АНГЛИЙСКИЕ ЮРИСТЫ / ПРОФЕССИЯ ЮРИСТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 03. 065. Брувер Р. Изучение права как академической дисциплины. Brouwer R. The study of law as an Academic discipline // Utrecht law review. - Utrecht, 2017. - vol. 13, n 3. - p. 41-48»

Самостоятельным фактором, определяющим тенденции в интернационализации юридического образования, выступает стоимость приобретения профессии «юрист». В большинстве стран она существенно возросла, в то время как ожидания успеха в профессии или на рынке труда оправдываются далеко не всегда. Поиск инновационной бизнес-модели юридического образования является центральным вопросом в повестке дня профессиональных сообществ. К примеру, Д. Уилкинс (D. Wilkins), К. Уэй (C. Way), С. Вестфол (S. Westfahl) предлагают четырехфазную модель юридического образования и повышения квалификации по типу продолжающегося образования, считая, что образование не является конечным действием.

Т.В. Захаров

2018.03.065. БРУВЕР Р. ИЗУЧЕНИЕ ПРАВА КАК АКАДЕМИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

BROUWER R. The study of law as an academic discipline // Utrecht law review. - Utrecht, 2017. - Vol. 13, N 3. - P. 41-48.

Ключевые слова: изучение права; профессиональное образование; материальное право; английские юристы; профессия юрист.

Статья написана доцентом факультета права, экономики и управления Университета Утрехта (Faculty of law, economics and government at Utrecht university) (Нидерланды). В ней рассматриваются методы изучения права как самостоятельного общественного явления, проводится их сравнение с методами естественных и гуманитарных наук.

В отличие от античных Афин, где не возникло традиций материального права, от Англии периода нормандского завоевания, где изучение общего права приравнивалось к усвоению судебной практики, изучение права на европейском континенте стало частью системы профессионального образования с момента появления университетов. В этом отношении университеты континентальной Европы сыграли большую роль в развитии правовых систем как таковых.

Даже сегодня, когда изучение права в Великобритании стало важной частью университетских учебных планов, оно все еще мар-

гинализировано. Будущие английские юристы не нуждаются в академической степени в области права. Имея любую университетскую степень, они могут взять годичные профессиональные курсы, готовящие к практической реализации наиболее важных аспектов английского права.

В континентальной Европе традиции изучения права были заложены совместным прочтением учителями и учениками византийских компиляций богатого правового наследия Древнего Рима, где особое значение имела система (правового) обоснования судебных решений. В Западной Европе заново открытый «Свод Юстиниана» (включая, прежде всего, «Институции») был введен в обучение праву в XI в., а с XV в. в Европе начался процесс адаптации римских правовых форм к современным историческим условиям (например, в 1619-1621 гг. Г. Гроцием (H. Grotius) было написано «Введение в право Голландии»). С завершением в конце XIX -начале XX в. данного процесса (обусловившего формирование современных национальных правовых традиций европейских государств) задачи правоведов радикально изменились. «Юристы, доселе - короли права, были обречены на мытарство» (Б. Лаузен (B. Lahusen)) [цит. по: с. 44].

Академическое изучение доктринального права не является чем-то самим собой разумеющимся. Объяснение права возможно различными путями. Ионийские философы объясняли появление и гибель существ в категориях «наказание», «воздаяние» и «несправедливость» (Анаксимандр Милетский, 610-546 гг. до н.э.), а суть человеческих законов во взаимосвязи с законом божественным (Гераклит Эфесский, 535-475 гг. до н.э.). В V и IV вв. до н.э. продолжились дискуссии об источнике законности (justice), искомой и в природе (Платон, 427-347 гг. до н.э.), и в соглашении (Протагор Абдерский, 490-420 гг. до н.э., Антифон из Рамнунта, 480-411 гг. до н.э.). Подобное абстрактное осмысление права стало частью традиции профессионального образования в Западной Европе, также изначально за счет совместного прочтения античных текстов.

«Философия» права является предметом, заслуживающим самостоятельного изучения. Автор видит специальное, междисциплинарное место права в системе наук, допускающее применение в его изучении методологии и естественных и гуманитарных наук.

