Научная статья на тему '2018.03.011. БЕНЕНТЕ М. ГОСУДАРСТВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА БОЛИВИИ. BENENTE M. EL ЕSTADO Y LOS DERECHOS HUMANOS EN LA NUEVA CONSTITUCIóN POLíTICA DEL ЕSTADO PLURINACIONAL DE BOLIVIA // BOLETíN MEXICANO DE DERECHO COMPARADO. - MEXICO, 2017. - A. 49, N 148. - P. 49-79'

2018.03.011. БЕНЕНТЕ М. ГОСУДАРСТВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА БОЛИВИИ. BENENTE M. EL ЕSTADO Y LOS DERECHOS HUMANOS EN LA NUEVA CONSTITUCIóN POLíTICA DEL ЕSTADO PLURINACIONAL DE BOLIVIA // BOLETíN MEXICANO DE DERECHO COMPARADO. - MEXICO, 2017. - A. 49, N 148. - P. 49-79 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА / КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ЛИБЕРАЛИЗМ / НЕОЛИБЕРАЛИЗМ / МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018.03.011. БЕНЕНТЕ М. ГОСУДАРСТВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА БОЛИВИИ. BENENTE M. EL ЕSTADO Y LOS DERECHOS HUMANOS EN LA NUEVA CONSTITUCIóN POLíTICA DEL ЕSTADO PLURINACIONAL DE BOLIVIA // BOLETíN MEXICANO DE DERECHO COMPARADO. - MEXICO, 2017. - A. 49, N 148. - P. 49-79»

ское гражданство, a следовательно, по этому вопросу возможно установление особого статуса, поскольку ЕС склонен к прагматизму, т.е. стремится решать проблемы, вместо того чтобы их создавать [1, с. 87]. Кроме того, правительство Республики Ирландия уже разъяснило, что предпримет все необходимые шаги, чтобы Брексит не привел к нарушению мирного процесса в Северной Ирландии или сокращению прав ее граждан, и сформулировало свои предложения в этом направлении [1, с. 92].

Список литературы

1. Compains Silva Е. Е1 impacto del Brexit sobre el estatus juridico-político de Irlanda del Norte: ¿Una oportunidad para la reunificación de Irlanda? // R.V.A.P. (Revista Vasca Administración Pública). - Bilbao, 2017. - N 109, Fascículo 1. - P. 59-98. Компайнс Сильва Е. Влияние Брексита на политико-правовой статус Северной Ирландии: Возможность для объединения Ирландии?

2. López-Basaguren A. BREXIT: La secessión de la Unión Europea entre teoría y realidad // UNED. Teoria y realidad constitucional. - Madrid, 2017. - N 40. - P. 111140.

Лопес Басагурен А. Брексит: Выход из Евросоюза между теорией и реальностью.

3. Torrecuadrada García-Lozano S., Garcia Fuente P. ¿Qué es el Brexit? Origen y posibles consecuencias // Anuario Mexicano de derecho internacional. - México, 2017. - Vol. 17. - P. 3-40.

Торрекуадрада Гарсиа-Лосано С., Гарсиа Фуэнте П. Что такое Брексит? Происхождение и возможные последствия.

2018.03.011. БЕНЕНТЕ М. ГОСУДАРСТВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА БОЛИВИИ.

BENENTE M. El еstado y los derechos humanos en la nueva Constitución política del еstado plurinacional de Bolivia // Boletín Mexicano de derecho comparado. - Mexico, 2017. - A. 49, N 148. - P. 49-79.

Ключевые слова: преобразование государства; конституция; права человека; либерализм; неолиберализм;, модели управления.

В дискуссионной статье преподавателя Университета Буэнос-Айреса Мауро Бененте анализируются особенности конституционной регламентации прав человека в новой Конституции Боливии 2009 г.

