Научная статья на тему '2018. 03. 064. Флуд Д. Глобальное соперничество за юридическое образование. Flood J. The global contest for legal education // the calling of law: the pivotal role of vocational legal education / ed. By F. Westwood, K. Barton. - L. : Routledge, 2016. - p. 13-34'

2018. 03. 064. Флуд Д. Глобальное соперничество за юридическое образование. Flood J. The global contest for legal education // the calling of law: the pivotal role of vocational legal education / ed. By F. Westwood, K. Barton. - L. : Routledge, 2016. - p. 13-34 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССИЯ "ЮРИСТ" / ЮРИДИЧЕСКИЕ ФИРМЫ / ГЛОБАЛЬНОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 03. 064. Флуд Д. Глобальное соперничество за юридическое образование. Flood J. The global contest for legal education // the calling of law: the pivotal role of vocational legal education / ed. By F. Westwood, K. Barton. - L. : Routledge, 2016. - p. 13-34»

существуют, не означает, что их использование предпочтительно в обучении [4, с. 192].

Список литературы

1. Abbas Z., MacFarlane A., Robinson L. Use of mobile technologies by law students in the law library: An exploratory study // Legal information management. - Cambridge, 2017. - Vol. 17, N 3. - P. 180-189.

Аббас З., Макфарлейн Э., Робинсон Л. Использование студентами-юристами мобильных технологий в юридических библиотеках: поисковое исследование.

2. Davies L. Law PORT: An online training initiative to improve the legal information skills of postgraduate researchers // Legal information management. - Cambridge, 2017. - Vol. 17, N 3. - P. 162-170.

Дейвис Л. Правовой порт: Проект онлайн-обучения для повышения у аспирантов навыков работы с правовой информацией.

3. Gazzini T. A fresh look at teaching international law-A few pedagogical considerations in the age of communications // Leiden journal of international law. - Cambridge, 2016. - Vol. 29, N 4. - P. 971-978.

Газзини Т. Свежий взгляд на преподавание международного права - некоторые педагогические подходы в век коммуникаций.

4. Law student views on the principles of a legal research website: A user experience study / Intahchomphoo Ch., Jeske M., Landriault E., Brown M. // Legal information management. - Cambridge, 2016. - Vol. 16, N 3. - P. 187-196. Интахчомпху Ч., Джеске М., Ландрио Э., Браун М. Мнение студентов-юристов об интернет-сайте «Принципы правовых исследований»: изучение опыта пользователя.

2018.03.064. ФЛУД Д. ГЛОБАЛЬНОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО ЗА ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

FLOOD J. The global contest for legal education // The calling of law: The pivotal role of vocational legal education / Ed. by F. Westwood, K. Barton. - L.: Routledge, 2016. - P. 13-34.

Ключевые слова: юридическое образование; юридическая практика; образовательная система; профессия «юрист»; юридические фирмы; глобальное соперничество.

Статья написана профессором права и социологии Университета Вестминстера (University of Westminster) (Великобритания). В ней рассматриваются предпосылки интернационализации юридического образования, а также проблемы, с которыми сталкиваются национальные образовательные системы.

Во всем мире юридическое образование переживает в настоящее время драматические изменения. Число желающих обучаться в школах права США падает из-за дороговизны и недостатка рабочих мест, способных возместить затраченные (одолженные) средства. Повсюду юридическое образование сталкивается с требованиями рынка и ориентируется на практику в ущерб академической значимости.

Налицо, по мнению автора, тенденция американизации юридического образования, выражающаяся в адаптации системы степеней юридического образования США, как презюмируется, к практике. Причинами этого являются: 1) глобализация и развитие технологий; 2) сдвиг от полицентричной к моноцентричной модели образования и изменение порядка вступления в профессию «юрист»; 3) ре-профессионализация специальности «юрист» в международных юридических фирмах.

Помимо публичных проявлений «правовой» глобализации, т.е. появления глобальных публично-правовых институтов (ООН, ОБСЕ, ЕС и др.), автор рассматривает частное «управление» глобальной правовой сферой. Фонды и неправительственные организации реализуют проекты по распространению моделей юридического образования и систем либеральной законности в странах третьего мира. Инвестиционные банки, аудиторские и юридические фирмы, выходя на глобальные рынки, выбирают политико-правовые модели доступа к предоставляемым ими услугам. Крупные юридические фирмы артикулируют нормативный порядок международных контрактов, реализуемых по всему миру. К примеру, они сыграли ведущую роль в разработке международных стандартов, применяемых Международной ассоциацией профессиональных участников рынка свопов и деривативов (International swaps and derivatives association).

Крупные юридические фирмы, участвующие в разработке и реализации международных контрактов, продвигают западную модель общего права (а точнее, право штата Нью-Йорк (США) и право Великобритании - Нью-Йорк и Лондон являлись центрами глобализации финансовых рыков, поэтому избиралась приемлемая для них правовая техника). Комплексные, детализированные и исчерпывающие англо-американские контракты стремятся учитывать любые случайности, чем принципиально отличаются от стиля кон-

тинентальной Европы, ориентированного на кодификацию частного права.

