Научная статья на тему '2018. 03. 017. Кортуа Л. , Ларманс Р. Переосмысливая индивидуализацию: базовый сценарий и три варианта институционализированного индивидуализма. Cortois L. , laermans R. Rethinking individualization: the basic script and the three variants of institutionalized individualism // European J. of social theory. - L. , 2018. - Vol. 21, n 1. - p. 60-78'

2018. 03. 017. Кортуа Л. , Ларманс Р. Переосмысливая индивидуализацию: базовый сценарий и три варианта институционализированного индивидуализма. Cortois L. , laermans R. Rethinking individualization: the basic script and the three variants of institutionalized individualism // European J. of social theory. - L. , 2018. - Vol. 21, n 1. - p. 60-78 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
53
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИД / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / ЭГОИЗМ / МОРАЛЬ / САМОВЫРАЖЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Долгов А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 03. 017. Кортуа Л. , Ларманс Р. Переосмысливая индивидуализацию: базовый сценарий и три варианта институционализированного индивидуализма. Cortois L. , laermans R. Rethinking individualization: the basic script and the three variants of institutionalized individualism // European J. of social theory. - L. , 2018. - Vol. 21, n 1. - p. 60-78»

Питирима Сорокина. Автор отмечает, что эта тема является одной из центральных в работах Сорокина как в ранний, так и в поздний периоды творчества. Вопрос, который решался в исследованиях Сорокина, сформулирован следующим образом: «являются ли нормы чем-то априорно данным или же они вырабатываются эмпирическим путем в течение всей истории человечества» [с. 229]. Автор отмечает, что в разных произведениях Сорокин давал разные ответы на этот вопрос, что можно считать основным противоречием его теоретической социологии. В работах российского периода Сорокин выдвигает гипотезу происхождения нравственности и права, согласно которой нравственные нормы возникают как замена инстинктам и животным импульсам. Но право, по его мнению, со временем будет упразднено. Это произойдет тогда, когда появится «сверхчеловек», стоящий над правом и каким-либо навязываемым долгом. В работах американского периода, прежде всего в «Социальной и культурной динамике»1, Сорокин показывает, что право является отражением нравственного состояния общества. При этом Сорокин не дает четкого ответа, сохранится ли право в будущем (в «интегральном строе») как самостоятельный феномен или же оно растворится в морали. Как можно предположить, учитывая его взгляды того периода, ответ Сорокина заключается в том, что связующим фактором человеческого общества станет любовь.

А.Ю. Долгов

2018.03.017. КОРТУА Л., ЛАРМАНС Р. ПЕРЕОСМЫСЛИВАЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЮ: БАЗОВЫЙ СЦЕНАРИЙ И ТРИ ВАРИАНТА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗИРОВАННОГО ИНДИВИДУАЛИЗМА.

CORTOIS L., LAERMANS R. Rethinking individualization: The basic script and the three variants of institutionalized individualism // European j. of social theory. - L., 2018. - Vol. 21, N 1. - P. 60-78.

1 Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. - М.: Академический проект, 2017.

Ключевые слова: индивид; субъективность; эгоизм; мораль; самовыражение.

Лиза Кортуа и Руди Ларманс из Лёвенского католического университета (Бельгия) рассматривают феномен индивидуализма в современном мире. Авторы отмечают, что, согласно широко распространенной точке зрения, роль субъективности сильно возросла в последние десятилетия. Как продемонстрировали ведущие социальные теоретики, такие как З. Бауман, У. Бек, Э. Гидденс, с 1960-х годов мы наблюдаем рост индивидуальной автономии и персональной рефлексивности, что стало следствием деинституционали-зации прежних социально-культурных традиций (например, христианской религии) и идентичностей (в частности, классовой или гендерной). В целом процесс индивидуализации рассматривался упомянутыми исследователями в качестве встроенного в логику позднего модерна. Авторы статьи предлагают использовать более многофакторный подход к изучению индивидуализма. Они выделяют три варианта институционализированного индивидуализма, которые имеют разные истории становления, доминируют в разных сферах и вдохновляют разные стили теоретизирования в социальных науках. Л. Кортуа и Р. Ларманс описывают утилитарный, моральный и экспрессивный индивидуализм.

