Научная статья на тему '2018. 03. 029. Антон К. Ориентация экологии средств коммуникации на философию и философские проблемы. Anton C. media ecological orientations to philosophy and philosophical problems // Review of communication. - London, 2017. - vol. 17, n 4. - p. 224-239'

2018. 03. 029. Антон К. Ориентация экологии средств коммуникации на философию и философские проблемы. Anton C. media ecological orientations to philosophy and philosophical problems // Review of communication. - London, 2017. - vol. 17, n 4. - p. 224-239 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ / ФИЛОСОФИЯ ЭКОЛОГИИ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / СРЕДА / ФИЛОСОФИЯ / МЕДИА / КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 03. 029. Антон К. Ориентация экологии средств коммуникации на философию и философские проблемы. Anton C. media ecological orientations to philosophy and philosophical problems // Review of communication. - London, 2017. - vol. 17, n 4. - p. 224-239»

2018.03.029. АНТОН К. ОРИЕНТАЦИЯ ЭКОЛОГИИ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ НА ФИЛОСОФИЮ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.

ANTON C. Media ecological orientations to philosophy and philosophical problems // Review of communication. - London, 2017. -Vol. 17, N 4. - P. 224-239.

Ключевые слова: экология средств коммуникации; философия экологии; окружающая среда; среда; философия; медиа; коммуникационная теория; информатизация; технологическое развитие; философские проблемы; история философии.

Экология средств коммуникации (media ecology) представляет собой исследовательское направление, появившееся в Канаде и США в конце 1950-х годов, в котором предметы человеческой деятельности (артефакты) рассматриваются в контексте их коммуникативной значимости и создаваемой ими особой среды. Существенное внимание в рамках этого научного направления уделяется исследованию влияния на человека и общество среды, которую образуют электронные коммуникации. Рассматриваемая работа представляет собой вводную статью специального номера журнала «Обзор коммуникации» («Review of Communication»), целиком посвященного теме экологии средств коммуникации, в которой описываются основные подходы этого исследовательского направления и анализируется его соотношение с философией.

К. Антон определяет экологию средств коммуникации как «мультидисциплинарное изучение окружающей среды (environment) как коммуникации и коммуникации как окружающей среды» (с. 225). Автор указывает, что коммуникационные технологии не просто являются частью окружающей среды, но формируют свою особую среду, влияющую на восприятие и мышление людей, социальные отношения, культуру, политику. Когда любая технология становится доминирующей, она сливается со средой, «становясь невидимой основой со своими собственными правами». Для иллюстрации этого тезиса рассматриваются последствия появления таких артефактов как часы и книга. Например, отмечает автор, таблетки, контролирующие появление детей, привели к таким последствиям как более позднее вступление супругов в брак и его «компаньонский» характер, большее количество женщин в кол-

леджах, рост конкуренции на рабочих местах, появление гаражей на две машины и т.д. (с. 225-226). Также описывается создание особой среды после появления смартфона и широко внедрения интеллектуальных электронных технологий в вещи повседневного быта, когда современный человек, например, покупая машину, приобретает не просто средство передвижения, а «компьютер на колесах» (с. 226-227).

Анализируя соотношение экологии средств коммуникации и философии, автор характеризует первую как метадисциплинарную область исследований, которая опирается на философию, равно как на антропологию, археологию, экономику, образование, историю, литературу, поэзию, психологию, социологию, теорию систем и др. Экология средств коммуникации, в отличие от философии, в основном фокусируется на практических проблемах, таких как стратегическое развитие городов, строительство учебных пространств и платформ, формы медиаактивности и журналистики и пр. Вместе с тем, исследуя различные специализированные области знания, например развитие западной истории и культуры в зависимости от средств коммуникации, медиаэкология затрагивает такие философские вопросы как: Откуда это произошло? Из чего состоит вселенная (включая меня)? Откуда я знаю, что я должен делать? и пр. То есть, выявляя закономерности в исследуемой области, которые могут быть учтены разными специализированными научными дисциплинами, экология средств коммуникации предлагает новые идеи и формулирует новые проблемы для дальнейшего философского рассмотрения (с. 227-228). Также К. Антон отмечает, что ряд подходов, характерных для экологии средств коммуникации, можно найти и до появления этой дисциплины, например еще у Платона, а также у современных исследователей, не соотносящих себя напрямую с этой областью. Сходством философии и экологии средств коммуникации является опора на ряд ключевых мыслителей (с. 228-229). Автор отмечает, что среда, в которой люди философствуют, во многом определяет ориентации, методы и цели мышления, в связи с чем понимание более широко контекста, который предоставляет экология средств коммуникации, может оказаться весьма полезным для философии (с. 230).

К. Антон констатирует, что появление Интернета, смартфонов, социальных сетей, искусственного интеллекта, робототехники, биотехнологий повлияло на формирование новых моделей взаимо-

действия между людьми, ускорение ритмов и темпов жизни, привело к изменениям в восприятии человеком самого себя, семьи, общества, образования, занятости и политики, а также оказало существенное воздействие на культуру философствования. Философия характеризуется ясностью мышления, четко сформулированными суждениями и основывается на «книжной культуре», любознательности по многим вопросам, что не соответствует ори-ентациям современной массовой и интернет-культуры (с. 230-232). По мнению автора, «сейчас, начиная с появления телевидения, можно спуститься с высот глубокой текстовой абстракции, чтобы приблизиться к тому, что будет ее надиром: философская мысль погрязла в (и выросла из) становящегося все более бессвязным болота (incoherent morass), имеющегося в Интернете» (с. 230).

Автор указывает, что с точки зрения экологии средств коммуникации философские проблемы можно описать «как симптомы, отпрыски или продукты тех видов обществ и "я", которые формируются с помощью различных способов технологической медиации» (с. 232), и приводит в подтверждение этого тезиса ряд конкретных примеров из истории философии (появление часов способствовало восприятию вселенной как слаженного механизма и привело к появлению деизма и пр.) (с. 232-233). В заключение статьи К. Антон анализирует и пытается показать несостоятельность аргументов оппонентов экологии средств коммуникации, которые критикуют это направление за представление о «технологическом детерминизме», т.е. идее, что технологии и средства коммуникации полностью определяют человеческую деятельность и формируют культуру (с. 234-235).

С.В. Мельник

2018.03.030. Д.Г. ШКАЕВ. СКРЫТЫЕ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ. (Обзор).

Ключевые слова: философия; психология; этика; метафизика; эпистемология; скрытые предубеждения; идентичность; самопознание; личность; сознание; гендер; женственность; стереотипы; теория двойных процессов; вариантизм; Лонгио; Куин; Гемпель; Хомский; Кун; Павлов.

С 70-х годов XX в. в поле междисциплинарного гуманитарного анализа включены, помимо эксплицитных (выраженных) пре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.