Научная статья на тему '2017. 04. 005. Маданикия Я. , Бартоломью К. Темы любви и страсти в текстах популярных песен с 1971 по 2011 г. Madanikia Y. , Bartholomew K. themes of lust and love in popular music lyrics from 1971 to 2011 // Sage open. - L. , 2014. - Aug.. 14. - p. 1-8'

2017. 04. 005. Маданикия Я. , Бартоломью К. Темы любви и страсти в текстах популярных песен с 1971 по 2011 г. Madanikia Y. , Bartholomew K. themes of lust and love in popular music lyrics from 1971 to 2011 // Sage open. - L. , 2014. - Aug.. 14. - p. 1-8 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
100
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ЛЮБОВЬ / СЕКСУАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 04. 005. Маданикия Я. , Бартоломью К. Темы любви и страсти в текстах популярных песен с 1971 по 2011 г. Madanikia Y. , Bartholomew K. themes of lust and love in popular music lyrics from 1971 to 2011 // Sage open. - L. , 2014. - Aug.. 14. - p. 1-8»

период половой зрелости как время консолидации различных аспектов гендерного неравенства1. В соответствии с ее данными, девочки и мальчики по-разному воспринимают происходящие с ними физические изменения: первый сексуальный опыт становится для мальчиков положительным переживанием, усиливающим их агент-ность; девочкам это событие приносит меньше приятных ощущений, что негативно влияет на их агентность и осознание себя полноправными сексуальными субъектами. В целом, К. Далессандро и Э. Уилкинс считают, что их исследование способствовало пониманию сохраняющегося гендерного неравенства в гетеросексуальных романтических отношениях, ведь, как продемонстрировали изученные нарративы, гендерное неравенство определяет представления об отношениях и мужчин, и женщин, однако далеко не всегда идентифицируется и вербализуется.

Я.В. Евсеева

2017.04.005. МАДАНИКИЯ Я., БАРТОЛОМЬЮ К. ТЕМЫ ЛЮБВИ И СТРАСТИ В ТЕКСТАХ ПОПУЛЯРНЫХ ПЕСЕН С 1971 ПО 2011 г.

MADANIKIA Y., BARTHOLOMEW K. Themes of lust and love in popular music lyrics from 1971 to 2011 // SAGE Open. - L., 2014. -Aug. 14. - P. 1-8.

Ключевые слова: музыка; любовь; сексуализация; культура.

Ясаман Маданикия и Ким Бартоломью (Университет им. Саймона Фрейзера, г. Бёрнаби, Канада) исследовали темы любви (романтического влечения) и страсти (сексуального желания) в текстах популярных песен (лучшая сотня Billboard по итогам года) за четыре истекшие десятилетия. Они выяснили, что происходит линейное снижение количества песен, посвященных любви, как платонической, так и сопровождаемой близкими отношениями. Вместе с тем возрастает количество песен, в которых повествуется о страсти в отсутствие выраженных романтических чувств к объекту вожделения. Авторы связывают эту тенденцию с тем, что ин-

1 Martin K. Puberty, sexuality and the self: Girls and boys at adolescence. -N.Y.: Routledge, 1996.

тимные отношения без любви стали социально приемлемым явлением.

Как заявляют авторы, подростки сталкиваются с изображениями сексуальности в различных медиа. Более того, медиа выступают в качестве одного из основных источников знаний о данном предмете для молодых людей, еще не имеющих опыта интимных отношений1. При этом наибольшее количество сексуальной информации содержится именно в музыке2, чья популярность как времяпрепровождения только возрастает (так, проведенный в США в 2008-2009 г. опрос показал, что американские дети и подростки в возрасте 8-18 лет слушают музыку в среднем 16 часов в неделю -наиболее высокий показатель в сравнении с предыдущими годами3). Маданикия и Бартоломью сообщают, что, например, в 2005 г. более трети популярных песен содержали отсылку к тем или иным сексуальным практикам [с. 1]. Различные исследователи отмечают, что с точки зрения репрезентации гендерных ролей сексуальность в музыке носит стереотипный характер. В частности, в музыкальных клипах женщины (как сами певицы, так и персонажи) значительно чаще, чем мужчины, появляются в откровенной одежде и исполняют сексуальные танцы. В этом исследователи видят сексуальную объективацию женщин, в наименьшей мере характерную для музыки в стили кантри и наиболее отчетливо проявляющуюся в хип-хопе 4 . При этом высказывается опасение, что наблюдение подобной объективации

1 Shaking the tree of knowledge for forbidden fruit: Where adolescents learn about sexuality and contraception / Sutton M.J., Brown J., Wilson K.M., Klein J.D. // Sexual teens, sexual media / Ed. by J. Brown, J.R. Steele, K. Walsh-Childers. - Mahwah (NJ): Lawrence Erlbaum, 2002. - P. 1-24.

2

Pardun C.J., L'Engle K.L., Brown J.D. Linking exposure to outcomes: Early adolescents' consumption of sexual content in six media // Mass communication a. society. - Abingdon, 2005. - Vol. 8, N 2. - P. 75-91.