Политический процесс в Боливии в последние 15 лет оказался в центре внимания социальных наук. Этот интерес был вызван такими значимыми процессами и событиями, как политический кризис в стране вследствие проведения неолиберальной политики, возрождение движений индейского и сельского населения, избрание Эво Моралеса на пост президента страны, принятие новой Конституции многонационального государства и др.

Новая Конституция Боливии, как сказано в ее преамбуле, «оставляет в прошлом колониальное, республиканское и неолиберальное государство». Эта же идея была аргументирована в речи Э. Моралеса по случаю обнародования Конституции, в которой он упомянул о 500 годах вторжений и постоянного грабежа, 180 годах сопротивления колониальному господству, 20 годах борьбы против неолиберальной модели.

Другая особенность Конституции Боливии отражена в ст. 98, которая устанавливает, что культурное разнообразие является существенным основанием многонационального коммунитарного государства. Межкультурное взаимодействие рассматривается в Конституции как инструмент обеспечения гармоничного сосуществования всех проживающих в стране народов. Часть 2 этой статьи посвящена защите культуры индейских народов, их знаний, ценностей, духовности и мировоззрения. Государственными языками признаются, согласно ст. 5 Конституции Боливии, испанский язык (диалект кастельяно) и 36 языков аборигенных национальностей и народов (они перечислены). Государство по Конституции имеет демократическую представительную и партиципативную и вместе с тем коммунитарную форму правления (п. 3 ст. 11 Конституции Боливии), которая организуется территориально по департаментам, провинциям, муниципалитетам и индейским территориям в сельской местности (ст. 269 Конституции Боливии). Этим единицам гарантируется автономия (ст. 289-296 Конституции Боливии). Индейским народам в сельской местности гарантируется: многокультурное образование (ст. 78 Конституции Боливии); право на культурную идентичность и коллективное право на земли (ст. 30 Конституции Боливии). Государство гарантирует неприкосновенность права коммунитарной собственности, коллективной собственности коренных народов и сельских крестьянских поселений.

Новая Конституция Боливии содержит положения об отзыве депутатских мандатов, народной инициативе и референдуме (ст. 11 и 162), но наиболее интересные новеллы, по мнению автора, относятся к судебной власти. В судебной иерархии, по Конституции, равное положение с обычным правосудием занимает традиционное индейское сельское правосудие (п. 2 ст. 179). Последнее, однако, при наличии собственных органов, ценностей и процедур, должно уважать права и гарантии, установленные Конституцией Боливии (п. 1 ст. 191). Произведены и другие изменения в системе судебной власти, в частности, установлено, что в Конституционном многонациональном суде из семи человек его состава двое по их персональной самоидентификации должны представлять индейские народы.

Конституционное оформление принципа многонационально-сти государства и признание особых прав индейских народов Боливии предполагает создание новых взаимоотношений в рамках рыночной экономики. Отказ от неолиберализма и новая территориальная организация, при которой признается коллективная индейская собственность на землю, означают разрыв с приватизацией публичных имуществ, которая практиковалась при проведении политики неолиберализма. Вместе с тем в Конституции имеется ряд статей, которые далеки и от либеральной логики, апеллирующей к свободному рынку без государственного вмешательства, и от неолиберальной, требующей вмешательства государства как гарантии конкуренции. Эта новая логика управления проявляется в ряде статей Конституции Боливии: в ст. 56 и 393, которые не только наделяют частную собственность социальной функцией, но и требуют, чтобы она не противоречила коллективным интересам; в ст. 314, запрещающей монополии и олигополии при производстве товаров и оказании услуг; в ст. 398 Ь о запрете латифундий и др. Кроме того, для борьбы с нищетой и бедностью экономика должна быть организована таким образом, чтобы способствовать справедливому распределению и перераспределению богатства, уменьшать неравенство в доступе к ресурсам и региональное неравенство (ст. 313 Конституции Боливии); государство должно покровительствовать сельским экономическим организациям, организациям мелких городских производителей, традиционным ремесленным производствам (ст. 334 Конституции Боливии) и др. Иначе говоря, государство

