Научная статья на тему '2018. 03. 028. Уилкин Б. , Уильямс М. Германская антибританская пропаганда во Франции в 1914-1945 гг. Wilkin B. , Williams M. German wartime anglophobic propaganda in France, 1914-45 // War in history. - L. , 2017. - vol. 24(1). - p. 28-43'

2018. 03. 028. Уилкин Б. , Уильямс М. Германская антибританская пропаганда во Франции в 1914-1945 гг. Wilkin B. , Williams M. German wartime anglophobic propaganda in France, 1914-45 // War in history. - L. , 2017. - vol. 24(1). - p. 28-43 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
161
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ И ФРАНЦИЯ / МИРОВЫЕ ВОЙНЫ И МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД / АНТИБРИТАНСКАЯ ПРОПАГАНДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 03. 028. Уилкин Б. , Уильямс М. Германская антибританская пропаганда во Франции в 1914-1945 гг. Wilkin B. , Williams M. German wartime anglophobic propaganda in France, 1914-45 // War in history. - L. , 2017. - vol. 24(1). - p. 28-43»

Гитлер и НСДАП как движение «смогли найти место и поддержку всех слоев немецкого общества» (с. 175).

И.К. Богомолов

2018.03.028. УИЛКИН Б., УИЛЬЯМС М. ГЕРМАНСКАЯ АНТИБРИТАНСКАЯ ПРОПАГАНДА ВО ФРАНЦИИ В 1914-1945 гг. WILKIN B., WILLIAMS M. German wartime anglophobic propaganda in France, 1914-45 // War in history. - L., 2017. - Vol. 24(1). - P. 2843.

Ключевые слова: Германия и Франция, мировые войны и межвоенный период; антибританская пропаганда.

В статье рассматривается англофобия как одна из важнейших тем германской пропаганды во Франции в 1914-1918 и 1939-1945 гг. Авторы отмечают, что до последнего времени историки «игнорировали роль немцев в распространении англофобии» во Франции (с. 28). Исследование этой темы не только поднимает важные вопросы о природе, целях и приемах немецкой пропаганды, но и демонстрирует «преемственность форм и тем», которые использовались Германией в годы мировых войн и в межвоенный период.

Англофобия неслучайно оказалась в центре внимания немецких пропагандистов: история предоставляла большие возможности для ее «разжигания» внутри европейских держав. Особенно это касалось Франции - страны, которая вела войны с Англией еще в раннем Средневековье. Взаимную неприязнь двух народов авторы рассматривают как своеобразный «тлеющий костер», переживший несколько крупных «всполохов» - от Столетней войны до Наполеоновских войн. Тем не менее только в XIX столетии англофобия во Франции переросла в «сознательный антагонизм между соперничавшими державами» (с. 29). Среди главных причин авторы усматривают повышение роли национализма в «конструировании прошлого», позволявшее рассматривать споры за колонии и дипломатические конфликты как отголоски «вековой вражды». Однако в Новое время этот «исторический антагонизм» не вылился в постоянные военные и дипломатические конфронтации, прежде всего потому, что в течение XIX в. Англия и Франция зачастую имели общих врагов (например, Россия в годы Крымской войны) и общие потенциальные угрозы (объединенная Германия после 1871 г.).

Общность интересов позволяла избегать прямых конфликтов и в конечном счете привела к образованию Антанты в 1904 г.

Отношение немцев к англичанам накануне 1914 г. было гораздо более сложным. Важнейшую роль играл уровень экономического и политического противостояния. В отличие от Франции Германия после 1871 г. решилась открыто оспаривать позиции Великобритании в мировой торговле, а также доминирование английского флота на морях. Другим отличием от Франции было гораздо более широкое распространение в немецком общественном сознании стереотипов об «англичанине» как беспринципном коммивояжере и беспощадном колонисте, который порабощает целые народы ради собственной выгоды. На рубеже XIX-XX вв. немецкая пресса регулярно использовала в своих карикатурах стереотипный образ английского буржуа «Джона Булля». Однако было бы неправильно преувеличивать англофобию в довоенном немецком обществе; имеющиеся источники не дают оснований для вывода о «всеобщей ненависти» немцев к англичанам. Глубоких исторических основ у немецкой англофобии также не было: «обида» на англичан была вызвана в первую очередь их «коварным» поведением в дни июльского кризиса 1914 г. Иные, исторические сюжеты изначально отступали на второй план, что отражалось на репрезентации англичан германской пропагандой, в том числе и во Франции.