Проявления глобализации стали фактором, определяющим качество и востребованность подготовки специалистов в национальных системах юридического образования. США, Австралия, ряд стран континентальной Европы и Китай активно борются за долю рынка обучения профессии «юрист».

Развитие технологий оказало воздействие на юридическую практику. Коммуникационные технологии обеспечивают взаимовлияние национальных рынков предоставления правовых услуг. Широкое распространение, к примеру, получило перераспределение английскими фирмами части работы на дешевых рынках правовых услуг Индии. Технологии помогают юридическим фирмам эффективно координировать работу подразделений с узкой специализацией.

Однако применение технологий не получило должного развития в юридическом образовании. Компьютеры используются в образовательном процессе лишь как средство фиксации и визуализации информации. Даже такая относительно простая возможность, как создание систем моделирования и симуляции, используется крайне редко.

Рынок предоставления правовых услуг пополняется специалистами разной подготовки, в связи с этим важно определить, какие формы юридического образования должны быть выделены. Ключевое значение, по мнению автора, имеют пропорции теоретического образования и практической подготовки. Философские, моральные и этические ценности, являющиеся основой правовой системы, относятся к теоретической составляющей юридического образования, равно как и основополагающие элементы права, природа правовых явлений и т.п. Именно они позволяют юристу эффективно действовать в состоянии неопределенности. В то же время вероятность неопределенности значительно ниже в технической правовой работе (составлении документов, процедурах взаимодействия с официальными органами и т.п.).

Вариативность моделей (полицентричность) юридического образования Великобритании предоставляет студентам широкие возможности для занятия должностей на разных ступенях иерархии юридической профессии по мере приобретения необходимых на-

выков. Однако это может вселять в студентов ложные надежды, так как несмотря на бюрократическую стратификацию профессии работодатели будут искать наилучшее соотношение квалификации, навыков практической работы и харизмы. Совет коллегий адвокатов и юридических обществ Европы (Council of bars and law societies of Europe (CCBE)) не считает полицентричность приемлемой моделью гармонизации юридического образования в Европе. Однако он не только не предлагает иную модель образования, но и не видит необходимости в гармонизации его академической основы в связи с фундаментальными различиями (национальных) образовательных систем.

Автор считает, что возможный успех полицентричной модели зависит от двух факторов: 1) объема и качества навыков, необходимых для предоставления конкретного вида правовой услуги; 2) адаптации вариативности к рынку правовых услуг (консервативных в отношении инноваций).

Американская модель является полицентричной - порядок приобретения степени высшего юридического образования и получения допуска к работе единообразно систематизирован в соответствии с потребностями практики. Однако многие проблемы остаются общими для Великобритании и США. К примеру, многие полагают, что необходим более высокий возрастной и образовательный ценз для допуска к профессии. Остается опасение, что юристы с более высокой подготовкой рекрутируются коммерческим сектором в ущерб социальному и гуманитарному.

Национальное юридическое образование не может рассматриваться изолированно от остального мира. Модель допуска к практике на основании базового юридического образования (undergraduate legal degree), дополненного курсами профессиональной аттестации, теряет свою привлекательность в иных странах. Критика того, что необходимость полноценного юридического образования (graduate legal degree) ограничивает для многих доступ к профессии, противопоставляется доводам о необходимости полноты понимания права. Приобретение более полной квалификации в праве предпочтительно с позиции нанимателей. Связь между образованием и практикой становится сильнее, и, таким образом, идея либерального юридического образования более не является идеалом.

Самостоятельным фактором, определяющим тенденции в интернационализации юридического образования, выступает стоимость приобретения профессии «юрист». В большинстве стран она существенно возросла, в то время как ожидания успеха в профессии или на рынке труда оправдываются далеко не всегда. Поиск инновационной бизнес-модели юридического образования является центральным вопросом в повестке дня профессиональных сообществ. К примеру, Д. Уилкинс (D. Wilkins), К. Уэй (C. Way), С. Вестфол (S. Westfahl) предлагают четырехфазную модель юридического образования и повышения квалификации по типу продолжающегося образования, считая, что образование не является конечным действием.

Т.В. Захаров

2018.03.065. БРУВЕР Р. ИЗУЧЕНИЕ ПРАВА КАК АКАДЕМИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

BROUWER R. The study of law as an academic discipline // Utrecht law review. - Utrecht, 2017. - Vol. 13, N 3. - P. 41-48.

Ключевые слова: изучение права; профессиональное образование; материальное право; английские юристы; профессия юрист.

Статья написана доцентом факультета права, экономики и управления Университета Утрехта (Faculty of law, economics and government at Utrecht university) (Нидерланды). В ней рассматриваются методы изучения права как самостоятельного общественного явления, проводится их сравнение с методами естественных и гуманитарных наук.

В отличие от античных Афин, где не возникло традиций материального права, от Англии периода нормандского завоевания, где изучение общего права приравнивалось к усвоению судебной практики, изучение права на европейском континенте стало частью системы профессионального образования с момента появления университетов. В этом отношении университеты континентальной Европы сыграли большую роль в развитии правовых систем как таковых.

Даже сегодня, когда изучение права в Великобритании стало важной частью университетских учебных планов, оно все еще мар-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.