Научная статья на тему '2017. 03. 031. Макрудден К. Транснациональные культурные войны. Mccruddenn Ch. Transnational culture wars // international journal of constitutional law. - Oxford, 2015. - Vol. 13, n 2. - p. 434-462'

2017. 03. 031. Макрудден К. Транснациональные культурные войны. Mccruddenn Ch. Transnational culture wars // international journal of constitutional law. - Oxford, 2015. - Vol. 13, n 2. - p. 434-462 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕЛИГИОЗНО-КОНСЕРВАТИВНЫЕ НПО / ЛИБЕРАЛЬНО-СЕКУЛЯРНЫЕ НПО / СУДЕБНЫЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 03. 031. Макрудден К. Транснациональные культурные войны. Mccruddenn Ch. Transnational culture wars // international journal of constitutional law. - Oxford, 2015. - Vol. 13, n 2. - p. 434-462»

быть соответствующим и эффективным, придется находить новые источники права» (с. 24).

К.Ф. Загоруйко

2017.03.031. МАКРУДДЕН К. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ВОЙНЫ.

MCCRUDDENN Ch. Transnational culture wars // International journal of constitutional law. - Oxford, 2015. - Vol. 13, N 2. - P. 434-462.

Ключевые слова: неправительственные организации; религиозно-консервативные НПО; либерально-секулярные НПО; судебные разбирательства; права человека.

Статья профессора права Центра прав человека и равного права Королевского университета Белфаста Кристофера Макруд-дена посвящена транснациональным культурным войнам, которые развернулись между религиозно-консервативными и либерально-секулярными неправительственными организациями (НПО) в отдельных государствах и на международном уровне. Сущность разногласий заключается в разном понимании меры свободы и прав человека.

НПО активно защищают свои идеалы не только в системе национальной, но и транснациональной (международной) судебной юрисдикции. Хотя они соперничают друг с другом по всему земному шару, широкому кругу экспертов практически неизвестно, в каком масштабе эти культурные войны ведутся в судах, каким образом НПО используют противоречивые толкования прав человека, осуществляемые международной и иностранной юрисдикцией перед тем, как дело будет оценено высшими судами государств и, в частности, Верховным судом США.

Обосновывая необходимость таких исследований, К. Мак-рудден пишет следующее: «Предположение, сделанное много лет тому назад о том, что либеральные демократии решили проблему взаимоотношений между государством и религией благодаря концепции конституционного секуляризма, сейчас кажется наивным и незавершенным. Ушло то время, когда считалось, что религии серьезно не влияют на расстановку сил в мире. Сегодня религиозные круги, используя права человека, встали снова на тропу войны» (с. 434).

Автор напоминает, что термин «культурные войны» появился в Х1Х в. в Германии, где произошли столкновения между Бисмарком и католиками. Однако современные войны возникают между различными социально-политическими силами гражданского общества: в системе политических партий, общественных и корпоративных организаций, научно-исследовательских учреждений.

Статья рассматривает два тесно связанных между собой феномена активности НПО в судебных разбирательствах, в которых сквозь призму религиозных ценностей исследуются права человека: 1) расширение присутствия неправительственных организаций благодаря реализации их полномочий в рамках судебной юрисдикции и 2) все более возрастающее присутствие НПО в транснациональных религиозных разбирательствах с целью продвижения их идеологических позиций.

Накопилось значительное число дел в этой сфере. Споры ведутся на основе концепции прав человека, обусловленной двумя идеологическими подходами: консервативно-религиозным («твердое право») и либерально-секулярным («мягкое право»).

Ряд НПО, отстаивающих приверженность религиозным ценностям, играют значительную роль в развитии международного права прав человека. За последние несколько лет была выявлена тенденция укрепления отношений между религиозными организациями в США и международным правозащитным движением, ведутся непрерывные войны между консервативными религиозными группами и секулярными НПО за политическое влияние по широкому кругу вопросов.

