Научная статья на тему '2018. 03. 032. Бауэр Э. К. Стареющие мужчины в произведениях Томаса Манна "Смерть в Венеции" и "хомо Фабер" Макса Фриша. Bauer E. K. aging men in Thomas Mann’s "der Tod in Venedig" and max Frisch’s "Homo Faber" // the German Quarterly. - Philadelphia etc, 2015. - vol. 88, n 1. - p. 22-42'

2018. 03. 032. Бауэр Э. К. Стареющие мужчины в произведениях Томаса Манна "Смерть в Венеции" и "хомо Фабер" Макса Фриша. Bauer E. K. aging men in Thomas Mann’s "der Tod in Venedig" and max Frisch’s "Homo Faber" // the German Quarterly. - Philadelphia etc, 2015. - vol. 88, n 1. - p. 22-42 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
135
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ / ТЕМА ВОЗРАСТА И СЕКСУАЛЬНОСТИ / СТРАХ СМЕРТИ В ЛИТЕРАТУРЕ / НЕМЕЦКОЯЗЫЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ В.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 03. 032. Бауэр Э. К. Стареющие мужчины в произведениях Томаса Манна "Смерть в Венеции" и "хомо Фабер" Макса Фриша. Bauer E. K. aging men in Thomas Mann’s "der Tod in Venedig" and max Frisch’s "Homo Faber" // the German Quarterly. - Philadelphia etc, 2015. - vol. 88, n 1. - p. 22-42»

The mourning after. Attending the wake of postmodernism / Ed. by. Brooks N., Toth J. - Amsterdam: Rodopi BV, 2007. - 318 p.

3. Докс Э. Постмодернизм мертв.

Docx E. Postmodernism is dead: Essay // Prospect magazine. - L., 2011. - 20.07. -Mode of access: https://www.prospectmagazine.co.uk/magazine/postmodernism-is-dead-va-exhibition-age-of-authenticism

4. Гиббонс Э. Постмодернизм мертв. Что дальше?

Gibbons A. Postmodernism is dead. What comes next? // Times literary supplement. -L., 2017. - 12.06. - Mode of access: http://www.the-tls.co.uk/articles/public/ postmodernism-dead-comes-next/

5. Кёрби А. Смерть постмодернизма и что будет дальше.

Kirby А. The death of postmodernism and beyond // Philosophy now: A magazine of ideas. - L., 2006. - N 58. - P. 34-37.

6. Кёрби А. Как новые технологии демонтируют постмодерн и перестраивают нашу культуру.

Kirby А. How new technologies dismantle the postmodern and reconfigure our culture. - N.Y.; L.: Continuum, 2009. - 282 p.

2018.03.032. БАУЭР Э.К. СТАРЕЮЩИЕ МУЖЧИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ТОМАСА МАННА «СМЕРТЬ В ВЕНЕЦИИ» И «ХОМО ФАБЕР» МАКСА ФРИША.

BAUER E.K. Aging Men in Thomas Mann's «Der Tod in Venedig» and Max Frisch's «Homo faber» // The German quarterly. - Philadelphia etc, 2015. - Vol. 88, N 1. - P. 22-42.

Ключевые слова: старение в художественной литературе; тема возраста и сексуальности; страх смерти в литературе; немецкоязычная литература ХХ в.

В реферируемой статье Эстер К. Бауэр рассматривает образы стареющих мужчин и те изменения, с которыми они сталкиваются по достижении определенного возраста, в художественных текстах немецкоязычных писателей ХХ в. Томаса Манна и Макса Фриша.

В дневниковых записях Макса Фриша имеется упоминание о мужском клубе под названием «Объединение самоубийств», члены которого клянутся совершить суицид, как только заметят признаки собственного старения. Минимальный возраст для вступления в сообщество - 50 лет. Еще в античности этот возраст считался «критическим» и связывался с «кризисом среднего возраста», с которым сталкиваются и литературные герои, рассматриваемые в реферируемой статье, - Вальтер Фабер из романа Макса Фриша «Хомо

Фабер» (1957) и Густав фон Ашенбах из новеллы «Смерть в Венеции» (1912) Томаса Манна.

