Научная статья на тему '2017. 04. 029. Кирилл, патриарх Московский и всея Руси. Семь слов о русском мире / сост. А. В. Щипков. - М. : Всемирный русский народный собор, 2015. - 120 с'

2017. 04. 029. Кирилл, патриарх Московский и всея Руси. Семь слов о русском мире / сост. А. В. Щипков. - М. : Всемирный русский народный собор, 2015. - 120 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
181
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ МИР / ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛИЗМ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ / ПРАВОСЛАВИЕ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / РОССИЯ / ТЕРПИМОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 04. 029. Кирилл, патриарх Московский и всея Руси. Семь слов о русском мире / сост. А. В. Щипков. - М. : Всемирный русский народный собор, 2015. - 120 с»

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

2017.04.029. КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ. СЕМЬ СЛОВ О РУССКОМ МИРЕ / Сост. А.В. Щипков. - М.: Всемирный Русский Народный Собор, 2015. - 120 с.

Ключевые слова: русский мир; философия истории; национальная политика; межэтнические отношения; национализм; ци-вилизационный подход; социальная солидарность; православие; Русская православная церковь; социальная идентичность; социальное согласие; историческое сознание; Россия; терпимость.

Рассматриваемый сборник содержит выступления патриарха Кирилла за период с 2012 по 2015 г., которые были посвящены осмыслению темы русского мира, в том числе в контексте проблем цивилизационной специфики России, формирования исторического сознания, укрепления гражданского согласия и национальной идентичности, которая, по мнению автора, должна строиться на признании государствообразующей роли русского народа и его культуры и принципах социальной справедливости.

В первом Слове «О Всемирном Русском Народном Соборе» (с. 9-17) патриарх Кирилл указывает, что в России существуют многочисленные «потенциалы разделения» общества - политический и этнический плюрализм, социальное неравенство, непонимание друг друга разными поколениями - которые могут быть преодолены посредством формулирования целей общенародной жизни, которые бы объединяли всех людей. В этом контексте рассматривается историческая традиция Земских соборов на Руси, которую, считает автор, призван продолжить ВРНС как «самый эффективный, самый значимый инструмент гражданского общества в России» (с. 15).

Во втором Слове «О русских на Кавказе» (с. 18-31) рассматриваются различные экономические, политические, социокультур-

ные и этические аспекты сохранения стабильности в регионе. В частности, патриарх Кирилл указывает на необходимость поддержания традиций взаимного уважения представителей разных этносов и культур, востребованность «всесторонней поддержки русского народа», который является «скрепой многонациональной общности... на Северном Кавказе... и на всем пространстве исторической Руси», повышении уровня образования и воспитания некоторых представителей кавказской молодежи, роли казачества.

В третьем Слове «О солидарном обществе» (с. 32-47) патриарх Кирилл отмечает, что Россия является «уникальной, особой, самостоятельной цивилизацией, равновеликой Западу, Индии или Китаю», со «своими закономерностями общественного развития, своей моделью социума и государства, своей системой исторических и духовных координат» (с. 35). Для подтверждения этого тезиса автор ссылается на мнение таких мыслителей, как Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер, указывает на феномен русской религиозной философии как доказательство «самобытного творческого начала нашей цивилизации», отмечает исторический опыт России, «ее выдающиеся достижения в культуре и технике, ее способность давать неповторимый национальный ответ на вызовы времени, ее уникальную роль в переломные моменты человеческой истории» (с. 33-35).

По мнению патриарха Кирилла, особой национальной идеей, пронизывающей историю и культуру России, является «идея человеческой солидарности». Стремление к солидарности предполагает построение общества социальной симфонии, где «разные слои и группы, разные народы и религиозные общины, разные участники политических и экономических процессов являются не борющимися друг с другом конкурентами, а соработниками» (с. 39). Идея солидарного общества восходит к образу Церкви как тела, который присутствует в Посланиях апостола Павла (1 Кор. 12:20-25), и основывается на представлении о призвании каждого человека к братскому сотрудничеству и заботе друг о друге. Антиподом концепции солидарного общества является гипертрофированный индивидуализм и модель устроения общества, в основу которой «положена система перманентных противостояний, конкуренции и борьбы, якобы неизбежных и необходимых для прогресса» (с. 3742).