К. Макрудден выделяет три основных способа участия НПО в судебных делах, связанных с религиозными вопросами: 1) обращение с иском от своего собственного имени; 2) оказание финансовой и иной поддержки тяжбе, инициированной третьими лицами; 3) вмешательство как amicus curiae (экспертное заключение, основанное на сравнительно-правовом исследовании) в случаях, когда НПО не участвует в качестве стороны и прямо не поддерживает одну из сторон.

Среди религиозных организаций, активно вовлеченных в процесс судебных тяжб, автор выделяет адвентистов Седьмого дня и Свидетелей Иеговы. Предметом судебных споров чаще всего яв-

ляются аборты, права сексуальных меньшинств, трудовая дискриминация на религиозной основе и ряд других.

В статье подробно анализируется несколько дел, по мнению автора, резонансных.

По делу Lawrence vs Texas (2003) Верховный суд США постановил, что законы штатов, криминализирующие содомию1, являются неконституционными в соответствии с федеральным законом. По этому делу в Верховный суд было представлено 31 экспертное заключение; 16 - за криминализацию как конституционную меру, 15 - против. В деле были представлены интересы религиозных организаций, правовых институтов (например, Института правосудия), медицинских обществ (в частности, Американской публичной ассоциация здравоохранения), публичных политических организаций (к примеру, Центра политики Аризоны), ряда ученых, членов Конгресса.

К. Макрудден подчеркивает, что участие НПО в религиозных спорах на национальном уровне в некоторых европейских юрис-дикциях, а также в Соединенном Королевстве очевидно. Так, в деле Jivraj vs Hashwani (2011) ряд религиозных организаций доказывали правомерность учета религиозной специфики в международных коммерческих арбитражах, в лондонском суде Международного арбитража, в Международной торговой палате, Международном совете по примирению. По делу R (E) vs Governing Body of JFS. (2009) (оспаривался отказ в приеме в школу ученика на том основании, что он не был ортодоксальным евреем) в Верховном суде были представлены Коллегия депутатов британских евреев, Комиссия по принципу равенства и правам человека, Объединенная синагога, Государственный секретарь по делам детей, школ и семей, Британская гуманистическая ассоциация.

Многие правозащитные и религиозные НПО изначально ориентируются на глобальный масштаб деятельности, судебные процессы с их участием приобретают глобальный характер. Региональные международные суды, в частности, ЕСПЧ, доказали важность таких судебных процессов. В деле Lautsi vs Italy (2012) ЕСПЧ рассмотрел вопрос о целесообразности итальянских госу-

1 Содомия - современная тоталитарная идеология, носители которой верят в необходимость пропаганды гомосексуализма и требуют ритуального уважения к гомосексуалистам.

дарственных школ выставлять на всеобщее обозрение распятие Христа, несмотря на возражения родителей. В этот судебный процесс было вовлечено несколько неправительственных организаций транснационального уровня.

Для НПО такое участие - способ продемонстрировать свою аудиторию и возможность расширить свое влияние на площадке острых юридических дебатов. Суды могут опираться на региональный или международный общественный консенсус для толкования норм в области прав человека, выявить, существует ли такой консенсус, ознакомиться с информацией о правовых подходах в разных правовых системах. Суд не может не осознавать, что присутствие НПО обеспечивает широкую степень «народного» участия в судебных спорах, расширение этого участия может способствовать повышению качества совещательного процесса в суде.

Именно религиозные НПО США чаще всего инициируют транснациональную международную судебную юрисдикцию. Есть по крайней мере три фактора, объясняющих их растущую вовлеченность в судебный процесс.

1. Консервативные религиозные группы все чаще выражают желание стать активными «игроками» в политике, и судебные тяжбы часто рассматриваются как естественное продолжение политической агитации.

2. НПО, с которыми солидарны религиозные группы, все больше обращаются в суды для решения их задач.

