Научная статья на тему '2018. 02. 015. Блинд Дж. Д. , Лоттанти фон Манбах С. Не потерянные, но выигранные десятилетия: увеличение занятости, повышение зарплат и больше равных возможностей на японском рынке труда. Blind G. D. , lottanti von manbach S. decades not lost, but won: increased employment, higher wages, and more equal opportunities in the Japanese labour market // social Science Japan J. - Oxford, 2015. - vol. 18, n 1. - p. 63-88'

2018. 02. 015. Блинд Дж. Д. , Лоттанти фон Манбах С. Не потерянные, но выигранные десятилетия: увеличение занятости, повышение зарплат и больше равных возможностей на японском рынке труда. Blind G. D. , lottanti von manbach S. decades not lost, but won: increased employment, higher wages, and more equal opportunities in the Japanese labour market // social Science Japan J. - Oxford, 2015. - vol. 18, n 1. - p. 63-88 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / РЫНОК ТРУДА / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / РАЗНИЦА В УРОВНЕ ДОХОДОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 02. 015. Блинд Дж. Д. , Лоттанти фон Манбах С. Не потерянные, но выигранные десятилетия: увеличение занятости, повышение зарплат и больше равных возможностей на японском рынке труда. Blind G. D. , lottanti von manbach S. decades not lost, but won: increased employment, higher wages, and more equal opportunities in the Japanese labour market // social Science Japan J. - Oxford, 2015. - vol. 18, n 1. - p. 63-88»

ЮЖНАЯ, ЮГО-ВОСТОЧНАЯ И ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

2018.02.015. БЛИНД Дж.Д., ЛОТТАНТИ фон МАНБАХ С. НЕ ПОТЕРЯННЫЕ, НО ВЫИГРАННЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ: УВЕЛИЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ, ПОВЫШЕНИЕ ЗАРПЛАТ И БОЛЬШЕ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НА ЯПОНСКОМ РЫНКЕ ТРУДА. BLIND G.D., LOTTANTI VON MANBACH S. Decades not lost, but won: increased employment, higher wages, and more equal opportunities in the Japanese labour market // Social science Japan j. - Oxford, 2015. - Vol. 18, N 1. - P. 63-88.

Ключевые слова: Япония; рынок труда; гендерные различия; разница в уровне доходов.

Исследователи из университета Цюриха Георг Блинд и Стефания Лоттанти фон Манбах исследуют японский рынок труда.

В большинстве обществ с развитой экономикой в последние годы выросло неравенство в доходах трудящегося населения, что стало предметом многочисленных публичных дискуссий. Данный вопрос (применительно к Японии, в том числе) имеет несколько измерений. Во-первых, в последние десятилетия выросла разница в доходах между сотрудниками с полной занятостью и работающими неполный рабочий день и / или на непостоянном контракте. Вторые зачастую зарабатывают значительно меньше, чем первые. Причем дело не только в уровне зарплат, но и в социальных льготах, которые чаще предоставляются сотрудникам с полной занятостью. Во-вторых, предметом дискуссий часто становится гендерное неравенство: женщины в среднем зарабатывают меньше мужчин.

Эти два вида неравенства пересекаются между собой1. Наконец, третье измерение - в неравенстве доходов между представителями разных поколений. Выходящая на рынок труда молодежь часто оказывается в невыгодных условиях, в отдельных случаях молодым людям затруднительно содержать себя на собственные доходы.

Согласно статистике, предоставляемой Министерством здравоохранения, труда и благосостояния, доля непостоянных сотрудников существенно возросла за последние десятилетия: с 15,4 в 1985 г. до 30,1% в 2010 г. А в рейтинге OECD Япония стоит на втором месте по уровню разрыва в доходах между мужчинами и женщинами (с. 64). Как уже было сказано, эти два показателя неразрывно связаны. В период с 1982 по 1992 г. доля женщин среди работников на постоянном контракте возросла с 23,8 до 26,6%, а в следующее десятилетие с началом стагнации, напротив, сократилась до 22,1% (с. 64).

Как правило, подобные изменения на рынке труда обычно интерпретируют как негативные изменения. Однако авторы подчеркивают, что непостоянная занятость не всегда является вынужденной мерой для тех, кто не может найти постоянный контракт. В некоторых случаях соискатели специально выбирают такой тип занятости, поскольку он предоставляет им больше свободного времени. В особенности низок процент желающих поменять неполную занятость на полную среди замужних женщин и пожилых людей. Другой неоспоримый факт: безработица в Японии - одна из самых низких среди стран с развитой экономикой.

