НАУКА И ОБЩЕСТВО
2018.02.001. КОГДА НАУКА СЛИШКОМ ПРОСТА: НЕДООЦЕНКА НЕСПЕЦИАЛИСТАМИ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭКСПЕРТНЫХ ЗНАНИЙ / ШАРРЕР Л., РУПЬЕПЕР И., ШТАДТЛЕР М., БРОММ Р.
When science becomes too easy: Science popularization inclines lay-people to underrate their dependence on experts / Scharrer L., Rupie-per Y., Stadtler M., Bromme R. // Public understanding of science. -2017. - Vol. 26, N 8. - P. 1003-1018. - DOI: 10.1177/096366251 6680311.
Ключевые слова: экспертиза; оценка знания; научное понимание; популяризация науки.
Популяризация науки, по словам авторов из Германии, представляет собой эффективный механизм по трансляции научной информации за пределы экспертного сообщества, помогающий сделать ее понятной для неспециалистов (laypeople). Однако упрощение знания, необходимое для обеспечения требуемой доступности, ведет к ряду неблагоприятных последствий. Во-первых, ознакомившись с предоставленной информацией, аудитория начинает неоправданно высоко оценивать свои эпистемические способности и готова самостоятельно выносить суждения по научным вопросам. Во-вторых, ставка на личную осведомленность обесценивает механизм разделения труда и устраняет потребность в консультации специалистов.
Описывая работу «эффекта простоты» (easiness effect), авторы основываются на данных, полученных в предыдущих исследованиях. Этот механизм играет важную роль: он формирует согласие с тезисами, выдвинутыми в текстах. После знакомства с популярными статьями неспециалисты скорее соглашаются с предложенными положениями, чем после чтения статей, адресованных экспертам.
Формирование общественного мнения в современном мире во многом зависит от знания, получившего статус научного. Эмпирическая обоснованность представляется безусловным гарантом высокого качества социальных прогнозов, необходимых для принятия важных решений во многих областях, включая здравоохранение, политику, экологию и т.д. Однако столь важный инструмент, как наука, не всегда может оказаться полезным для неспециалиста: рядовой гражданин не обладает необходимым базовым багажом знаний, без которого невозможно формирование частной позиции независимо от избранной сферы знаний. Принять решение в такой ситуации нельзя без обращения за консультацией к представителям экспертного сообщества.
Однако, как отмечают авторы статьи, обыденное сознание не всегда готово признать свою ограниченность. Более того, суждения неспециалистов по жизненно важным вопросам формируются под влиянием сведений, почерпнутых из популярных источников. Интернет, газеты и журналы предлагают информацию, доступную для понимания неспециалиста. Характерное упрощение научного знания авторы статьи назвали «эффектом простоты популяризации науки» (easiness effect of science popularization). Доверие популярным изданиям может оказать отрицательное влияние на формирование научных суждений читателей. Кроме того, формируя собственное мнение по большинству вопросов, неспециалист склонен существенно искажать информацию, внося свой вклад в виде ценностей, личных интересов и ненаучного знания. При этом у неспециалиста сохраняется убежденность в научном статусе собственных суждений.
Зависимость неспециалиста от мнения эксперта. Авторы статьи неоднократно подчеркивают принципиальную невозможность постижения научного знания в его целостности: наука находится в постоянном развитии, и в своей сложности (complexity) она непостижима для обыденного сознания. Общество изобрело принцип разделения труда, в том числе и когнитивного. Для упрощения задачи освоения научное знание было разделено на отдельные дисциплины, каждая из которых находится в ведении узких специалистов. Полагаясь на мнение экспертов, неспециалисты косвенным образом пользуются специализированными знаниями, необходимыми для формирования адекватного суждения. Более того, обра-
щение к эксперту не требует никакой специальной или дополнительной подготовки в интересующей области.
По мнению авторов, обращение за консультацией к эксперту не должно считаться «постыдным». Благодаря разделению труда все представители общества являются специалистами в одних сферах и неспециалистами в других. Следовательно, каждый из индивидов является неспециалистом в подавляющем числе областей. Более того, обращение к эксперту не подразумевает слепого и бессознательного доверия. Единственное, что требуется от неспециалиста, это признание факта ограниченности его познаний и критическое отношение к собственным суждениям. Согласно результатам предыдущих исследований, рядовые граждане способны самостоятельно находить достоверную информацию, но не в состоянии определить, когда настало время проконсультироваться с экспертом. Для неспециалиста характерна безграничная уверенность в правильности собственных суждений и оценок.
Авторы ставят перед собой задачу обнаружить фактор, влияющий на формирование у индивида завышенной оценки своих способностей. Источник целого ряда таких факторов был обнаружен внутри самого текста, к которому неспециалист обращается как к источнику научной информации.
Трансляция научной информации неспециалистам. Многие исследователи в сфере коммуникаций и социальных наук поддерживают практику упрощения научной информации, возлагая миссию по популяризации науки на СМИ и научные журналы. Такой подход в информировании граждан представляется целесообразным, учитывая огромное влияние науки на сегодняшнюю повседневную жизнь.
Однако упрощенная и популяризированная информация не может быть адекватно изложена, вследствие этого суть транслируемой научной мысли подвергается искажению. Как полагают авторы, в данной ситуации работает совокупность двух механизмов: эффекта простоты и феномена скорости обработки информации. Чем быстрее индивид обрабатывает информацию, тем ярче выражено ощущение правдивости полученных сведений.
