Научная статья на тему '2018. 03. 015. Гросул В. Я. Общественное движение в России в первой половине XIX В. - М. : аиро-ххi, 2017. - 848 с'

2018. 03. 015. Гросул В. Я. Общественное движение в России в первой половине XIX В. - М. : аиро-ххi, 2017. - 848 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1682
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX В. / ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / КОНСЕРВАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ЛЕВОРАДИКАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ИСТОРИОГРАФИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 03. 015. Гросул В. Я. Общественное движение в России в первой половине XIX В. - М. : аиро-ххi, 2017. - 848 с»

2018.03.015. ГРОСУЛ В.Я. ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. - М.: АИРО-ХХ1, 2017. -848 с.

Ключевые слова: Россия, первая половина XIXв.; общественное движение; либеральное направление; консервативное направление; леворадикальное направление; историография.

В монографии д-ра ист. наук, проф. В.Я. Гросула исследуются три основных общественно-политических направления, выявившихся в России еще при Александре I, - либеральное, консервативное и леворадикальное. Показываются особенности каждого из этих направлений, их идеологические установки, печатные органы, кружки и организации. Особое внимание уделяется лидерам этих направлений и деятельности их сторонников в провинции. В работе широко используются литература и опубликованные источники, архивные материалы. Книга состоит из предисловия, четырех глав («Общественное движение первой половины XIX в. в отражении отечественной литературы»; «Эволюция русского политического либерализма»; «Особенности российского консерватизма»; «Русский политический радикализм. Начало революционного движения») и заключения. Снабжена указателем имен.

В начале работы автор пишет: «Общественное движение применительно к российским условиям - это прежде всего активная и организованная деятельность общественных сил, т.е. представителей общества, направленная к определенной цели» (с. 6).

Рассматривая итоги исторических исследований феномена «общественное движение», автор отмечает большой интерес ученых к этой теме. «Только по истории декабризма зафиксировано более 15 тысяч названий» (с. 205). По его словам, история общественного движения в России связана с решением ряда научных задач. Существует дискуссия о времени зарождения русского политического либерализма. Одни авторы его относят к середине XVIII в., другие - к середине XIX в. Нет четкости и в определении времени начала формирования политического консерватизма, зарождения революционного движения в стране. Существует заметный разброс мнений в оценке славянофильства. Некоторые авторы относят его к реакционному течению, другие заключают славянофилов в рамки консерватизма, третьи настаивают на принадлежности славянофи-

лов к либералам. Нет единства взглядов и в оценке взглядов деятелей русского общественного движения - А. Радищева, В. Белинского, А. Герцена и др. Отмечены и разные подходы в отношении такого явления, как либеральные бюрократы. Дебатируется вопрос о связи процессов общественного развития в XIX в. с подобными же процессами века предшествующего. Как оценивать так называемых просветителей с точки зрения их причастности к тому или иному общественно-политическому направлению? Всегда ли знание сочетается с прогрессивными позициями в общественно-политическом плане?

Число подобных вопросов довольно значительно, и автор предпринимает попытку ответить на них в своей монографии (с. 211).

С конца XVIII в. прослеживается зарождение предпосылок общественного движения, и можно выделить отдельных представителей общества, не согласных с деятельностью власти. С начала XIX в. уже можно говорить об общественном движении как таковом, в котором прослеживаются три основных общественно-политических направления: консервативное, либеральное и революционное. Александр I в начале своего правления сделал ставку на либерализм. На это повлияло в значительной степени международное положение, и прежде всего усиление наполеоновской Франции. Александр I решил показать Европе, что его внутренняя политика направлена на прогрессивное развитие России. Такой курс был обусловлен и внутренним положением страны - крепостное право становилось анахронизмом и сдерживающим фактором для поступательного развития. Александр I осознавал необходимость реформирования политической системы и ликвидации того произвола, который господствовал в стране (с. 809).

Кадры либерального направления - это прежде всего деятели Негласного комитета: Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей, П.А. Строганов, К.А. Чарторыйский.

Родная сестра царя, Екатерина Павловна, во время своего визита в Великобританию оказывала внимание вигам - английским либералам, в частности сблизилась с лидерами оппозиции - лордами Г. Голландом и Ч. Греем, что породило негодование английских правящих кругов. И сам император во время своей поездки в Англию встречался с вигами и подчеркивал свое к ним благоволение.

«Складывалось впечатление, что Александру I нравилось разыгрывать роль либерала, и даже более того, он выдвигался чуть ли не в вожди международного либерализма. Среди тогдашних монархов крупнейших держав он предстает перед общественным мнением как самый либеральный, самый справедливый и человечный» (с. 289).