Сравнение права с гуманитарными науками, возможно, наиболее очевидное. Понимая под предметом гуманитарных наук творения человеческого ума - историю, языки, культуру и т.п., мы знаем, что основной метод их изучения - интерпретация. Если рассматривать право как свод более или менее абстрактных правил, то применение их в конкретной ситуации требует соответствующего истолкования. Подобный подход свойствен традиции европейского континентального гражданского права. Однако даже в американском правоведении Р. Дворкин (R. Dvorkin) выделял две теории интерпретации. Одну - в отношении функционирования правовой системы США, делая акцент на элементы гражданского права, такие как конституция, кодексы и статуты, а также на либеральные методы их интерпретации. Другую - в отношении законотворческого процесса, сравнивая его с написанием объединенной сюжетом серии новелл, где разные авторы добавляют свою часть на основании прочтения и интерпретации ранее написанного. В правоведении Нидерландов О. Шолтен (P. Scholten) предложил ставшее классическим деление толкования на грамматическое, историческое и телеологическое.

Более широкий подход к предмету изучения (в отличие от фокусирования на праве как текстах) предлагает «внутренний эс-сенциализм» (internal essentialism) (М. Нуссбаум (M. Nussbaum)) -для обеспечения социальной законности следует прийти к пониманию (интерпретации) человека как такового, его исторического опыта.

Корни аналогий в изучении права и изучении естественных наук также лежат в античной философии. Согласно, возможно, Гераклиту, а позднее - стоикам, право понималось как физическая сила, приводящая мир в порядок. Во взаимосвязи с данной силой человеческие законы и должны объясняться. Более приземленно связь права и природы раскрывается теориями о предмете и методах естественных наук.

Первым примером является позитивизм. Параллель между позитивизмом в естественных науках и позитивизмом в праве может быть проведена уже в связи с ограничениями, устанавливаемыми в обоих случаях в отношении возможного предмета изучения. Согласно логическому позитивизму Р. Карнапа (R. Carnap), предметом научного изучения могут быть лишь предположения,

имеющие значение в системе знаний, выражающие непосредственные эмпирические данные. Иные предположения должны быть отвергнуты как метафизические. Одна из главных задач ученого, по мнению Р. Карнапа, - организовать имеющие значение предположения в стройную систему таким образом, чтобы понимание мира освободилось от традиций и предубеждений.

Согласно правовым позитивистам Г. Харту (H. Hart) и Г. Кельзену (G. Kelsen)), право должно изучаться в его «чистой» форме - так как оно признаётся и утверждается обществом. Г. Харт ввел понятие «правила признания» (rules of recognition), посредством которых правовые нормы должны отграничиваться от норм иных видов. Г. Кельзен ввел понятие «основная норма» (basic norm, Grundnorm), дающая начало последующим правовым предписаниям. Для Г. Кельзена (в отличие от Г. Харта) одной из главных задач юриста является прояснение системных, синтактических связей между нормами. Таким образом может быть достигнута важная цель - отделение права от морали и подобных норм, называемых О. Нейратом (O. Neurath) и другими членами Венского кружка «осколками тысячелетия».

Вторым примером является критический рационализм К. Поппера (K. Popper), выступившего с осуждением позитивизма за излишний акцент на базовых категориях, в которых должны выражаться чувственные данные. Согласно К. Попперу, задача ученого - создавать провокационные теории, что рискованно, но привносит в науку новое знание, если в итоге неверность теории не может быть доказана.

Доводы критического рационализма К. Поппера применялись в праве голландским юристом М. Барендрехтом (M. Barendrecht). Вместо того чтобы формулировать неопределенные нормы, способные привести к широкой вариативности в применении, юристам следует создавать нормы настольно точные, насколько возможно. Рискованные формулировки располагают к спорам, что служит разрушению законности в целом.

Третий пример - «натуралистский уклон» (naturalist turn). Термин «натуралистский» может звучать курьезно применительно к науке, однако, тем не менее, можно наблюдать возрождающийся интерес к эссенциализму и реализму. Не претендуя на возврат к метафизическому эссенциализму Аристотеля, натуралисты приво-

дят аргументы в пользу того, что наука в большей степени имеет дело не с упорядочиванием эмпирических данных, а с поиском сущности природы (Х. Путнам (H. Putnam), С. Крипке (S. Kripke)). Натуралистский сдвиг в праве выразился в утверждении, что право не может изучаться как набор правил, независимо от его природных или социальных основ. Согласно американским представителям правового реализма, изучение права требует сосредоточения на фактическом поведении участников правовых отношений (Б. Лейтер (B. Leiter), М. Этчеменди (M. Etchemendy)). Законность должна соотноситься с природой человека.

Сравнение методов естественных и гуманитарных наук с методами изучения права можно рассматривать лишь как поиск идей для постижения права как академической дисциплины. Доступная методология позволяет установить связи права с другими дисциплинами, делая его изучение более продуктивным.

Т.В. Захаров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.