3. Этот фактор автор считает самым главным: религиозные группы проявляют активность, будучи убежденными, что на это их вынуждают светские, либерально-секулярные НПО (например, Американский союз гражданских свобод и Объединенные американцы за разделение церкви и государства), которые эффективно используют судебные разбирательства для достижения своих целей.

Консервативно-религиозные лидеры стремятся противостоять либерализации законодательства в таких вопросах, как расовое равенство, личная жизнь, права женщин, уголовное правосудие, реформы голосования и репродуктивные права. Одни из них борются с порнографией, другие выступают за расширение сети домашних школ. Различия во взглядах наблюдаются между католиками и христианами-евангелистами. Одни делают ставку на деятельность Конгресса, другие - судов. Не все из самых влиятель-

ных религиозных организаций или организаций, поддерживающих религии, находятся на строгих консервативных позициях. Картина усложняется двумя факторами.

Во-первых, многие институционально организованные религии напрямую, не нуждаясь в посредничестве НПО, отстаивают свои интересы в суде. Так, юристы Национальной конференции католических епископов США, адвокаты Баптистского объединенного комитета за религиозную свободу сыграли значительную роль в судебных делах. Комитет религиозной свободы Национального комитета церквей готовит экспертов для защиты в судах. Существенными «игроками» в суде оказались Американский еврейский комитет и Американский еврейский Конгресс.

Во-вторых, в такой тип споров вовлекается профессура юридических учреждений, которые выступают экспертами в судах, в том числе в Верховном суде США. Лишь некоторые из них являются членами НПО.

Наиболее очевидно противостояние между либералами и консерваторами проявляется в спорах по таким вопросам, как аборты, однополые браки, здравоохранение, законы об оружии, смертная казнь, обращение с иммигрантами, пытки при допросе подозреваемых в терроризме, роль религии в публичной жизни и др. Все эти они ставятся перед федеральной судебной системой. По одним вопросам религиозные НПО занимают консервативную позицию, по другим образуется широкая коалиция консервативных групп, но эти же группы могут придерживаться диаметрально противоположных взглядов на права однополых браков.

Автор полагает уместным поставить важный вопрос нормативного значения, а именно: насколько широко допускается вмешательство НПО в судебные процессы по оспариванию норм права. В особенности это касается вовлечения в них иностранной и международной судебной юрисдикции, а также неравного финансового положения самих НПО. Следует, как считает К. Макрудден, преодолевать попытки более сильных подавить инакомыслие более слабых, ограничивать финансирование иностранных государств и добиваться прозрачности деятельности НПО.

И.А. Умнова (Конюхова)

2017.03.032. БУН К. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ КАК ДОБРЫЙ САМАРЯНИН: ИММУНИТЕТ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

BOON K. The United Nations as good Samaritan: Immunity and responsibility // Chicago journal of international law. - Chicago, 2016. -Vol. 16, N 2. - P. 341-385.

Ключевые слова: ООН; международное право; международные организации; ответственность; иммунитет; ущерб; компенсация; групповой иск.

Кристен Бун, профессор права и директор международных программ Школы права Университета Сетон Хол (Seton Hall Law School), рассматривает проблему ответственности ООН через призму абсолютного иммунитета организации, который противоречит как принципам права (ответственность организации за причиненные ею нарушения), так и продвижению стандартов верховенства права в странах - членах организации.

В момент создания ООН в 1945 г. ее иммунитет от юрисдикции судов казался необходимым. Он распространялся на собственность, архивы, коммуникации, на различных лиц, с ней связанных, и объяснялся тем, что организация создается для спасения будущих поколений от ужасов войны с помощью поддержания международного мира и безопасности, как добрый самарянин, помогающий пострадавшим. Во времена разработки Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН данная область была «неизведанной территорией», и государства - основатели ООН исходили из теоретического понимания того, что может потребоваться организации. Главным опасением были не частные лица, пытающиеся подать на ООН в суд, а отдельные государства, намеревавшиеся ее контролировать.