Русский либерализм начала XIX столетия имел своих идеологов, свои печатные органы и свой актив. Либерализм как общественно-политическое направление охватил не только Петербург и Москву, но распространился в большей или меньшей степени по всей стране. Среди либеральных сановников особенно выделялся своими идеями и конкретными действиями М.М. Сперанский. Либерализм того времени был преимущественно дворянским, хотя сам Сперанский происходил из духовного сословия. Но либералы-дворяне прокладывали дорогу к новым, буржуазным отношениям. Русский либерализм того времени оказал влияние на последующие этапы истории российского либерализма. Его идеи прослеживаются вплоть до начала XX столетия. Однако в канун Отечественной войны 1812 г. М.М. Сперанский получает отставку и оказывается в ссылке. Опала касается и ряда его сторонников. Русский либерализм получает первый серьезный удар. Второй удар был нанесен после 1820 г., который можно рассматривать как конец александровского либерализма.

Кроме М.М. Сперанского из духовного сословия происходил видный ученый-статистик, академик К.И. Арсеньев. К либеральным бюрократам в послевоенный период примкнул и однокашник А.С. Пушкина по Царскосельскому лицею - М.А. Корф. Среди создававшихся кружков и обществ тогда особое внимание привлекает «Общество любомудрия», формально существовавшее в 18231825 гг., но фактически работавшее до начала 1830-х годов. Возникает кружок Лихонина - Полевого, который собирался на дому у Полевого или у Елагиных. Привлекает внимание и московский кружок того времени, который с легкой руки С.А. Соболевского получил название кружка «архивных юношей», упомянутых А. С. Пушкиным в «Евгении Онегине». Среди них известны имена И. Киреевского, Д. и А. Веневитиновых, В. Титова, С. Шевырева, Н. Мельгунова, С. Мальцова и др. Действовало Вольное общество любителей российской словесности, ряды которого все более рас-

ширялись. Либеральные настроения проникали и в различного рода объединения, призванные решать конкретные задачи в той или иной области, - в масонские ложи, ланкастерские школы, в Библейское общество и т. д. Либеральной направленности были и некоторые салоны. К ним можно отнести салон 3. Волконской, не скрывавшей своего критического отношения к политике властей, что привлекло внимание III отделения, а также салон Д.Н. Блудова.

Новый царь, Николай I, при всем его консерватизме, отнюдь не отрицал реформы, хотя в его время происходит заметное ослабление русского либерализма. Однако даже в правительстве было несколько либеральных сановников: Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей, П. Д. Киселев, Д.Н. Блудов. В либеральный лагерь влились так называемые западники и славянофилы, которых автор считает либералами в русских одеждах. Либералы сохранили некоторые органы периодической печати, хотя работать им приходилось в очень сложных цензурных условиях. С начала 1830-х действовал кружок Н.В. Станкевича. Тогда же на всю Россию прозвучал голос П.Я. Чаадаева. Он был ближе всего к либеральной «партии», а по своим связям - к некоторым декабристам и даже состоял членом «Союза благоденствия». Чаадаев в принципе отрицал революцию, ратуя за эволюционный путь. Официальным властям не понравилось явное противопоставление его идейных построений принципам теории «официальной народности» - идеологической доктрины, которая разрабатывалась под руководством Николая I.

Чаадаев, Грибоедов, любомудры, а также члены кружка Н. Станкевича оказали сильнейшее воздействие на зарождение двух общественных течений - славянофилов и западников. Как и другие представители либерального направления, они в качестве важнейшего средства массовой информации видели печать (с. 396). Публицистика либералов способствовала популяризации либеральных ценностей, делала их достоянием грамотных слоев общества, вовлекала в ряды либералов все новых сторонников (с. 407).

В качестве противовеса тогдашнему русскому политическому либерализму выступает российский консерватизм. Он становится заметным уже в 1802-1803 гг. как реакция на создание министерств, указ о «вольных хлебопашцах» и другие мероприятия того периода. Русский политический консерватизм также получил поддержку у ряда представителей российских верхов, в том числе ма-

тери императора Марии Федоровны. Массовой опорой российского консерватизма того времени становится помещичье дворянство, выступавшее и против отмены крепостного права, и против конституции. Политический консерватизм был дворянским и получил в качестве своих идеологов А.С. Шишкова, Ф.В. Ростопчина, Н. М. Карамзина и др., недовольных либеральной политикой императора. Нельзя сказать, что консерваторы были против всякого прогресса. Принимая технический прогресс, за исключением ряда реакционеров и даже мракобесов, консерваторы в целом выступали за эволюционный путь развития страны, в отличие от либералов, ратовавших за проведение эффективных реформ.

Характеризуя русский консерватизм, автор отмечает, что в числе особых забот консерваторов были вопросы морали и патриотизма. Эти два столпа русского консерватизма будут существовать на протяжении всей его последующей истории вплоть до новейшего времени.