В результате наступательных операций лета-осени 1914 г. немецкая армия оккупировала французские территории, на которых проживало около 2,5 млн французов. Это был фактор, серьезно усложнявший для германского командования ход военной кампании. Нахождение в тылу армии миллионов враждебно настроенных людей вызывало как организационные, так и морально-психологические проблемы. Для их решения оккупационные власти в сентябре 1914 г. выпустили собственные газеты на французском языке, предназначенные для населения занятых территорий Франции. Эти пропагандистские издания должны были облегчить условия оккупации, улучшить образ Германии в глазах французов, но «мгновенно стали объектом издевательств» (с. 34). Стремясь исправить положение, в ноябре 1914 г. германское командование учредило издание «La Gazette des Ardennes» («Арденнская газета»). Как отмечают авторы, «это была хорошо спланированная инициатива», которой руководили немецкие наблюдатели и редакционная груп-

па, состоящая из французских и эльзасских журналистов. Точных данных о популярности этой газеты нет, однако косвенно судить о ней можно по тиражу, который с 25 тыс. экземпляров в 1915 г. увеличился в 1917 г. до 175 тыс. (с. 35). Несмотря на строгий запрет и наказания за ее распространение, «Арденнская газета» проникала на французскую территорию.

Антианглийские материалы занимали на страницах «Арденн-ской газеты» значительное место. По подсчетам авторов, с ноября 1914 г. по апрель 1915 г. в газете было опубликовано не менее 124 англофобских статей - в среднем по три статьи за один номер (с. 36). Сказать определенно, какую цель преследовали немцы своей антианглийской пропагандой, сложно - большинство правительственных документов по этому вопросу не уцелели. По мнению авторов, немецкие пропагандисты во Франции стремились в первую очередь доказать, что Великобритания несет ответственность за начало войны и втянула Францию в нее для защиты своих интересов. Исторические сюжеты играли вспомогательную роль: с помощью них обосновывался тезис, что «коварный Альбион» даже в мирные периоды использовал французский народ в своих целях.

Затягивание войны в определенной степени играло на руку немецкой антианглийской пропаганде. Газеты и многочисленные листовки, распространявшиеся немцами на фронте, связывали ухудшение экономического положения с нежеланием Англии заканчивать «бессмысленную» войну. Для фронтовиков акценты были смещены в сторону повседневных проблем, многие из которых связывались с действиями английской армии. В статьях и памфлетах приводились примеры высокомерия английских офицеров, пренебрежительного отношения английских солдат к французам, часто указывалось на нежелание высшего командования британской армии координировать действия с союзниками на Западном фронте. Авторы отмечают, что эта пропаганда приносила свои плоды: в частных разговорах и письмах французских военных росло недовольство англичанами, их тактикой и отчужденностью, высокомерием, грубостью, низкой дисциплиной. В результате французское и английское правительства были вынуждены пойти на контрмеры, распространяя в войсках и населении Франции газеты и брошюры, в которых демонстрировались примеры храбрости и

героизма английских солдат, братства и взаимопомощи союзников (с. 36).

В целом, как полагают Уилкинс и Уильямс, немецкая антианглийская пропагандистская кампания в годы Первой мировой войны не имела долгосрочных последствий во Франции. Это не означает, однако, что англофобия исчезла в межвоенный период. Как правые, так и левые силы во Франции критиковали внешнюю политику Великобритании, стараясь таким образом укрепить свои политические позиции. Особенно остро проблема англофобии стояла в Эльзасе и Лотарингии, где местные автономисты продолжали относиться с симпатией к Германии. Многие выходцы из этих регионов, которые сражались в имперской немецкой армии, «не могли забыть, что англичане способствовали победе Франции» (с. 39).

