ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
2018.01.018. ЛАДНУШКИНА Н.М., ПАШЕНЦЕВ ДА., ФЁК-ЛИН СИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ. - Рязань: Концепция, 2017. - 236 с.
Ключевые слова: образовательное право; нормативно-правовое регулирование образования; правовые отношения в образовательной сфере; правовой статус субъектов образовательных отношений.
Монография посвящена исследованию актуальных вопросов образовательного права, современных тенденций и перспектив отдельных направлений правового регулирования сферы образования.
Авторы отмечают, что система образования переживает кризис - и не только в России, но и во всем мире. Об этом свидетельствуют процессы постоянного реформирования в сфере образования, перманентные поиски новых, более качественных образовательных моделей. В то же время без внимания и удовлетворительных ответов остаются вопросы о новых образовательных ценностях, о новом содержательном наполнении образовательного процесса.
В монографии показаны происходящие в системе образования России изменения, основным инструментом которых стало законодательство об образовании. Его развитие и правоприменительная практика были обусловлены целым рядом объективных и субъективных факторов. Вместе с тем четкое понимание базовых принципов образовательной политики России и их успешное воплощение в нормах образовательного права являются основой повышения качества образования и совершенствования всей системы нормативного регулирования образовательных отношений.
Первая часть монографии посвящена теоретическим и практическим аспектам образовательного права в правовой системе
России. В ней представлены основные этапы развития образовательного права, анализируются правовые основы системы образования и проблемы, связанные с реализацией права на образование. Вторая посвящена анализу правового статуса образовательных организаций и особенностям управления образовательной организацией. В третьей рассматриваются история становления контроля и надзора в сфере образования, а также нормативно-правовые основы государственного контроля (надзора) в России. В четвертой, последней, части подробно представлен правовой статус основных субъектов образовательных отношений - обучающихся, родителей, педагогических работников, руководителей образовательных организаций.
Подчеркивается, что принятие в 2012 г. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» позволило урегулировать и регламентировать целый ряд ранее нерешенных проблем в образовательной сфере. Вместе с тем Закон не свободен от отдельных, порой существенных пробелов, а некоторые его статьи перегружены с точки зрения юридической техники и потому сложны для восприятия.
За прошедшие годы был принят целый ряд подзаконных нормативных актов, существенная часть из них вступила в силу. Вместе с тем правотворческая работа не только продолжается, но и усложняется, поскольку возрастает массив правовых норм, регулирующих правовые отношения в образовательной сфере. Отмечается целый ряд объективных и субъективных факторов, осложняющих практическую реализацию принятых нормативных правовых актов. К ним авторы относят: доминирование идеи о коммерциализации образования; понимание образования как услуги, а не как важной функции государства; бюрократизация системы образования, сопровождающаяся стремительным ростом разнообразной отчетности; господство формальных признаков и подходов в образовании в ущерб творческому началу и академической свободе; несовершенство системы нормативно-правового регулирования образования.
Преодоление негативных факторов авторы видят в совершенствовании законодательства и использовании правил законодательной техники при разработке нормативных правовых актов, в развитии демократических начал в образовании, расширении авто-
номии образовательных организаций и академических свобод. Особое внимание авторы уделяют общественному мнению и в первую очередь позиции академического сообщества по вопросам реформирования образования.
По мнению авторов монографии, совершенствование правового регулирования образования должно начинаться с поиска ответов на ряд ключевых вопросов: о предназначении образования, о роли государства в развитии образования, о соотношении публично-правового и частноправового регулирования в образовательном праве.
А.В. Четвернина
2018.01.019. ЗАХАРОВ ТВ. РЕФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ. (Обзор).
Ключевые слова: юридическое образование; инновации; профессиональное образование; Китай; Япония; Южная Корея.
В 2016 г. «Asian journal of law and society» (Cambridge univ. press) опубликовал ряд выступлений на симпозиуме «Инновации в школах права Восточной Азии и возможности сотрудничества со школами права США» (Innovations in East Asian law schools and collaborative possibilities for US law schools). Симпозиум был организован секцией права и общества Восточной Азии (Section of East Asian law and society) и проведен в рамках ежегодного собрания Ассоциации американских школ права (Association of American law schools) в 2016 г.
На симпозиуме были впервые совместно представлены обзоры правовых реформ юридического образования Южной Кореи, Японии, Китая, а также Тайваня, подготовленные ведущими специалистами данных стран, принимающими непосредственное участие в их проведении.
Обращение Ассоциации американских школ права к проблемам реформ юридического образования в странах Восточной Азии является оправданным: число иностранных студентов, поступающих в школы права США, увеличивается. В то же время основные школы права Восточной Азии также (в известной степени) разделяют общие тренды профессионального и «глобального» юридического образования. В связи с тем, что ведущие американские шко-