Научная статья на тему '2017. 03. 033. Дэвис С. Дж. "спазм настоящего": боль и эстетика литературного реализма в США. Davis C. J. "the ache of the actual": pain and aesthetics of us literary realism // American literature: a Journal of literary history, criticism, and bibliography. - Durham, 2015. - vol. 87, n 3. - p. 547-574'

2017. 03. 033. Дэвис С. Дж. "спазм настоящего": боль и эстетика литературного реализма в США. Davis C. J. "the ache of the actual": pain and aesthetics of us literary realism // American literature: a Journal of literary history, criticism, and bibliography. - Durham, 2015. - vol. 87, n 3. - p. 547-574 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА США / АМЕРИКАНСКИЙ РЕАЛИЗМ / ЭДИТ УОРТОН / ГЕНРИ ДЖЕЙМС / УИЛЬЯМ ДИН ХОУЭЛЛС / ЭСТЕТИКА БОЛИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 03. 033. Дэвис С. Дж. "спазм настоящего": боль и эстетика литературного реализма в США. Davis C. J. "the ache of the actual": pain and aesthetics of us literary realism // American literature: a Journal of literary history, criticism, and bibliography. - Durham, 2015. - vol. 87, n 3. - p. 547-574»

гическому методу» Т.С. Элиота - это «шаг к тому, чтобы сделать современный мир возможным для искусства»1.

Таким образом, Дж. Уллиот полагает, что «средневековый классицизм» в поэзии и теоретических трудах Паунда имел источником научные методы филологии. Конечно, можно представить себе, как были бы озадачены Гастон Парис, Жозеф Бедье и Уильям Кер, если бы прочли «Cantos». По словам Дж. Уллиота, свой долг перед филологией Паунд выплатил творчески.

К. Р. Ибрагимова

2017.03.033. ДЭВИС С.Дж. «СПАЗМ НАСТОЯЩЕГО»: БОЛЬ И ЭСТЕТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО РЕАЛИЗМА В США. DAVIS C.J. «The ache of the actual»: Pain and aesthetics of US literary realism // American literature: A journal of literary history, criticism, and bibliography. - Durham, 2015. - Vol. 87, N 3. - P. 547-574.

Ключевые слова: литература США; американский реализм; Эдит Уортон; Генри Джеймс; Уильям Дин Хоуэллс; эстетика боли.

Синтия Дэвис (Университет Южной Каролины, США) анализирует мотив боли в эстетике американского реализма первой половины XX в. Словосочетание «спазм настоящего» - цитата из лондонских записей (1897) Генри Джеймса, именно этими словами он описывает медицинский эфир, к тому времени получивший распространение как обезболивающее средство.

К концу XIX в. произошло серьезное изменение отношения к боли - от понимания ее как ключевого компонента существования (ее нельзя избежать и нужно выдерживать с честью в соответствии с традиционными религиозными представлениями, в первую очередь христианскими) до нетерпимости, которая стала возможной благодаря повышению базового уровня комфорта в связи с социо-экономическим и техническим прогрессом (в первую очередь, с открытием и широкой доступностью обезболивающих средств, таких как медицинский эфир). Страх боли стал новой реальностью; при этом общество накопило определенный культурный опыт «боли» и стало лучше разбираться в ее нюансах.

1 Eliot T.S. Ulysses, order, and myth / ßd. by Kermode F. - L.: Faber, 1975. -

Р. 178.

В этих новых сложившихся условиях ряд писателей-реалистов, таких как Марк Твен (1835-1910), Генри Джеймс (1843— 1916), Уильям Дин Хоуэллс (1837—1920), Эдит Уортон (1862—1937) и др., предложили новую стратегию в отношении боли: приятие вместо страха. По их мнению, это могло ускорить процесс излечения и помочь в самопознании.

Боль трактовалась ими как признак жизненной энергии. Писатели-реалисты допускали, что те, кто напрямую испытал боль, могли обогатить свой чувственный опыт. Их отношение к ней было комплексным и лавировало между несколькими модусами реакции: тревогой из-за испытываемого их современниками отвращения перед болью, пренебрежением к литературной репрезентации мотива боли в современной им литературе, лишенной нюансов, и желанием сохранить в культуре ее моральное и эстетическое значение. Боль обогащает опыт, и ее неприятие казалось им подозрительным с моральной точки зрения, и к тому же угрожало их собственной идентичности, во многом построенной на способности разбираться в тончайших нюансах боли. Следует отметить, что все писатели-реалисты в жизни много страдали или наблюдали за страданиями близких.