Rideout V.J., Foehr U.G., Roberts D.F. Generation M2: Media in the lives of 8- to 18-year-olds. - Menlo Park (CA): Henry J. Kaiser foundation, 2010.

4 Aubrey J.S., Frisby C.M. Sexual objectification in music videos: A content analysis comparing gender and genre // Mass communication a. society. - Abingdon, 2011. - Vol. 14, N 4. - P. 475-501; Ward M.L. What a man! Representations of masculinity and male sexuality in popular music: Paper presented at the Society for the scientific study of sexuality annual conference. - San Diego (CA), Nov. 2013.

ной объективации может приводить к более раннему началу половой жизни среди подростков1.

Популярной музыке, замечают авторы статьи, в последние годы было посвящено немало исследований. В частности, изучалось то, как музыка становилась все менее разнообразной и в то же время менее социально ориентированной, в большей степени сопряженной с развлечениями и употреблением алкоголя и иных веществ2. В то же время авторам известна только одна работа, в которой анализируются происходившие на протяжении длительного периода изменения в сексуальном содержании популярной музыки. К. Холл и коллеги исследовали сексуализацию, под которой они понимают, прежде всего, объективацию других людей, в текстах популярных песен с 1959 по 2009 г. (с десятилетними интервалами)3. Данные авторы обнаружили, что между 1959 и 1989 г. количество песен с сексуальным содержанием значительно не увеличивалось, оставаясь в пределах 6-11%, за чем последовал рост, и к 2009 г. их число достигло 27%. Как указывают Маданикия и Бартоломью, разные авторы применяют различные критерии для идентификации сексуального контента. Одним достаточно упоминания чего бы то ни было, указывающего на близкие отношения, от поцелуев и обнажения до как таковой интимной близости; другим важно, делается ли в песне акцент на определенные части тела и сексуальные практики. Для Холла и коллег наличие большого сексуального аппетита служит свидетельством сексуализации; Дж. Обри и

1 Exposure to degrading versus nondegrading music lyrics and sexual behavior / Martino S.C., Collins R.L., Elliott M.N., Strachman M.A., Kanouse D.E., Berry S.H. // Pediatrics. - Elk Grove Village (IL), 2006. - Vol. 118, N 2. - P. 430-441.

Measuring the evolution of contemporary Western popular music / Serra J., Corral A., Boguna M., Haro M., Arcos J.L. // Scientific reports. - Stuttgart, 2012. -Vol. 2, N 521. - P. 1-7; Tuning in to psychological change: Linguistic markers of psychological traits and emotions over time in popular U.S. song lyrics / DeWall C., Pond R.R., Campbell W., Twenge J.M. // Psychology of aesthetics, creativity a. the arts. -Wash., 2011. - Vol. 5, N 3. - P. 200-207; Christenson P., Roberts D.F., Bjork N. Booze, drugs and pop music: Trends in substance portrayals in the Billboard Top 1001968-2008 // Substance use a. misuse. - Abingdon, 2012. - Vol. 47, N 2. - P. 121-129.

3

Hall P., West J.H.C., Hill S. Sexualization in lyrics of popular music from 1959 to 2009: Implications for sexuality educators // Sexuality a. culture: An interdisciplinary quart. - B.; N.Y., 2012. - Vol. 16, N 2. - P. 103-117.

С. Фрисби рассматривают сексуально провоцирующий танец как самообъективацию1.

Переходя непосредственно к собственному исследованию, Маданикия и Бартоломью напоминают, что среди широкой общественности существует убеждение, согласно которому медиасфера становится все более сексуализированной, и этот процесс может оказать негативное влияние на молодежь. Так что, утверждают авторы, лонгитюдное исследование сексуального контента популярной музыки, обозначив исторический контекст современной ситуации и наметив будущие тренды, будет способствовать прояснению этих вопросов. В своей работе Маданикия и Бартоломью опираются на упоминавшееся выше исследование Холла и коллег и стремятся расширить и углубить его. Вместо того, чтобы оценивать то или иное содержание как объективирующее, авторы статьи анализировали темы, содержащиеся в текстах песен. Они, в частности, изучали, выражено ли в песне, в той или иной форме, сексуальное желание, страсть (lust) по отношению к другому человеку и какова динамика популярности данной темы по сравнению с темой романтической любви (love). Кроме того, с тем чтобы достичь более точных и нюансированных результатов, Маданикия и Бартоломью ориентировались не на десятилетний, как Холл и коллеги, а на пятилетний интервал. Также они поставили себе задачу выяснить, сопряжены ли с динамикой любви / страсти музыкальный жанр и пол исполнителя. Для целей исследования тексты всех песен кодировались по отношению к темам любви и страсти. Тема страсти была обозначена авторами как выражение сексуального влечения к другому человеку / людям, что может включать (либо не включать) в себя отсылку к сексуальным действиям и сексуально привлекательным чертам этого человека / людей. Кроме того, страсть может быть (либо не быть) составляющей романтических отношений. Тема любви, в свою очередь, определялась как выражение романтических чувств к некому человеку; она может включать (либо не включать) в себя сексуальное влечение. Конкретизировав коды любви и страсти, авторы получили три итоговых кода: «только любовь» (love only), «только страсть» (lust only) и «любовь плюс

1 Aubrey J.S., Frisby C.M. Sexual objectification in music videos: A content analysis comparing gender and genre // Mass communication a. society. - Abingdon, 2011. - Vol. 14, N 4. - P. 475-501.