Эмпирическое подтверждение эффекта простоты. Результаты предыдущих исследований подтвердили взаимосвязь уровня сложности текста, представленного для ознакомления не-
специалисту, и степени доверия собственным суждениям: чем проще текст, тем она выше (с. 1006). По мере усложнения текста возрастает потребность в консультации эксперта. Что касается эффекта простоты, то он срабатывает далеко не в каждом случае. Более того, он практически сходит на нет, если информация оказывается противоречивой или слишком сложной для понимания неспециалиста. Анализ итогов предыдущих исследований показал, что результаты проведенных экспериментов не позволяют делать выводы о степени влияния эффекта простоты в процессе чтения неспециалистами аутентичных популярных текстов.
Эффект простоты, заявляют авторы, работает не только в лабораторных условиях, но и в повседневной практике. Определение степени его проявления и влияния на восприятие информации в ходе знакомства неспециалиста с аутентичными популяризированными текстами выбрано в качестве цели их научного эксперимента. Были отобраны испытуемые, не связанные с научной средой. Участникам предложили ознакомиться с двумя текстами (по теме «здоровье»), написанными в разных жанрах: первый представлял собой научную статью, второй - популяризированное описание.
Вопреки предположениям экспериментаторов популярные статьи не вызвали у читателей большего доверия, чем научные. Эти результаты были подтверждены другими исследователями. Авторы полагают, что доверие к изложенной в тексте информации не связано с реально существующими убеждениями читателей (во всяком случае, когда речь идет о вопросах науки).
Проведенное исследование показало, что влияние эффекта простоты характерно для аутентичных околонаучных описаний, а также подтвердило результаты предыдущих экспериментов, согласно которым неспециалисту свойственно чрезмерно полагаться на собственные способности выносить суждения (подобная ситуация повторяется и в реальной жизни).
Значимость результатов исследования для научной коммуникации и образования. Неоспоримо, что наука играет важную роль в повседневной жизни рядовых граждан, которые стремятся получить знание через доступные для их понимания источники. При знакомстве с адаптированной под неспециалиста информацией в работу включается эффект простоты, способствуя формированию частных мнений по вопросам, касающимся науки, например здра-
воохранения, экологии, а также по вопросам принятия общественно-политических решений.
Однако когда для удобства неспециалистов передача научной информации происходит в популярной форме, необходимо проявлять определенную осторожность. Популярные статьи, транслируя упрощенную информацию, подталкивают читателя возлагать неоправданно высокие надежды на его способность выносить верные суждения, несмотря на отсутствие базовых знаний по интересующему вопросу, необходимых для вынесения адекватной оценки. При таком подходе снижается потребность в совете специалиста, без консультации которого самостоятельно принятое решение может иметь негативные последствия, в том числе для самого потребителя адаптированной информации.
Вовлечение в науку (engagement with science) неспециалистов, с одной стороны, представляется процессом, полезным для общества. С другой стороны, подобная практика размывает строгие границы между ролями эксперта и «человека с улицы». Представители второй группы накапливают знания, расширяют свою осведомленность по интересующим их вопросам, но их энтузиазм и прилежание не способны поставить неспециалиста в один ряд с членами экспертного сообщества.
Распространение научного знания за пределы экспертного сообщества посредством информирования рядовых граждан через доступные для их понимания ресурсы важно и необходимо, но его цена часто бывает слишком высока: неспециалист не способен осознать факт ограниченности своих знаний. Однако, по мнению авторов, влияние эффекта простоты может быть значительно снижено. Для этого достаточно обозначить рассматриваемую проблему как противоречивую (дискуссионную) или сложную. Неискоренимость этого феномена является доказательством потребности общества в разделении труда, в получении хорошего образования и использовании знаний для принятия частных решений. Поэтому одной из задач формального научного образования должно стать формирование у студентов осознания необходимости консультироваться с экспертами при принятии собственных решений.
Понимание науки неспециалистом важно для перспективы распространения научного знания. Оно формирует позитивное отношение к науке, повышает авторитет и ценность экспертного зна-
ния, доверие к экспертам, стимулирует граждан обращаться к специалистам перед принятием важного решения.
В заключение авторы отмечают, что на простоту восприятия информации влияют многие факторы и стилистические особенности текста, например технический жаргон, отчетные данные, использование метафор или аналогий, синтаксические структуры. Какие из этих характеристик способствуют формированию эффекта простоты при знакомстве неспециалиста с научным текстом, представляется важной проблемой и требует дальнейшего изучения.
О.В. Полякова
2018.02.002. ЭНТРАДАШ М., БАУЭР М. ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ОБЩЕСТВА И ЕГО АКТИВИЗАЦИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ИНСТИТУТОВ. ENTRADAS М., BAUER М. Mobilisation for public engagement: Benchmarking the practices of research institutes // Public understanding of science. - 2017. - Vol. 26, N 7. - P. 771-788. - DOI: 10.1177/0963662516633834.
Ключевые слова: мобилизация; радиус распространения; исполнение; участие общества; исследовательские институты; научная коммуникация
М. Энтрадаш работает в университете Лиссабона (Португалия), М. Бауэр - сотрудник Лондонской школы экономики и политических наук (Великобритания).
Авторы статьи анализируют взаимосвязь деятельности исследовательских институтов (далее - ИИ) Португалии и «вовлеченности общественности» (ВО) (public engagement). Взаимодействие научного мира и общества зависит от сферы научной практики и варьируется по интенсивности, типу деятельности и целевой аудитории. Данное исследование показывает, что ИИ в силу ряда причин по-разному вовлечены в процесс общения с гражданами.
Исследовать движущие механизмы вовлечения общества в решение научно-технических вопросов можно на разных уровнях: политическом, институциональном, на уровне ИИ и на уровне отдельно взятых ученых. У ИИ есть определенные социальные обязательства - служить обществу, распространять знания, знакомить