Научная статья на тему '2018. 02. 007. Гаджимурадова Г. И. Европейские мусульмане и мусульмане в Европе: рядом или вместе? // власть, М. , 2018, № 2 с. 60-63. '

2018. 02. 007. Гаджимурадова Г. И. Европейские мусульмане и мусульмане в Европе: рядом или вместе? // власть, М. , 2018, № 2 с. 60-63. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОИСЛАМ / ЕВРОПЕЙСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / САМОСЕГРЕГАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 02. 007. Гаджимурадова Г. И. Европейские мусульмане и мусульмане в Европе: рядом или вместе? // власть, М. , 2018, № 2 с. 60-63. »

2018.02.007. Гаджимурадова Г. И. ЕВРОПЕЙСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ И МУСУЛЬМАНЕ В ЕВРОПЕ: РЯДОМ ИЛИ ВМЕСТЕ? // Власть, М., 2018, № 2 с. 60-63.

Ключевые слова: евроислам; европейские мусульмане; интеграция; самосегрегация.

Гаджимурадова Г.И.,

кандидат философских наук, доцент кафедры демографической и миграционной политики Московского государственного института международных отношений (У) МИД РФ

В данной статье автор исследует понятия «европейские мусульмане» и «мусульмане в Европе». Автор отмечает, что присутствие ислама в Европе хотя и не является новым социальным явлением, но нуждается в осмыслении, так как является неотъемлемой частью Европы, а мусульмане - значимой частью европейского общества. По примерным прогнозам западных социологов, к 2030 г. каждый десятый житель Европы будет мусульманином, а к 2100 г. таковым будет каждый четвертый.

Миграционная активность, вызванная событиями «арабской весны», а затем и кризисом беженцев 2014-2015 гг., усилила миграционные процессы во всем мире, и особенно на европейском континенте. В первой половине ХХ в. миграция носила внутри-континентальный характер и осуществлялась в основном внутри христианского мира, современная же миграция носит выраженный межконфессиональный характер. Остро встают вопросы совместимости ислама с нормами и образом жизни европейцев. В результате роста количества мусульманских общин в странах Западной Европы и их социально-политической активности, по мнению некоторых исследователей, можно говорить о возрождении исламской традиции в современной Европе, а также о неспособности и нежелании определенной части мусульман интегрироваться в стране проживания. Автор в качестве примера упоминает здесь труды С. Хантингтона, Г. Хайнсона, Т. Сарацина [Хантингтон 2003; Heinsohn 2003; Sarrazin 2012].

Люди разных культур и разных конфессий должны жить рядом и активно взаимодействовать, и поэтому в Европе возник

вопрос о совместимости ислама с демократическими нормами и о принятии мусульманами европейских ценностей. Автор приводит мнение немецкого писателя и публициста Ральфа Джордано (Ralph Giordano, 1923-2014), который подверг критике мнение немецких политиков о том, что ислам отныне является такой же частью Германии, как христианство и иудаизм, и говорил, что нельзя приравнивать реальный ислам к некоему идеализированному, соответствующему европейским ценностям исламу, который существует лишь в их мечтах. Джордано считал, что «политический и воинственный ислам вообще нельзя никуда интегрировать», что до сих пор никто не дал ответа на вопрос о совместимости ислама со свободой совести, равноправием женщин, плюрализмом и принципом отделения религии и церкви от государства - всем тем, что составляет основу демократии.

Автор приводит интересную точку зрения немецкого политика Тило Сарацина, который утверждает, что миграция из стран с христианской культурой не является такой же разрушительной для Германии, как миграция из мусульманских стран. Мигранты из немусульманских стран быстро адаптируются и не образуют замкнутых сообществ. Мусульмане же замыкаются в своей умме и соблюдают только свои традиции, что вызывает напряженность в тех странах, куда они переезжают. По мнению политика, все дело в религии, которая определяет жизнь мусульман от рождения и до смерти. По мнению политика, проблема мусульман - это отсутствие прогресса в образовании, низкие показатели большинства мусульман на рынке труда, проблема статуса женщины в этих культурах, проблема высокой рождаемости.

В основе жизненных установок мусульман лежит дар-аль-ислам, или территория, где действуют законы шариата, что и является, по мнению многих исследователей, камнем преткновения для их успешной интеграции. Европа и исламский мир относятся абсолютно к разным культурным ареалам, которые представляют собой две совершенно разные, но равновеликие системы ценностей.

Автор приводит мнение по поводу миграции профессора университета г. Бремена (Германия) Г. Хайнзона, который указывает на то, что иммиграционные проблемы Европы имеют двойственный характер: с одной стороны, самые энергичные и талантливые уезжают, а рождаемость у оставшихся очень низкая, с другой стороны, иммигранты из стран с низким уровнем жизни не имеют достаточного образования, чтобы занять вакантные места, а темпы

воспроизводства у них достаточно высокие. Автор приводит статистику, что из Германии ежегодно уезжают 150 тыс. человек, причем большинство из них едут в англосаксонские страны, которые их с удовольствием принимают. А в итоге происходит абсолютно неравноценное замещение местного населения мигрантами, которые имеют более низкий уровень образования, не знают языка, плохо интегрируются и часто вообще не собираются работать, предпочитая жить на пособие.

Автор задается вопросом, значит ли всё это, что у мигрантов-мусульман нет будущего в Европе, а у Европы нет перспектив в связи с ростом мусульманских общин? В качестве ответа автор приводит в пример и анализирует такие понятия, как «евроислам» и «евромусульмане», которые свидетельствуют об успешном опыте интеграции некоторой части мусульман в европейское общество.

Так есть ли разница между европейскими мусульманами, которые считают себя частью европейской семьи, и мусульманами в Европе? Попытку ответить на этот вопрос сделал профессор Фрибургского университета (Швейцария) Тарик Рамадан в своей книге «Что значит быть европейским мусульманином», который является противником деления мира на западный и мусульманский, замыкания мусульман в рамках уммы и говорит о сближении последователей ислама, проживающих в Европе, с европейской культурой. Называя себя мусульманами, живущими в Европе, люди заведомо отвергают окружающую их действительность как чужеродную, но, называя себя европейскими мусульманами, напротив, подчеркивают, что одновременно принадлежат и к исламской, и к западной цивилизации. По мнению Рамадана, нужно различать принципы ислама и его традиции, которые могут быть различными с учетом истории и культуры народа, а также законов страны проживания. Ислам един, но культур множество. В исламе есть место и единению, и многообразию. Когда мы говорим о европейском, канадском, американском, западном исламе, «европейскость», «западность» относятся к культуре, в то время как принципы, изложенные в Коране, остаются исламскими.

Мусульмане, решившие жить в Европе, должны «европеизироваться», не теряя при этом своей идентичности. Но это возможно только при условии принятия ими концепции основополагающих принципов европейских ценностей, что при усиливающейся самосегрегации мусульманских общин маловероятно.

Что же представляет из себя евроислам, и кто такие еврому-сульмане? По мнению автора статьи, под евроисламом надо пони-

мать форму умеренного, или просвещенного, ислама, в котором ритуальная (религиозная практика) часть сочетается с культурными установками европейского общества. Понятно, что формирование единой концепции евроислама - это процесс, требующий длительного времени и своего теоретического обоснования.

В заключение автор статьи приходит к выводу, что в настоящее время мы стоим у истоков появления новой формы ислама, но остается открытым вопрос, станет ли евроислам связующим звеном между мусульманами, живущими в Европе, и евромусульманами.

Автор реферата В.Н. Сченснович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.