Научная статья на тему '2018. 03. 040. Польман Х. Г. Человек, бездна - Уильям шекспир и его мировоззрение. Pohlmann H. G. der Mensch, ein Abgrund - William Shakespeare und seine Weltanschauung // neue Zeitschrift fur systematische Theologie und Religionsphilosophie. - Berlin, 2016. - bd. 58, H. 4. - S. 574-577'

2018. 03. 040. Польман Х. Г. Человек, бездна - Уильям шекспир и его мировоззрение. Pohlmann H. G. der Mensch, ein Abgrund - William Shakespeare und seine Weltanschauung // neue Zeitschrift fur systematische Theologie und Religionsphilosophie. - Berlin, 2016. - bd. 58, H. 4. - S. 574-577 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШЕКСПИР / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / АНТРОПОЛОГИЯ / ЧЕЛОВЕК / ЗЛО / ДОБРО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 03. 040. Польман Х. Г. Человек, бездна - Уильям шекспир и его мировоззрение. Pohlmann H. G. der Mensch, ein Abgrund - William Shakespeare und seine Weltanschauung // neue Zeitschrift fur systematische Theologie und Religionsphilosophie. - Berlin, 2016. - bd. 58, H. 4. - S. 574-577»

историко-метафизической перспективе «всеобщего опустошения», завершает Меринг (с. 228).

С. В. Погорельская

2018.03.040. ПОЛЬМАН Х.Г. ЧЕЛОВЕК, БЕЗДНА - УИЛЬЯМ ШЕКСПИР И ЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

POHLMANN H.G. Der Mensch, ein Abgrund - William Shakespeare und Seine Weltanschauung // Neue Zeitschrift fur systematische Theologie und Religionsphilosophie. - Berlin, 2016. - Bd. 58, H. 4. -S. 574-577.

Ключевые слова: Шекспир; мировоззрение; антропология; человек; зло; добро.

Х.Г. Польман эксплицирует философию жизни человека в произведениях У. Шекспира, показывая и доказывая, что его творчество по-прежнему остается таким же актуальным, как и 400 лет назад, потому что анализирует и ярко представляет глубинные эк-зистенциалы поведенческих стереотипов, структуру и сущности феномена, называемого человеком. Шекспир описывает бездну зла в человеке и его заброшенность в мире. Его злодеи упиваются своим злом, тем, что они злы, как «Макбет» и «Ричард III», эти кровожадные убийцы. Макбет убивает короля и многих других людей, чтобы стать самому королем и обезопасить свой трон. А горбатый Ричард III губит своего брата и лиц, имеющих право на высшую власть, включая детей, до тех пор, пока сам не становится королем. В начале этой трагедии хор ведьм поет: «Прекрасно ненавистное, ненавистное прекрасно!»

Читая о негодяях у Шекспира, пишет Польман, мы думаем о Гитлере, Сталине, Мао, Пол Поте. Но в каждом из нас есть негодяй, который способен на все. Мы все открываем в себе монстра: «Брут, и ты тоже?..» - спрашивает Цезарь своего убийцу и лучшего друга перед лицом смерти в драме «Юлий Цезарь» (с. 574-575). Так изображаются клоуны власти того времени и сегодняшнего, целый паноптикум психопатов. Мир как психушка. Это верно как и для перерастающей в безумие ревности «Отелло», которую мы все хорошо знаем, так и для страшной силы Эроса в «Антонии и Клеопатре» Шекспира. Нам известно и о том, что может создать недо-

понимание в любовных отношениях, которое ведет «Ромео и Джульетту» к гибели и заканчивается их смертью.

Современны и отчаяние короля Лира, который сходит с ума, потому что потерял все, что ему было любимо и дорого, и колеблющийся Гамлет, который не предпринимает ничего, подсеченный сомнениями и размышлениями, неспособный к действиям, хотя должен отомстить за смерть отца, отравленного братом Клавдием, намеревающимся жениться на матери Гамлета, чтобы стать королем. Гамлет - это тип современного профессора, Гамлет как профессиональная болезнь профессоров, которые ничего не хотят утверждать и устанавливать, все оставляя открытым. А когда он действует, то по ошибке закалывает безвредного Полония, доводя затем его дочь Офелию до самоубийства. Гамлету принадлежат также слова, ставшие, полагает Польман, мотто нашего времени: «Быть или не быть, вот в чем вопрос».

В драмах Шекспира умирают все. Его персонажи - создания мрака. И мы, пережившие абсурдный театр Беккета и Ионеско, имеем теперь театр абсурда вокруг себя.

Шекспир писал и комедии, его «Много шума из ничего» так же актуальна сейчас, как и его трагедии. Особенно если подумать о плоском смысле и поверхностности современных массмедиа.