У реалистов было два возможных ответа на брошенный современностью вызов. Они могли либо работать с традиционным для культуры представлением о боли, как о достойной сожаления спутнице цивилизации, которую должно обезвреживать, либо принять сентименталистский взгляд на боль, выражающийся в повышенном внимании к совместному страданию и побуждению к нему, в основе которого лежит представление о том, что эмпатия к чужому страданию может инспирировать политическую солидарность или даже изменения в социуме. Не имея желания сделать однозначный выбор в пользу одного из вышеупомянутых эстетических модусов, они остановили внимание на субъективной награде героя за перенесенные страдания.

Реалисты не хотели впасть в сентиментализм, по их мнению, описывающий боль без всяких рамок и смысла. Вместо описаний опытов боли, долженствовавших вызвать у читателей катарсис, они создавали изысканные образы страданий, формируя впечатление, будто подвергание себя боли является ценностью, понятной по прошествии времени.

В социальном смысле сентиментализм — эмпатия граждан к негражданам, бесправным, бедным, униженным, способ расширения социальных обязательств государства с целью уничтожить источник боли, сделать существование снова комфортным; синоним эмансипации. Именно этот путь выбрало американское общество, тем самым маргинализуя противостоящих этому писателей-реалистов, отвергавших дихотомию анестезии (прогресс) и боли (варварство).

Боль воспринималась реалистами как признак маскулинности и национального здоровья. По их мнению, важно не становиться слишком цивилизованным, изнеженным. Писатели-реалисты не принимают боль и не отвергают ее, ее терпят без разрешения от бремени. С их точки зрения, дискомфорт от боли и есть цивилизованность (в этом они отличаются от натуралистов XIX в., пишущих о боли с целью морализаторства).

Чувствовать боль — универсальный инстинкт, она важна для человеческого сознания. Если принять этот тезис, то анестезия оказывается вредной, поскольку предлагает комфорт в беспамятстве, а сентиментализм — тем более, поскольку доводит ситуацию с болью в обществе до абсурда, до действия. Политико-социальный путь реалистов — тонкое и чуткое отстранение от боли.

Писатели-реалисты противостояли представлению о том, что избавление от боли и поиск наслаждений — основа прогресса и счастья.

Оставшаяся часть статьи посвящена анализу мотива боли в текстах реалистов. Для многих их произведений характерны обязательность неявной, но заметной читателю реакции героев на боль, и «экономика боли», предпринимаемая авторами попытка ее рационализации, количественного подсчета.

Во многих романах Э. Уортон боль закаляет характер, придает личности глубину, а отстранение от нее является ключом к улучшению себя. У Г. Джеймса есть ряд историй о больных художниках, которые благодаря боли испытывают возвышенные видения. Боль приравнивается им к самопознанию, позволяет сознанию проникать глубже и понимать лучше. Художник совершенствуется благодаря ей.

У.Д. Хоуэллс разработал мотив боли в эстетике реализма, возможно, наиболее полно. Он часто занимался культивацией боли

ради эстетического эффекта. Чувствительность к страданию, по его мнению, дает эстетическое обоснование реализма как направления. Желание избежать боли, с его точки зрения, - признак незрелости, детскости. У боли необходимо учиться. Реализм высокой литературы отличается от беллетристики именно тем, что последняя увлекает читателя глупыми и нереалистичными наслаждениями, потакает ему. Чтение реалистической литературы - удел здоровых, просвещенных читателей, знакомых с законами эволюции в искусстве и обществе.

Главные герои романов У. Д. Хоуэллса - всегда калеки в том или ином смысле. Для произведений его характерно противопоставление реальных страданий мнимым, боязнь людей комфорта. Дискомфорт - часть цивилизованности. Боль ценна уже самой возможностью улучшения, и потому приобщение к ней ценно (т.е. даже результат не так важен). При этом он был наиболее близок к сентиментализму как социополитическому явлению, поскольку, по его мнению, боль, как общее для всех людей ощущение, являет собой потенциальную основу для глобальных объединительных политических проектов.

Описанный проект реалистов можно интерпретировать как упражнение по эстетизации смирения. Отдавая приоритет чувственному самоанализу и этической составляющей перед необходимостью социального действия в ответ на боль, реалисты предупреждают о потенциально негативных эффектах не только боли, но и литературы в целом.

А.И. Кузьмичёв

2017.02.034. ЛАЧМЕН Г. В ДРУГОМ МИРЕ: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО КОЛИНА УИЛСОНА.

LACHMAN G. Beyond the robot: The life and work of Colin Wilson. -N.Y.: TarcherPerigee, 2016. - 400 p.

Ключевые слова: «новый экзистенциализм»; аутсайдер; «философия оптимизма».

Книга американского писателя и музыканта Гари Лачмена (р. 1955) - история интеллектуальной эволюции близкого ему по духу и тематике, его друга - английского писателя, создателя фи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.