1 По мнению многих исследователей Японии, речь идет все же не о тендерном неравенстве как таковом. Женщины и мужчины на аналогичных должностях, скорее всего, получают равную зарплату. Неравенство выражается в том, что женщины, в особенности замужние с детьми, чаще оказываются на низкооплачиваемых ставках, на непостоянном контракте, работают неполный день. Поэтому неравенство в данном случае почти идентично первому пункту. Связано это с более жестким, чем в западных обществах, распределением гендерных ролей, когда полная занятость на работе и осуществление семейных обязанностей отвечают разным социальным ролям, которые плохо сочетаются, и, более того, такое совмещение часто не одобряется. Дискриминация незамужних и / или бездетных женщин остается дискуссионным вопросом, однако очевидно, что они испытывают значительно меньше проблем с трудоустройством и продвижением по карьерной лестнице вверх. - Прим. реф.

За период 1988-2010 гг. доля занятых на постоянном контракте среди лиц в возрасте от 15 до 64 лет уменьшилась с 83,3 до 69,9% соответственно, за тот же период количество работников с непостоянной занятостью выросло с 16,7 до 30,1%. Если привести раздельно статистику для мужчин и женщин, то число мужчин с неполной занятостью выросло с 6,8 до 14,4%, а женщин - с 33,9 до 50,9% (с. 68).

На первый взгляд, эти цифры действительно говорят о негативных социальных тенденциях на рынке труда. Однако интерпретации такого рода не учитывают и других изменений, которые несколько меняют картину. За тот же период общее число занятых в Японии выросло с 43,2 млн до 51,7 млн человек, т.е. на 19,7%. Рост в абсолютных цифрах составил 8,5 млн человек, при этом наибольшее число новых занятых пришлось как раз на работников неполного дня или непостоянного контракта - их стало больше на 8,4 млн человек (с 7,2 млн до 15,6 млн), или на 115,8%. Количество постоянных сотрудников за этот же период также возросло (что обычно скидывается со счетов при анализе), но незначительно - с 36 млн до 36,1 млн человек, или 0,4% (там же).

Если проследить изменения за тот же период отдельно для каждого пола, то оказывается, что количество работающих мужчин увеличилось с 27,4 млн до 29,4 млн человек, т.е. прирост составил 2 млн человек, или 7,6%. Количество же работающих женщин выросло с 15,8 млн до 22,2 млн, таким образом, прирост составил 6,4 млн человек, или 20%. Прирост непостоянных работников среди мужчин составил 2,4 млн человек (таким образом, подавляющее большинство дополнительных рабочих мест для мужчин были непостоянными), а число постоянных работников мужского пола даже сократилось за этот период на 300 000 человек, или на 1,2%. Несколько иная картина у женщин: количество занятых на постоянной работе выросло, пусть и незначительно, с 10,5 до 10,9 млн, или на 400 тыс. человек (4,4%), а основной рост пришелся так же, как и у мужчин, на непостоянные контракты: с 5,4 до 11,3 млн человек (с. 68-69).

В результате получается, что рынок труда постоянных работников почти не менялся количественно, но несколько изменился в плане гендерного соотношения: женщины «отобрали» у мужчин 300 000 рабочих мест, а также были наняты на 100 000 вновь

созданных вакансий. Но все же основной прирост рынка труда пришелся на непостоянных работников, число которых выросло значительно как для женской, так и для мужской его части. В абсолютных цифрах было нанято на дополнительные ставки примерно столько же мужчин, сколько и женщин, но что касается относительных показателей, то для мужчин в этом сегменте рост составил лишь чуть более 40%, тогда как для женщин - 111,2%.

Имеет смысл рассмотреть эти показатели в связи с общей динамикой населения. В период 1988-2010 гг. количество потенциально работоспособного населения в возрасте 15-64 лет сократилось с 85 до 81,7 млн человек (на 3,9%). Это означает, что процент реально занятых существенно увеличился - на 12,4%. При этом если сравнить цифры для мужской и женской части населения, то опять выходит, что более серьезные изменения коснулись женщин. За рассматриваемый период количество мужчин активного возраста сократилось на 3,3%, а прирост работающих составил 7,6%, т.е. рост занятости составил 12,4%. Число женщин активного возраста сократилось на 4,4%, а работающих - увеличилось на 40,6%. И таким образом процентный прирост занятости женщин составил 17,5% (с. 69).

Подытоживая приведенные выше данные, авторы отмечают, что японский рынок труда создал за 20 с лишним лет стагнации 8,5 млн новых рабочих мест, из них 100 000 - постоянных, а остальные - временные.

Оценивая отдельно возрастную категорию 15-24 лет, авторы отмечают, что в период с 1989 по 2002 г. абсолютное число временно занятых за это время сократилось с 2,59 млн до 2,23 млн человек (на 13,9%), что, скорее, является следствием сокращения числа молодежи в общей структуре населения. Если при этом оценивать соотношение общего числа лиц молодого возраста и число среди них занятых на непостоянной работе, то пропорция окажется практически такой же (17% в 2002 и 17,7% в 2010 г.). При этом из них 45% и 50% в 2002 и 2010 г. соответственно были заняты на непостоянной работе, поскольку параллельно учились в старшей школе или получали высшее образование.