В царствование Александра I возникают консервативные кружки и другие легальные организации. Среди них заметную роль играла «Беседа любителей русского слова». Консервативной направленности придерживался и ряд научных обществ той поры. При непосредственном участии властей при Московском университете в 1804 г. создается Общество истории древностей российских.

В провинции в это время отмечена деятельность салонов, где собиралось местное высшее общество. В 1812-1820 гг. возникло множество масонских лож, салонов, кружков, часть из которых носили консервативный характер и были направлены на сохранение существующего порядка вещей в государстве (с. 486). Консервативное направление, ставшее в то время господствующим, включило в свой состав деятелей разного плана. Консерваторы из правительства оказывали сильнейшее влияние на российский консерватизм в целом, поскольку во главе консервативных сил был сам император (с. 516).

Годы правления Николая I стали торжеством консервативных начал, хотя говорить о полном слиянии власти и общественного консерватизма не приходится. Общественный консерватизм был порой или левее, или правее официального курса российского правительства. Но большинство тогдашних консерваторов поддержали новую идеологическую доктрину российского самодержавия,

ставшую позднее известной как теория «официальной народности». Консерваторы владели большинством органов прессы и оказывали преобладающее влияние на общественное мнение.

Эпоха правления Николая I отмечена созданием не только отдельных новых салонов и кружков. Несомненно крупным событием было создание Императорского Российского географического общества и Одесского общества истории и древностей.

Консервативное общественно-политическое направление в конце царствования Николая I было не только наиболее влиятельным, но и наиболее многочисленным. В него входили многие деятели культуры, например А.Н. Майков и А.А. Фет. Представители консервативной «партии» активно занимались обсуждением вопросов будущего государственного устройства страны. В отличие от многих деятелей либерального движения они стояли за сохранение существующего строя, были противниками конституции, представительного образа правления.

Рассматривая историю русского радикализма, автор прежде всего обращается к «истокам» - творческому наследию А.Н. Радищева. Он подчеркивает, что нельзя рассматривать это наследие в отрыве от изучения непростого жизненного пути вольнодумца. Был близок по своим взглядам к Радищеву Ф.В. Кречетов. «Предтечей декабристских организаций» автор считает кружок А.М. Каховского (с. 613). Некоторые молодые люди из этого кружка принимали непосредственное участие во Французской революции.

Общественно-политическое направление русского общественного движения - революционное движение - оформляется в годы правления Александра I. Оно возникло изначально в форме декабризма в условиях, когда стало ясно, что император не пойдет на радикальные реформы, не даст стране конституцию и не ликвидирует крепостное право. В отличие от консерваторов и либералов, имевших свои легальные кружки, салоны и клубы, декабристы избрали путь создания тайных организаций, действовавших в условиях строгой конспирации.

По мнению В.Я. Гросула, «изучение истории декабризма не может ограничиваться теми лицами, которые проходят по "Алфавиту декабристов". Подлинная ситуация была более сложной» (с. 693). Причин неудачи восстания в Петербурге, при подавлении

которого погиб 1271 человек, было несколько. К ним относятся и разногласия в рядах самих декабристов (с. 678).

Подавление декабристских восстаний привело к заметному ослаблению революционного движения. Большинство сосланных декабристов остались верными своим убеждениям и продолжали вести борьбу против несправедливого общественного и государственного устройства страны. Новое поколение революционеров поставило задачу борьбы против буржуазных порядков и разрабатывало концепцию русского социализма - социализма крестьянского, прежде всего общинного. К социализму пришли А.И. Герцен, М.А. Бакунин, петрашевцы и другие русские общественные деятели. В результате ужесточения политического режима в самой России ряд участников русского революционного движения уезжают за границу и переходят на положение эмигрантов.

Три основных общественно-политических направления сохранились и в условиях николаевского царствования. Российские политические мыслители, при всем их знакомстве с западным идейным наследием, пытались в значительной степени идти собственным путем, учитывая особенности своей страны. Это было характерно не только для консерваторов и революционеров, но и для либералов.

Общественное движение первой половины XIX в. при всей своей малочисленности оставило заметный след в истории России. Оно «примечательно своими идейными построениями вне зависимости от принадлежности к тому или иному общественно-политическому направлению» (с. 812).

В.М. Шевырин

2018.03.016. ГИЛБЕРТ Дж. ПЕРЕВОРОТ СПРАВА: РУССКИЕ ПРАВЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ГРУППЫ МЕЖДУ КОНСЕРВАТИЗМОМ И РАДИКАЛИЗМОМ.

GILBERT G. Revolt from the right: Russia's right-wing students between conservatism and radicalism // European history quarterly. - L., 2017. - Vol. 47(1). - P. 32-54.

Ключевые слова: Российская империя, начало XX в.; правые студенческие группы; консерватизм; радикализм.

В статье профессора Саутгемптонского университета Джорджа Гилберта рассматриваются основные тенденции развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.