Межвоенный период принес новые перспективы с точки зрения распространения пропаганды. Стремительное развитие самолетостроения сопровождалось отменой в 1922 г. ограничений в распространении пропагандистской продукции по воздуху. Но наиболее важным авторы считают стремительное развитие радиоприемников в 1920-1930-е годы. Радио «приносило пропаганду непосредственно в дома людей», широко использовалось Германией во время «странной войны» 1939-1940 гг. Основные англофобские сюжеты к этому времени изменились незначительно. Немцы, по сути, продолжали руководствоваться опытом, накопленным в годы Первой мировой войны. Экономическая экспансия британского капитала, порабощение народов, вторжение в сферы «чужих» интересов - все эти темы позволяли нацистской пропаганде лавировать и действовать зачастую в унисон со своими идейными противниками внутри Франции. В 1914-1918 гг. видные французские политики, такие как экс-министр финансов Ж. Кайо, выступали против войны за «непонятные» цели и призывали сесть с Германией за стол переговоров. В 1939 г. французское правительство столкнулось с нападками в свой адрес со стороны социалистов и коммунистов: те и другие накануне войны призывали оправдать пакт Молотова - Риббентропа и признать его значение для международной безопасности. Французская коммунистическая партия распространяла листовки, поощрявшие французских и немецких рабочих к совместной борьбе против международного капитализма, который в значительной степени ассоциировался с Великобританией. В этих условиях англо-

фобия становилась важнейшим пропагандистским инструментом Германии вплоть до конца Второй мировой войны.

Авторы отмечают, что французские солдаты «охотно читали германскую пропаганду и слушали немецкие радиопередачи» (с. 39). Тактика, выбранная немцами, оказалась эффективной: высмеивание английских солдат за их непрофессионализм и низкую дисциплину приходилось по душе рядовому французу. Вполне осознавая опасность распространения таких настроений, французское правительство пыталось отвечать также с помощью газет и радиопередач. Значительная часть французской пропаганды в этот период была, по сути, контрпропагандой и выстраивалась в форме «диалога» между французским солдатом и немецкими газетами и брошюрами. Одно из важнейших мест занимал сюжет о высмеивании французским рядовым тезиса о вине Англии (с. 40).

Результаты германской антибританской пропаганды во французском тылу были гораздо скромнее. Авторы связывают это с тем, что Франция и Англия сохранили накопленный в Первую мировую войну опыт организации пропаганды. Памятуя о попытках немцев «поссорить» своих врагов, французское и британское правительства с первых дней войны начали выпуск пропагандистских газет, брошюр, листовок, радиопередач и фильмов, в которых всячески демонстрировались нерушимость «сердечного согласия». Не менее важным фактором была и аудитория: многие французы пережили немецкую оккупацию 1914-1918 гг., в памяти других сохранились картины разрушений и «зверств», совершенных германской армией. Аргументация, работавшая во французской армии и в Эльзасе, в тылу была явно недостаточной.

Однако один фактор союзники полностью контролировать оказались не в состоянии. Разгром французской армии и Дюнкерк стали «поворотным моментом в развитии англофобии во Франции» (с. 41). С этого момента антибританская пропаганда начала исходить не только от немцев, но и от коллаборационистов. Правительство режима Виши в значительной степени состояло из людей, которые участвовали в Первой мировой войне и еще в то время «относились к Англии с подозрением». Неоднозначным было отношение к британским союзникам и у движения «Свободная Франция» во главе с Ш. де Голлем. И в том, и в другом случае оставление английской армией французских берегов рассматривалось

в негативном ключе, нередко звучали обвинения в «предательстве». И если движение де Голля не выражало открыто своих претензий к англичанам, то режим Виши активно использовал Дюнкерк в пропаганде англофобии. Отныне обвинения Великобритании в «коварстве» основывались на новом весомом аргументе: прикрывавшиеся ранее разговорами о «крепких узах» и «боевом братстве» англичане под Дюнкерком якобы показали свое «истинное лицо».