Инженер Фабер и писатель Ашенбах - уважаемые мужчины, представители бюргерского сословия, обладатели финансовых и социальных привилегий, тесно связанных с их социальным и профессиональным успехом. С возрастом учащаются эпизоды, когда эти герои ощущают неспособность играть те же роли с прежним удовлетворением и успехом, и это ставит под угрозу их привилегированное положение.

В названных произведениях Т. Манн и М. Фриш раскрывают устойчивые представления, связанные не только с возрастом, но и с полом; исследуют напряжения между субъективным, физическим и социальным возрастом человека, тесно переплетенные, в свою очередь, с определенными гендерными стереотипами. В текстах проявляются «запретные» желания героев: Ашенбах испытывает влечение к мальчику-подростку, а Фабер влюбляется в юную Сабет, не зная, правда, что она его дочь. «Запретность» желаний отражает кризис мужественности, иллюстрируя социальную и психологическую власть традиционных стереотипов мужского и одновременно неустойчивость формируемого ими образа.

Оба текста сопоставляются в статье в контексте мужского варианта кризиса среднего возраста, выводящего на передний план возраст, страх утраты привилегий, болезнь и сексуальность в корреляции с отцовством, семейными структурами и ценностями. По мнению автора статьи, М. Фриш и Т. Манн ломают устойчивую традицию нарратива о кризисе среднего возраста. Одним из известных классических рассказов подобного рода был гетевский «Мужчина пятидесяти лет», где пожилые мужчины были представлены иначе: в попытках доказать свою мужественность, например соблазняя молодых женщин.

Автор статьи подчеркивает, что стереотипный образ западного мужчины из бюргерского сословия начал формироваться в конце XVIII в. и существует до сих пор в связи с представлениями, подразумевающими мужество, физическую силу, честь и хорошие манеры, амбиции, рациональность и уверенность в себе. Набор вышеперечисленных качеств, автоматически приписываемых «мужскому», порождает ожидания, связанные с обеспечением семьи, накоплением богатств и, при необходимости, с их защитой.

В начале ХХ в. индустриализация, женское движение, урбанизация катализировали изменения в бюргерском сословии, которые продолжали воплощаться в жизнь на протяжении последующих десятилетий и к концу ХХ в. существенно изменили представления о гендерных ролях. Новелла «Смерть в Венеции» была написана в 1912 г., в самом начале этого пути, а «Гомо Фабер» - в 1957 г., ближе к концу.

И Т. Манн, и М. Фриш неоднократно подчеркивают возраст героев, поставленных перед лицом снижения умственных и физических возможностей. Борьба Ашенбаха с преклонным возрастом организует сюжет новеллы Т. Манна. Физическое и умственное истощение мешает реализации его творческих устремлений, а подавление гомоэротического желания требует все больше сил, в то время как его привилегированное социальное положение «буржуазного писателя» оказывается под угрозой.

Герой остро реагирует на свой возраст. С одной стороны, он боится умереть прежде, чем завершит свое произведение, и по этой причине также стремится к омоложению. С другой стороны, он устал от самодисциплины и жесткого распорядка, хочет вырваться из надоевшей ему рутины, от которой зависят успех и репутация. Подобные проявления считались типичными для мужчин в критическом возрасте: врачи часто советовали им прогулки и перемену мест, пишет автор статьи. Именно к такому объяснению прибегает Ашенбах, оправдывая своу поездку в Венецию.

Переживания по поводу собственного возраста и мужественности сходят на нет под влиянием страсти к Тадзио, четырнадцатилетнему польскому аристократу. Избегая словесного контакта, писатель лишь пристально наблюдает за мальчиком, который вызывает у него желание. Несмотря на фактический пол, объект обожания наделяется женскими чертами: у него светлые вьющиеся волосы, тонкие руки, прекрасный рот. Резкий контраст между собственной «старостью» и «молодостью» возлюбленного провоцирует у Ашенбаха вспышки отвращения к самому себе. Поначалу он предпринимает попытки стать привлекательным: старается выглядеть молодо за счет аксессуаров, духов и украшений, но остается по-прежнему «стареющим мужчиной». Двойственно и его собственное отношение к попыткам омолодиться: предпринимая их сам, с одной стороны, он презирает тех, кто также пытается вернуть мо-

лодость и выглядят фальшиво. Его собственные попытки также оказываются тщетными.

