Научная статья на тему '2017. 04. 024. Амитабх П. Религия мира? Ислам и его наследие ненасилия. Amitabh P. A religion of peace? Islam and its heritage of nonviolence // Diogenes. - thousand Oaks, 2017. - vol. 61 (3-4). - p. 71-78'

2017. 04. 024. Амитабх П. Религия мира? Ислам и его наследие ненасилия. Amitabh P. A religion of peace? Islam and its heritage of nonviolence // Diogenes. - thousand Oaks, 2017. - vol. 61 (3-4). - p. 71-78 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / НЕНАСИЛИЕ / НАСИЛИЕ / ПАЦИФИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРПИМОСТЬ / СУФИЗМ / М. ГАНДИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 04. 024. Амитабх П. Религия мира? Ислам и его наследие ненасилия. Amitabh P. A religion of peace? Islam and its heritage of nonviolence // Diogenes. - thousand Oaks, 2017. - vol. 61 (3-4). - p. 71-78»

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

2017.04.024. АМИТАБХ П. РЕЛИГИЯ МИРА? ИСЛАМ И ЕГО НАСЛЕДИЕ НЕНАСИЛИЯ.

AMITABH P. A Religion of peace? Islam and its heritage of nonviolence // Diogenes. - Thousand Oaks, 2017. - Vol. 61 (3-4). - P. 71-78.

Ключевые слова: ислам; ненасилие; насилие; пацифизм; экстремизм; терпимость; суфизм; М. Ганди.

П. Амитабх указывает, что значительная часть исследований, посвященных анализу темы соотношения мусульманства и насилия, носит исламофобский характер. В том числе, по мнению автора, такие специалисты, как П. Геллер (Pamela Geller) и Д. Пайпс (Daniel Pipes), совершили «полноценный крестовый поход против ислама», а широко известные евангелисты П. Робертсон (Pat Robertson) и Ф. Грэм (Franklin Graham) высказывались об исламе в крайне грубых терминах. П. Амитабх рассматривает статистику, свидетельствующую о широком распространении «антиисламских предрассудков» в современных США: 21% американцев считают ислам угрозой национальной безопасности, 39% хотели бы, чтобы у мусульман были специальные удостоверения личности, 35% населения относятся к исламу без симпатии. Также автор рассматривает случаи дискриминации мусульман в СМИ и политической жизни Америки (с. 71-72).

По мнению автора, понимание ислама и его последователей сегодня важно как никогда. Число мусульман в современном мире составляет более 1,5 миллиарда человек, две трети из них являются не арабами, а азиатами, в Европе живут 38 миллионов, а в США 2,5 миллиона мусульман. Ислам является второй по численности

религией земного шара, однако в СМИ и публичном пространстве внимание приковано лишь к насильственным действиям некоторых мусульман. Автор видит своей задачей развенчание «ложного стереотипа», согласно которому ислам является религией насилия, и стремится показать, что в мусульманстве традиции пацифизма весьма распространены и имеют богатую историю. Автор также отмечает, что ненасильственное сопротивление является не только высоким моральным выбором, но и более эффективным. Для подтверждения этого тезиса приводятся результаты исследования 323 кампаний сопротивления с 1900 по 2006 г., которые показали, что мирные протесты достигали успеха в 53% случаев, тогда как насильственное сопротивление - лишь в 26% случаев. Таким образом, считает П. Амитабх, ненасилие может рассматриваться мусульманами как эффективная стратегия достижения желаемых социальных перемен (с. 72-73).

Далее автор переходит к анализу темы ненасилия в контексте деятельности пророка Мухаммеда и воззрений Корана, как главных источников вероучения ислама. П. Амитабх указывает на поведение Мухаммеда в Мекке, когда в течение 12 лет он был преследуем, но не давал военного отпора и учил о важности ценностей снисходительности (8аЬг) и терпения; приводит случаи, когда основатель ислама использовал искусную дипломатию вместо войны, а также рассматривает переселение мусульманской общины под руководством пророка из Мекки в Медину как концептуальный образец ненасильственного распространения ислама посредством эмиграции его последователей по миру. Также автор цитирует ряд стихов из Корана и хадисов, которые запрещают агрессию и положительно оценивают качества доброты, прощения, милосердия и терпимости, в частности, по отношению к «людям Книги» (христианам и иудеям) (с. 73-74).

П. Амитабх указывает на неправомерность представления о том, что ислам распространялся «мечом», посредством принуждения и насилия, но этот процесс, по его мнению, был сложнее, он имел характер «постепенной ассимиляции», смешения мусульманской и иных культур (с. 74-75). Также автор рассматривает концепцию джихада в исламе, который может пониматься как сопротивление видимому врагу, злу или различным греховным чертам собственного

характера. В исламе имеют место такие понятия, как «джихад сердца», означающее борьбу с собственными страстями, «джихад языка», предполагающее стремление к благочестию в речи, - все эти моральные установки относятся к так называемому «великому джихаду» (jihadi akbar). «Малый джихад» (jihadi asghar), представляющий собой вооруженную борьбу, согласно исламу должен осуществляться по определенным правилам: во многих случаях допускается только оборонительная война; начало военной кампании может быть объявлено только законной властью; боевые действия должны иметь место только когда противник отказывается от мира или принятия ислама; церкви и синагоги не могут быть атакованы; кроме этого нельзя причинять вред растениям и диким животным (с. 75).

П. Амитабх описывает пацифистские течения ислама: суфизм, который он рассматривает как интегральную часть ислама, а не нечто внешнее по отношению к нему, и секту ахмадийя, возникшую в Индии в 1889 г. (с. 75-76). Говоря о современных ненасильственных движениях мусульман, автор рассматривает деятельность М. Ганди, которого поддерживали многие последователи ислама, и его друга и соратника, политического и духовного лидера пуштунов Хана Абдула Гаффара (с. 76-77), а также миротворческие кампании на Ближнем Востоке (в Египте в начале XX в., иранскую революцию 1979 г., мирное сопротивление Ирака против «оккупации США»), Палестине, Южной Азии (Пакистане), в ходе «арабской весны» (с. 77-80). П. Амитабх заключает, что ислам, как и любая другая религия, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Представленная статья, заключает автор, вносит посильный вклад в устранение существующего дисбаланса, когда основное внимание уделяется лишь негативным аспектам ислама, и призвана показать, что в мусульманстве существует разработанная система представлений о ненасилии и терпимости.

С.В. Мельник

2017.04.025. ПАРАЦЦОЛИ Ф. SCRIPTA MANENT? ЛИТЕРАТУРА, СВЯЩЕННОЕ И ТЕКУЧЕЕ ОБЩЕСТВО.

PARAZZOLI F. Scripta manent? Letteratura, sacro e società liquida // Vita e pensiero. - Milano, 2016. - An. 99, N 2. - P. 115-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.