Гёте и Е. Лаатс писали о «трагическом у Шекспира». Зло у него - это судьба, рок, который возлагается на человека. По мнению автора статьи, здесь в Шекспира слишком много привносится: его персонажи - это приятные злодеи, и они не должны быть такими (с. 575). И мир Шекспира не далек от нашего: бездонное падение, цинизм конца света, цивилизация без корней. Задним планом ужасного мира английского гения было хаотичное время, в котором от жил (1564-1616). В испанской империи, которая тогда простиралась от Южной Италии и Иберийского полуострова, включая в себя Нидерланды, до Латинской Америки, свирепствовала инквизиция, державшая людей в страхе своими кострами, на которых жгли еретиков. Филипп II Испанский, правивший с 1656 по 1698 г., хотел насильственно католизировать весь мир: собрав армаду из 130 кораблей, он намеревался завоевать Англию, низложить королеву-еретичку Елизавету I и вновь сделать эту страну католической. Однако шторм 1588 г. разметал весь этот флот, а с остатками разобрались английские моряки. В свою очередь Елизавета I жес-

токо подавила католическую оппозицию в своей стране. Во Франции с 1652 по 1598 г. бушевала Гугенотская война между протестантами и католиками со всеми ужасами Бартоломеевской ночи 1572 г., когда во время свадьбы - примирения двух религиозных партий - было убито 20 000 гугенотов, из них 3000 - в Париже. Еще одной катастрофой шекспировского времени был неудавшийся пороховой заговор, когда английские католики надеялись в 1605 г. при открытии парламента в Лондоне взорвать протестантского короля Якова I вместе с его семьей, правительством и всеми парламентариями. Заговор не удался, а заговорщиков в 1606 г. казнили с невиданной жестокостью. Сам Лондон, в котором тогда жил Шекспир, был мрачным местом: чума, завезенная моряками, никогда полностью не была побеждена, преступность процветала, а на Лондонском мосту стояли деревянные столбы с нанизанными на них головами преступников (с. 576).

Далее Польман приводит основные факты биографии Шекспира, упоминая, что он учился в Латинской школе, был женат, имел детей. Однако оставил семью по неизвестной причине и переехал в Лондон, где был актером Глоуб-театра, для которого и писал свои произведения, зная, какие вещи нравятся его 3000 зрителям. Среди последних были ремесленники и учащиеся, - на самых дешевых местах, стоимостью в пенни, стоявшие под открытым небом в дождь и холод, - а также бюргеры и знать, прикрытые крышей, но никакое место не было удалено от сцены дальше, чем на 20 метров. В отличие от современных, это был в полном смысле слова народный театр, для которого Шекспир и написал свои 36 пьес, стилистически безупречных и измеривших всю высоту и глубину человеческих душ так, что, по мнению автора, и мы, современные люди, видим в них свои отражения. Польман говорит о громадных познаниях, титанизме во всем, чего касался этот гений, называя его «великим кудесником», считая величайшим наряду с Данте и Гёте. Гёте писал о нем: «Уильям, звезда высочайшей выси». Автор статьи тем не менее приводит, среди других лестных, и не столь высокие оценки Вольтера, отзывавшегося об английском гении как о «пьяном дикаре» (с. 577).

В 1610-1611 гг. Шекспир ушел из театра, перестал писать и вернулся в родной городок Стратфорд-на-Эйвоне, где купил не-

движимость и перестал быть гением, став мелким обывателем. Он умер в 1616 г. в возрасте 52 лет.

Из этого трудно сделать какой-либо вывод, считает Польман. Послание Шекспира о бездонном зле и ослеплении человека обладает и сегодня подавляющей актуальностью, если посмотреть, что происходит в нашем мире, в великом и малом. Шекспир учит нас, -и это понимание автора, его толкование, - что этот мир не стал лучше благодаря христианству: оно его не изменило. Мир изменится, только если изменимся мы.

А.М. Гагинский

2018.03.041. ПУЩАЕВ Ю.В. ИНТЕРВЬЮ С А.М. ПЯТИГОРСКИМ О К. ПОППЕРЕ, Э. ИЛЬЕНКОВЕ И НЕСБЫВШИХСЯ НАДЕЖДАХ НА ФИЛОСОФСКОЕ СВОБОДОМЫСЛИЕ.

Ключевые слова: А.М. Пятигорский; М.К. Мамардашвили; Э.В. Ильенков; К. Поппер; диалектика; философская среда; философское свободомыслие.

Это интервью с А.М. Пятигорским взято с сайта цгнии.ини-онран.рф, где было впервые опубликовано в декабре 2017 г.1 Интервью бралось для журнала «Вопросы философии», где автор тогда работал редактором, но по каким-то причинам, о которых я уже не помню, так и не было принято редакцией. Возможно, о нем просто забыли в текучке и суете редакционной жизни. На сегодня очевидна его актуальность, потому что высказанные Пятигорским мысли о философской среде в России и за рубежом сохраняют свое значение и нетривиальный интерес.

Дело происходило на конференции, посвященной Мерабу Мамардашвили в Перми в апреле 2007 г., на второй день конференции. Ее на свои деньги организовал какой-то местный бизнесмен, и он же оплатил приезд из Лондона Пятигорского. Я там делал критический доклад о политическом аспекте философствования Мамардашвили. Если вкратце, я говорил об ошибочности философии истории Мамардашвили и связанном с этим, на мой взгляд, крахе его общественно-политических надежд и устремлений по

1 Режим доступа: Шр://цгнии.инионран.рф/агсЫуе8/684 (Дата обращения: 11.03.2018.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.