Таким образом, доля занятых на временной работе, но не обучающихся параллельно где-либо, несколько уменьшилась: с 9,3 до 8,9%. Рассматривая данную возрастную когорту, также необхо-

димо учитывать, что за рассматриваемый период (1985-2010) сильно возрос процент продолжающих образование после школы: в среднем на 17%, при этом для юношей на 12%, а для девушек -на рекордные 23%. В то же время цифры говорят о том, что молодым людям, не поступившим в университет, стало значительно труднее найти работу после окончания школы (с. 73).

Что касается набора на постоянную работу, то динамика была, скорее, позитивной. В 1987 г. было открыто 608 тыс. новых ставок в частных компаниях Японии, в 2010 г. - 725,3 тыс. Эти ставки ориентированы на выпускников вузов. Их число во все годы этого периода, кроме 2000, превосходило число соискателей (с. 75). Ситуация резко ухудшилась в 2010-2012 гг., когда в результате глобального экономического спада компании, ориентированные на экспорт, резко сократили набор новых сотрудников.

В период с 1988 по 2009 г. доля мужчин в возрасте 25-34 лет, занятых на постоянной работе, уменьшилась с 82,2 до 73,2%, тогда как доля женщин увеличилась с 30,3 до 38,4% за это же время, что говорит о том, что женщины стали постепенно вытеснять мужчин с рынка труда сотрудников полной ставки (с. 76). Хотя гендерное равенство в целом обычно оценивается как позитивная тенденция, в случае с Японией это крайне негативно сказывается на демографической ситуации.

Во-первых, жесткий выбор между семьей и карьерой для женщин и увеличение их числа на постоянных ставках говорит о резком повышении числа женщин, выбравших работу в ущерб семье и продолжению рода. Во-вторых, сокращение числа мужчин на постоянной работе также приводит к сокращению числа заключенных браков и рождений. На «рынке женихов» мужчины с непостоянной занятостью практически не котируются, поскольку не имеют возможности обеспечить семью стабильным доходом и социальными гарантиями. В то же время процесс уравнения в правах мужчин и женщин на рабочих местах далек от завершения. В период 1982-2010 гг. доля женщин среди менеджеров старшего звена (начальник отдела и выше) увеличилась с 1,4 до 6,2%, но, разумеется, такое увеличение следует считать крайне незначительным.

Еще одной позитивной тенденцией последнего времени стало сокращение часов, проведенных на работе, примерно на 3,9% при общем увеличении индивидуальных доходов примерно на 6%, что

2018.02.016-018

свидетельствует об улучшении договорных условий между сотрудником и работодателем (с. 77). Увеличение в доходах до 1,5 раза наблюдалось во всех категориях, включая тех, кто был занят на непостоянной работе. Также несколько сократился разрыв в уровне доходов между постоянными и непостоянными сотрудниками. Все эти тенденции в целом, по мнению авторов, говорят о том, что японский рынок труда, если меняется, то не в худшую сторону, как обычно предполагается. Авторы полагают, что их данные противоречат теории о превращении Японии за последние десятилетия из «общества среднего класса (со: тю: рю: сякай)» в общество с высокой степенью социальной поляризации (какуса сякай). Скорее, японское общество идет к некоей новой, более гибкой модели социальной структуры.

А.А. Новикова

ВЛАСТЬ

2018.02.016-018. СИ ЦЗИНЬПИН: ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО В КИТАЕ.

2018.02.016. Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзинь-пин на 19-м съезде КПК / Синьхуа. - Пекин. - 2017. - 3 ноября. -Mode of access: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm

2018.02.017. Xi Jinping has been good for China's communist party; less so for China // Economist. - L., 2017. - Oct. 14. - Mode of access: https://www.economist.com/news/briefing/21730138-contradicting-den g-xiaoping-mr-xi-has-concentrated-vast-power-his-own-hands-xi-jinpi ng-has

2018.02.018. Xi Jinping has more clout than Donald Trump. The world should be wary // Economist. - L., 2017. - Oct. 14. - Mode of access: https://www.economist.com/news/leaders/21730144-do-not-expect-mr-xi-change-china-or-world-better-xi-jinping-has-more-clout

Ключевые слова: Китай; политика; КПК; XIX КПК; Си Цзиньпин.

Лейтмотивом доклада Си Цзиньпина на XIX съезде КПК стала излюбленная мысль китайского руководителя, сформулированная как тема съезда - «возрождение китайской нации»: «Национальное вдохновение - наша твердая цель. Высоко держа знамя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.