Герой романа М. Фриша Вальтер Фабер хочет, подобно Эшенбаху, вырваться из упорядоченной буржуазной жизни, поскольку ощущает утрату устойчивости из-за упадка физических и умственных сил. У него обнаруживают рак желудка, и ему не хватает энергии, чтобы продолжать выполнить ответственную работу, поддерживать на уровне привычную социальную и романтическую жизнь.

Многие критики помещают в центр романа М. Фриша противопоставление «мужской» и «женской» перспектив - точек зрения Вальтера и Ганны, однако в реферируемой статье предложено прочтение его как истории о «кризисе среднего возраста», и тогда главной мотивацией действий протагониста оказывается страх «утраты мужественности» в процессе старения. Таким образом, главный конфликт между стареющим мужчиной и буржуазным обществом перемещается «внутрь» героя и оказывается его внутренним конфликтом. Старение переживается как телесный процесс, влияющий не только на мужественность, но и на социальное положение.

Для инженера Фабера профессия напрямую связана с его мужественностью. Подавляемые воспоминания о первом сексуальном опыте с учительницей математики гораздо старше его, к тому же вскоре скончавшейся, в которых угадывается источник его отвращения ко всему телесному и женскому, накладываются на опыт его собственного старения и порождают тяжелый кризис. Вальтер чувствует утрату контроля в отношениях с женщинами. Случайная встреча с братом лучшего друга студенческих лет напоминает о забытой любви: Ганне. Они расстались, когда Ганна ждала ребенка, и теперь Фабер ощущает вину. Более того, назойливая нынешняя возлюбленная Айви настаивает на свадьбе, что становится поводом для разрыва отношений.

Фабер успокаивает себя, что переживает свои «лучшие годы», однако отражение в зеркале говорит об обратном. Пытаясь восстановить контроль над мужественностью и собственной жизнью, он отправляется навестить своего друга в джунглях Гватемалы в надежде вернуть мужскую дружбу и возродить прошлое, связанное с ощущением уверенности в себе. Но находит лишь мертвое

тело друга: время нельзя повернуть вспять. К тому же и сам он постоянно испытывает ощущения, напоминающие о слабости тела: обильно потеет, чувствует усталость.

Названные страхи вновь побуждают его к бегству: он предпринимает трансатлантическое путешествие, заводит отношения с гораздо более молодой девушкой по имени Сабет. Предвкушая совместное путешествие с ней, чувствует себя как никогда молодым. В Сабет его притягивает не только не вполне осознаваемое им сходство с Ганной, но и молодость, сила, спонтанность, эмоциональность, любовь к жизни. Но это мечта - она умирает от укуса змеи, к тому же оказавшись его дочерью, о рождении которой Ган-на не сообщила ему.

Неожиданная встреча с Ганной показывает ему, насколько трудно игнорировать процесс старения. Он сталкивается не только со своей старой любовью, но и с ее постаревшим телом. По мере осознания неизбежности старения, собственной физической хрупкости у него проявляется интерес к способам взаимодействия с другими людьми, достигающий максимума во время короткого пребывания на Кубе: там ему хочется быть вовлеченным в жизнь этого народа, вступать с кубинцами в словесный и сексуальный контакт, чему однако препятствует физическая слабость. Фабер уже не может вернуться к прежнему образу жизни, однако не видит жизни вне общества, и ему остается только мечтать о будущем.

Э. Бауэр подчеркивает, что в названных текстах Т. Манна и М. Фриша возраст мужчины и связанные с ним социальные стереотипы играют центральную роль, воздействуя как бы «изнутри» сознания протагонистов. Кризисные истории отражают комплекс взаимосвязей мужской физиологии и устойчивых представлений о социальном статусе. Причиной внутренних кризисов в обоих случаях становится неспособность соответствовать «социально-позитивному» мужскому образу в силу возрастных физических и психических изменений, однако отчаянное сопротивление Фабера и Ашенбаха представлено лишь изматывающим и бесполезным.

Д.Р. Абрамова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.