Размышляя о перспективах построения гармоничного общества, глава Русской православной церкви отмечает: «Давайте признаем очевидное: развитое самосознание и единство русского народа - это незыблемое основание целостности России и единства нашей полиэтничной цивилизации. В свою очередь, игнорирование интересов русских людей, вытеснение русского вопроса из публичной сферы ведет к лавинообразному росту маргинальных и агрессивных проявлений» (с. 44-45). При этом патриарх Кирилл указывает, что все народы России должны иметь равные права, непременными условиями межнационального согласия являются развитие разных этносов и формирование «многонациональной гражданской и цивилизационной общности, осознание... своей сопричастности к единому обществу, к единой стране, чтобы каждый мог гордиться тем, что он является гражданином свободной России» (46-47).

В четвертом Слове «О русском единстве» (с. 48-62) автор анализирует три стоящие перед ВРНС задачи, реализация которых необходима для стабильного развития российского общества -обеспечение единства и взаимопонимания «(1) внутри русского народа. между русским народом и Российском государством. (3) русским народом и другими братскими народами нашей страны» (с. 55). Патриарх Кирилл отмечает, что Россия на протяжении веков была «цивилизацией диалога, высоко ценившей уважение к иным народам и культурам, не боявшейся учиться у соседей и вместе с тем не позволявшей высокомерного отношения к собственным ценностям» (с. 60). Критикуя теорию «плавильного котла», основанную на опыте США, автор замечает, что для России «гармонизация межнациональных отношений возможна не на пути отказа от национальных чувств или подавления национального сознания, а на пути осознания принадлежности наших народов к общей, созданной совместным трудом цивилизации, которая не упраздняет ничьей национальной идентичности и не умаляет ничьего национального достоинства» (с. 61).

В Слове пятом «О русской истории» (с. 63-78) патриарх Кирилл говорит о едином понимании истории и общности ценностей как необходимом условии социальной стабильности и развития страны (с. 64). Глава РПЦ указывает на неправомерность позиции, согласно которой за эталон нужно принять какой-либо один этап

истории России, «одновременно принижая, умаляя и всячески критикуя значение других периодов», «на самом деле описание прошлого России требует сложной, многоцветной палитры. Черно-белой схемы здесь явно недостаточно. Более того, упрощения создают искаженную и разорванную картину истории, распадающейся на отдельные куски, подобно разбитому зеркалу» (с. 66). Автор отмечает, что во все времена Россия сохраняла свою цивилизацион-ную основу и из всех периодов отечественной истории - Древняя Русь, Российская империя, революция, Советский Союз, новая Россия - нужно взять «все по-настоящему значимое и ценное». «Нам нужен, - отмечает автор, - великий синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть XX в., справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России» (с. 68-69). Этот синтез позитивных ценностей каждой исторической эпохи патриарх Кирилл описывает формулой: «вера» (Древняя Русь, «Святая Русь») - «державность» («Российская империя, превратившая небольшую страну в колоссальную мировую империю от океана до океана»), «справедливость» (стремление к которой было главной причиной революции 1917 года), «солидарность» («чувство локтя, желание сделать добро для своей страны» в советский период), «достоинство» («акцент на правах человека. человеческом достоинстве, на свободах» на этапе современной России).