страсть» (combined lust and love). Пол исполнителей был обозначен как: мужской / женский / смешанный (дуэты и группы). Проанализировав прямо пропорциональные, квадратичные и кубические зависимости в интересующих их процессах, авторы получили следующие результаты.

Из всех песен за четыре десятилетия 80% содержали темы любви и / или страсти. Из них в 62% авторы обнаружили тему любви, в 39% - тему страсти; при этом в 42% присутствовала «только любовь», в 19% - «только страсть», еще 20% повествовали и о любви, и о страсти. Что касается динамики, то темы любви и сочетания любви и страсти демонстрировали линейное снижение, а тема «чистой» страсти - линейное повышение. Во всей выборке 57% песен исполняли мужчины, 30% - женщины (их число постоянно увеличивается), 28% - дуэты и группы. Однако авторы не увидели значимой связи между полом исполнителя и темой песни. Так, среди исполнителей песен, относящихся к коду «только страсть», было 19% мужчин, 16% женщин и 28% смешанных коллективов. Из 17 обнаруженных жанров большинство песен принадлежало к семи основным жанрам - поп, рок, R&B / соул, хип-хоп / рэп, танцевальная музыка, кантри, альтернативная музыка (песни в остальных жанрах составили менее 2% от общего количества); при этом, как демонстрируют хит-парады Billboard, хип-хоп, поп и альтернативная музыка становятся более популярными, а популярность рок-музыки снижается. На коды любви и страсти откликнулось два жанра - хип-хоп и рок. Для первого характерен меньший процент любовной тематики, чем в остальных жанрах (любовь в целом - 24% против 67% в среднем в выборке, «только любовь» -5% против 46%) и, наоборот, большее количество песен о страсти (в частности, «только страсть» - 55% против 14%). Для рок-музыки характерна обратная тенденция: в этом жанре было выявлено наименьшее количество песен о страсти (страсти в целом было посвящено 25% песен в противовес 42% в среднем из всех жанров, «только страсти» - 6%). Тем не менее, как отмечают Маданикия и Бартоломью, общий тренд, в соответствии с которым тема любви становится менее, а страсти - более частотной, характерен для всей популярной музыки в целом, независимо от жанра.

Подводя итог, авторы прослеживают, как развивался данный процесс. В 1970-1990-е годы наиболее распространены были песни

о любви без сексуальных отсылок, второй по популярности была тема любви с сексуальной составляющей. В 2000-е годы распространение получили песни, в которых сексуальное желание не сопровождалось любовью; вскоре они опередили по популярности песни, для которых было характерно сочетание любви и страсти. И притом что в целом количество песен с сексуальной тематикой значительно не менялось, изменилось, в сторону большей терпимости, восприятие именно секса вне любовных отношений.

В заключение авторы указывают на ряд ограничений их работы и направления будущих исследований. В частности, они отмечают, что в лучшей сотне Billboard представлены не все жанры и, соответственно, вкусы и интересы не всех социальных групп; тем не менее, это самая популярная музыка, и именно она призвана отражать ключевые культурные тенденции. Кроме того, по мнению авторов, было бы полезно в рамках одного исследования изучить данные вопросы не в рамках одного вида медиа, а в различных медиа одновременно. Итоги могут быть различными либо схожими -в любом случае будет получен важный исследовательский результат. Также авторы проблематизируют популярное среди исследователей отождествление сексуализации и объективации. Их собственные результаты, утверждают Маданикия и Бартоломью, демонстрируют, что тексты песен о страсти без любви отнюдь не обязательно носят унизительный характер; наоборот, за несколькими исключениями, они рисуют позитивный и даже идеализированный образ человека, которого вожделеет лирический герой. Напротив, немалое число песен о «чистой» любви полны негативных эмоций и повествуют о неразделенных чувствах, отказе со стороны желанного партнера либо его неверности. Возвращаясь к теме влияния сексуализации популярной музыки на молодое поколение, авторы ссылаются на исследование С. Мартино и коллег, утверждающих, что прослушивание подростками песен с сексуальной, но неунизительной тематикой не приводит к раннему началу половой жизни1. В связи с этим Маданикия и Бартоломью напоминают, что необходимо больше качественных исследований, которые бы прояснили, как сами потребители музыкальной продукции воспри-

1 Exposure to degrading versus nondegrading music lyrics and sexual behavior / Martino S.C., Collins R.L., Elliott M.N., Strachman M.A., Kanouse D.E., Berry S.H. // Pediatrics. - Elk Grove Village (IL), 2006. - Vol. 118, N 2. - P. 430-441.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.