должно вмешиваться во все стратегические производственные сектора и гарантировать их функционирование таким образом, чтобы обеспечивалось качество жизни жителей страны (ст. 311 Конституции Боливии), а это, в свою очередь, означает гораздо более детальное регулирование статуса природных ресурсов. Разведка, использование, перевозка и продажа невозобновляемых природных ресурсов является государственной сферой и осуществляется для публичной пользы (ст. 356); приватизация водных ресурсов запрещена (ст. 357). Эти и другие приведенные в статье конституционные положения свидетельствуют о разрыве с неолиберализмом. Еще в большей степени это выражено в положениях о правах человека. Чтобы развивать новую форму управления, либеральная логика, сводящая власть к власти государства, была заменена новой, которая признает власть, осуществляемую негосударственными институтами. Этот подход, отличающийся от традиций конституционализма, не получил отражения в положениях Конституции Боливии о правах человека, за исключением ст. 60 и 64, посвященных детству и отрочеству, а также ссылки на обязанность общества защищать систему образования и бороться с неграмотностью (ст. 7784). В остальном права человека в Конституции Боливии выступают как границы или требования только государственной власти, но не других властей. Это неслучайно.

Концептуальные основы данной части новой Конституции Боливии были изложены предварительно в «Докладе большинства», подготовленном представителями разных партий в рамках комиссии, разрабатывавшей главу об обязанностях, правах и гарантиях. В этом докладе отмечалось, что разрыв с колониальным и неолиберальным прошлым был обусловлен необходимостью разработки новой модели. Прежние экономические и социальные модели, элитарная и произвольная структурная политика исчерпали свои возможности и довели боливийский народ до отчаяния. Но, как отмечается в статье, этот диагноз относится не только к Боливии, но и к большей части континента: в странах Латинской Америки структурные реформы неолиберального характера провалились, а результаты приватизации и либерализации, рекламируемые как достижения этих реформ, не привели к эффективному улучшению условий жизни населения и уменьшению бедности. Исходя из этого, авторы доклада сделали вывод о необходимости

изменения конфигурации социальной модели. Что же касается прав человека, то в докладе было признано, что за последние годы международное сообщество значительно продвинулось в направлении расширения каталога прав человека, но эту работу нельзя считать завершенной, особенно в отношении экономических, социальных и культурных прав. Концептуальная и нормативная слабость этих прав связана с тем, что их быстрая реализация требует сильного государства, а произведенные изменения в использовании экономических и иных ресурсов ослабляют государство благосостояния. Таким образом, дефицит в реализации прав в Докладе был объяснен недостаточностью власти государства, а степень осуществления прав была прямо увязана с возможностями государства.

Соответственно, конституционный законодатель видел свою задачу не в том, чтобы разработать новую систему прав человека по отношению к негосударственным институтам, а в том, чтобы создать конституционные механизмы, гарантирующие их обеспечение государством. Это предполагает формирование определенных бюджетных механизмов и создание конституционных основ для такого экономического режима, который благоприятствовал бы индейским народам Боливии, а также выделение средств, чтобы гарантировать их права. Данная линия проводится и применительно к защите детства и юношества, которая, в конечном счете, должна обеспечить целостную защиту со стороны государства, общества и семьи (ст. 60 Конституции). Этим объясняется и то, что в Конституции Боливии предусмотрено значительное число обязанностей государства в социальной сфере: по вопросам здравоохранения и социального обеспечения, по охране окружающей среды, обеспечению сохранения биологического разнообразия и предоставлению соответствующих услуг, по защите прав потребителей и т.д.

Полемизируя с боливийскими исследователями, особенно активно с Альваро Гарсиа Линерой, автор статьи отмечает, что боливийский опыт может рассматриваться как новый тип управленческой логики, предполагающий преобразование государственных структур. Однако применительно к правам человека в этой логике нет ничего нового, она, по мнению автора, достаточно традиционна для конституционализма.

Г.Н. Андреева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.