Патриарх Кирилл указывает на важность для поддержания единства страны сохранения «базовых и объединяющих нас ценностей классической русской культуры и укрепление ее духовного первоисточника - православной веры» (с. 70). Глава РПЦ многократно подчеркивает необходимость осознания и признания особой, государствообразующей роли русских: «мы не имеем права забывать, что главным творцом отечественной культуры является русский народ» (с. 71), «судьба же русского народа, его благополучие, его целостность, зрелость его самосознания должны быть признаны ключевыми факторами в сохранении духовного и политического единства России. Пренебрегать этим сегодня - значит разрушать государство, закладывать под него мину замедленного

действия» (с. 72), «русский народ является не то что полноправным, но важнейшим субъектом национальных отношений в России» (с. 76). Вместе с тем, считает патриарх Кирилл, необходимо поддерживать традиционные религии России и национальные меньшинства - все народы страны должны иметь возможность раскрывать свою самобытность и мирно договариваться о правилах совместной жизни в рамках «общей многонациональной русской цивилизации»: «Для всех народов Россия их страна - это их родной дом, другого нет. А потому каждый народ должен чувствовать себя по-настоящему дома, в безопасности, в доброжелательном окружении многонационального общества» (с. 71).

По мнению автора, игнорирование значения русского народа, попытки постулировать искусственное противопоставление «русского» и «российского», представление о нежелательности использования в публичных выступлениях и официальных документах слово «русский», якобы ослабляющее единство народа, как это имело место в 1990-е годы, является глубоко ошибочным подходом и приводит к кризису национального сознания. Предстоятель Русской православной церкви высказывает убеждение, что «подлинное русское национальное самосознание, основанное на нашей культурной и религиозной традиции, не угрожает целостности России и межнациональному миру в ней, а наоборот - выступает главным гарантом единства страны и дружбы между ее народами (с. 77).

Слово шестое «О свободе и справедливости» представляет собой выступление патриарха Кирилла в Государственной Думе 22 января 2015 г. Святейший Патриарх указывает, что понятия справедливости и нравственных норм не могут рассматриваться как относительные, т.е. они не обуславливаются коллективными, корпоративными, классовыми, идеологическими и прочими факторами, но являются абсолютными ценностями, поскольку основываются на неизменной божественной истине. Автор указывает, что концепции свободы и права должны быть дополнены моральными измерениями, в связи с чем критикует такие имеющие место на Западе социальные феномены, как легализация однополых союзов и узаконивание эвтаназии. По мнению патриарха Кирилла, свобода, неверно понятая как вседозволенность, может формировать попирающие нравственные нормы «псевдоценности», которые являются

губительными как для отдельной личности, так и человеческой цивилизации в целом (с. 79-94).

Предстоятель Русской православной церкви указывает на непрерывность и единство российской истории и отмечает важность синтеза ценностей, характерных для различных этапов истории страны: вера - державность - справедливость - солидарность -достоинство. Также автор говорит о важности для России таких традиционных ценностей, лежащих в основе национальной идентичности, как мир, единство, нравственность честность, патриотизм, милосердие, семья, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность, и рассматривает концепцию солидарного общества «где ради достижения общего блага тесно сотрудничают между собой различные этнокультурные, социальные, профессиональные, религиозные и возрастные группы» (с. 87-90). Патриарх Кирилл высказывает свою позицию по ряду актуальных социальных проблем: поддержка семьи, материнства и детства, противодействие абортам, электронные средства сбора и учета информации, религиозно-нравственный компонент в школьном образовании и развитие теологии как науки, гонения на христиан в странах Ближнего Востока и Северной Африки и др. (с. 92-104).

В заключительном седьмом Слове «О рубежах российской государственности» (с. 105-117) патриарх Кирилл вновь затрагивает стержневые темы, присутствующие в предыдущих выступлениях: понимание России как отдельной «страны-цивилизации», «сердцевиной» которой является русский народ и Православие, с чем автор связывает предложенный человечеству Россией «принцип равенства всех народов, без господствующих и угнетенных метрополий» (с. 111), а также указывает на важность утверждения такого понимания в общественном сознании для установления гармоничных межнациональных и межрелигиозных отношений в стране. Поскольку рассматриваемая речь была произнесена в Калининграде, глава РПЦ рассуждает о значении этого региона в контексте диалога западной и русской культур, отличительной особенностью последней из которых является приоритет «духовных ценностей» над «материальными» (с. 110-111).

С.В. Мельник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.