С точки зрения пропаганды Дюнкерк был настоящим «подарком» для немцев, однако в отличие от ситуации с Первой мировой войной теперь они предпочитали культивировать англофобию посредством местного коллаборационистского правительства. Тем не менее авторы отмечают, что германская и вишистская антианглийская пропаганда имели определенные отличия. Правительство Виши использовало англофобию как своеобразный ответ на обвинения в сотрудничестве с немецкими оккупантами и как веское основание для дискредитации «Свободной Франции». Де Голль и его сторонники обвинялись в предательстве интересов Франции в угоду «английскому капиталу, евреям, франкмасонам и даже большевикам» (с. 42).

Однако военные сюжеты использовались чаще всего, и Дюнкерк был не единственным поводом для разжигания во Франции ненависти к англичанам. 6 июля 1940 г. правительство Виши разорвало дипломатические отношения с Великобританией в ответ на атаку французского флота в алжирском порту Мерс-эль-Кебир. Периодические налеты английской авиации также использовались вишистской пропагандой. Военные сводки буквально пестрели английскими военными преступлениями. В апреле 1944 г., к примеру, в вишистской прессе сообщалось, что «английские летчики убили 800 французов в Руане, сожгли 3000 домов и сделали 10 000 человек бездомными» (с. 42). Уже с осени 1940 г. многочисленные плакаты изображали английские военные преступления под общим слоганом «C'est l'Anglais qui nous a fait ça» («Англичане сделали это с нами»). На одном из подобных плакатов французский солдат, его дочь и жена с маленьким ребенком на руках сидят посреди руин своего дома. На заднем плане английский солдат курит трубку, с удовлетворением наблюдая за сценой. В целом темы налетов и нападений британской армии были довольно устойчивы во фран-

цузском общественном сознании, представление об англичанах-«оккупантах» было распространено вплоть до 1944 г.

Активно использовались и исторические сюжеты. Например, в листовке под названием «Пять веков трусости» перечислены исторические даты, такие как 1431 г. (смерть Жанны д'Арк) или май 1821 г. (смерть Наполеона, «замученного Хадсоном Лоу»). Пресса отмечала все значимые англо-французские конфликты, служившие доказательствами «неизменной враждебности» Англии. 11 мая 1940 г. маршал А.Ф. Петен даже выступил с речью, в которой сравнил современное положение Франции с ситуацией времен Столетней войны. При этом, по мнению авторов, не следует переоценивать влияние этой пропаганды на французское общество. За исключением «убежденных коллаборационистов», во время войны французы в большинстве своем продолжали воспринимать немцев как врага, которого «следовало победить для обретения свободы». Бомбардировки английской авиации вызвали недовольство французов, но оно было временным и во многом зависело от изменений военно-политической обстановки. В целом, полагают Уилкин и Уильямс, немецкой и вишистской антианглийской пропаганде «никогда не удавалось заставить французов действительно ненавидеть англичан» (с. 43).

И.К. Богомолов

2018.03.029. РОССИЯ И СЛАВЯНСКИЙ МИР В ВОЙНАХ И КОНФЛИКТАХ Х1Х-ХХ1 вв.: Сб. статей / Науч. ред. Полу-нов А.Ю. - М.: Модест Колеров, 2018. - 304 с.

Ключевые слова: Россия и славянский мир; нациестроитель-ство; славянские нации в региональных и мировых войнах; национальная политика СССР.

Сборник, включающий в себя 16 статей, представляет собой материалы международной конференции, организованной факультетом государственного управления МГУ при поддержке фонда «Русский мир», которая прошла в ноябре 2016 г. в г. Бресте (Республика Беларусь). В центре внимания авторов - переломные моменты в истории славянства, что позволяет им рассмотреть сложные и противоречивые процессы нациестроительства в славянском

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.