Утилитарный индивидуализм. Истоки этого варианта индивидуализма уходят своими корнями в работы философов Т. Гоббса и Дж. Локка, которые рассматривали человека как единоличного распорядителя своей личностью и своими способностями, которые он при этом может «выставить» на рынке. Для них основным мотивом действия является эгоизм. При таком рассмотрении индивид позиционируется как homo economicus, который действует в целях максимизации собственной прибыли. Наиболее яркое воплощение утилитарный индивидуализм получил в экономической сфере. Речь, в частности, идет о теории либерального управления, настаивающей на саморегуляции рынков и пагубности любого внешнего контроля. В науке такое понимание индивидуализма повлияло на возникновение и развитие теории рационального выбора, а также на «конфликтную» социологию, в которой индивиды действуют не узкоэгоистично, а стремятся защитить привилегии, полученные благодаря занимаемой ими социальной позиции в рамках класса, гендера и / или этничности [с. 63-66].

Моральный индивидуализм. В отличие от эгоцентричного утилитарного индивидуализма моральный индивидуализм подчеркивает моральное обязательство человека относиться к другому не как к средству, а как к цели. Наиболее полно принципы такого отношения выразил И. Кант, сформулировав свой категорический императив. Много внимания моральным обязательствам индивида в своих работах уделял Э. Дюркгейм. Истоки морального индивидуализма также можно обнаружить в христианстве, в котором каждый человек как «дитя Бога» обладает безусловной ценностью. В эпоху Просвещения возобладал секуляризированный взгляд на человека как индивидуальное существо, с рождения имеющее абсолютную ценность, которая должна уважаться другими. Отражение морального индивидуализма можно обнаружить в юридической сфере. В частности, он институционализирован во Всеобщей декларации прав человека (1948). Он также лежит в основе понятия гражданства и концепции государства всеобщего благосостояния [с. 66-69].

Экспрессивный индивидуализм. Подобно утилитарному индивидуализму экспрессивный индивидуализм является самонаправленным. Но мотивы действия в нем связаны не с личными интересами и желаниями, а направлены на выражение «истинного Я» (особенно в эмоциональной сфере). В отличие от морального индивидуализма, который фокусируется на общечеловеческом равенстве, экспрессивный индивидуализм подчеркивает уникальность каждого человека. Если моральный индивидуализм выступает против социальной иерархии и неравенства, то экспрессивный индивидуализм критикует культурные нормы и рутинизированные формы единообразия, которые препятствуют возможностям подлинного самовыражения [с. 69]. Ключевую роль в артикуляции этих идей сыграл Ж.-Ж. Руссо. Он указывал на то, что нравственная цель человека и его путь к счастью связаны с восстановлением утраченного контакта с первоначальным чувствованием себя, которое связано с естественной добротой и дает интуитивное ощущение правильного и неправильного. Экспрессивный индивидуализм институционализирован в романтическом искусстве, которое сильнее всего повлияло на социальную жизнь через идеал романтической любви. Еще одна область, в которой отражается этот вид индивидуализма, связана с терапевтическими практиками, когда человек

заинтересован в том, чтобы стать лучшей версией себя, правильно питаясь, занимаясь спортом, медитируя, развивая интеллект и т.п. Наконец, экспрессивный индивидуализм соотносится с бурным ростом современного потребления, который связан как с желанием получить материальные блага для самовыражения, так и со стремлением испытать новые эмоциональные переживания. Критику экспрессивного индивидуализма, по их мнению, нацеленного на ложные потребности, можно найти в работах представителей Франкфуртской школы. В частности, Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хоркхаймер указывали на тот факт, что капиталистическое производство и потребление отчуждают людей от «истинной природы» [с. 72].

В заключение авторы останавливаются на вопросе о том, можно ли сблизить три различные формы индивидуализма. Отвечая на этот вопрос, они находят взаимосвязи и пересечения между ними. Так, общим для утилитарного и экспрессивного индивидуализма является самонаправленность. Направленность на других в моральном индивидуализме может быть связана с эгоцентрирован-ными мотивами поступать правильно в утилитарном индивидуализме, например для того, чтобы повысить свой социальный статус в глазах окружающих.

А.Ю. Долгов

2018.03.018. БАРНВЕЛЛ Э. ДЮРКГЕЙМ КАК ТЕОРЕТИК АФФЕКТА.

BARNWELL A. Durkheim as affect theorist // J. of classical sociology. -L., 2018. - Vol. 18, N 1. - P. 21-35.

Ключевые слова: Э. Дюркгейм; коллективные эмоции; аффект; социальная структура.

В своей статье Эшли Барнвелл (Мельбурнский университет, Австралия) предлагает исследователям эмоций и аффектов внимательнее отнестись к научному наследию Э. Дюркгейма, идеи которого могут оказаться полезными для решения теоретических проблем в этой области. Как отмечает автор, термин «аффект» используется для описания предсознательной формы эмоций, которая фиксируется в теле, но не сводится к известным чувствам, таким как зависть или радость. Однако определение аффекта как автономной силы, которая является предсознательной, находится вне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.