В настоящее время абсолютный иммунитет ООН входит в противоречие с правом лица на защиту и общими принципами права, что иллюстрируют, например, ситуации, повлекшие массовые иски к ООН: холера на Гаити и отравление свинцом в Косове. Эти дела, инициированные частными лицами, в силу комбинации факторов, включая ограниченную юрисдикцию судов rationae personae в отношении международных организаций, зачаточное состояние системы внутреннего контроля и дебаты относительно обязательств ООН по международному праву, не кончились ничем -

доступа к суду лица не получили, компенсации жертвам трагедий выплачены не были.

Несмотря на отсутствие правового обоснования абсолютного иммунитета ООН, национальные суды продолжают отказывать в рассмотрении исков против нее со ссылкой на Конвенцию о привилегиях и иммунитетах. Правовая стратегия ООН заключается в признании массовых исков к ней «непримемлемыми» (not receivable) на основании того, что они представляют собой требования публичного характера и включают вопросы политики.

В деле о Косове речь шла о лагерях для временного размещения внутренне перемещенных после интервенции НАТО в 1999 г. цыган. Случайная проверка лагерей Всемирной организацией здравоохранения показала, что все дети до шести лет имели в своей крови опасный для жизни процент содержания свинца. Жалоба в ООН была подана частными заявителями в соответствии с процедурой, установленной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 52/247. В ней содержались требования о компенсации и принятии мер по восстановлению экономического ущерба. Отказ ООН в принятии жалобы не объяснял, почему эти требования были отнесены к публично-правовым, там утверждалось, что «заявлялось о широкомасштабных рисках для здоровья и экологии, возникших в контексте опасного положения в области безопасности в Косово». Позднее ООН уточнила, что жалобы были признаны публично-правовыми, так как касались надзора за исполнением своего мандата Миссией ООН по делам временной администрации в Косове (с. 358).

Второе дело, признанное «неприемлемым», касается эпидемии холеры на Гаити, где была размещена миссия ООН. Расследование показало, что эпидемия «почти точно» была связана с системой бытовых и фекальных стоков миссии, где были расквартированы миротворцы из Непала. Стоки спускались в один из главных источников воды в стране. Эпидемия затронула значительную часть населения, в течение трех лет в стране наблюдалось самое высокое число случаев заболевания в мире.

В 2012 г. от более чем 5 тыс. пострадавших был подан групповой иск в ООН. Он содержал требования о компенсации жертвам, улучшении очистки воды и публичном признании ответственности. ООН опять утверждала о публичном или политическом характере иска, не предоставив обоснования.

В 2013 г. был подан иск в американский суд. Дело Georges et al vs U.N. завершилось в январе 2015 г. признанием абсолютного иммунитета ООН. При этом истцам не было предложено альтернативного способа разрешения спора.

Вопреки утверждениям ООН в обоих рассмотренных делах наличествовали элементы частноправового характера: заявители были представлены не государствами, а НПО; требования касались компенсации личного ущерба и смерти, основывались на утверждениях о халатности ООН и ссылались, по крайней мере частично, на национальное законодательство. Они абсолютно вписывались в категорию групповых исков, признаваемых ООН в других контекстах как иски частноправового характера.

В своем письме от 19 февраля 2015 г. членам Конгресса США Генеральный секретарь ООН дал новое определение объема требований частноправововго характера, по которым ООН несет ответственность. Групповые иски, за исключением тех, что касаются аварий с участием моторного транспорта, исключены из объема обязанности ООН компенсировать частный ущерб (с. 361). Между тем ущерб, нанесенный частным лицам, является ожидаемым последствием всех миротворческих операций, и он не должен определяться как требование публично-правового или политического характера лишь потому, что может потенциально повлиять на обязательства ООН имущественного характера. Это противоречит доктрине правомерных ожиданий.

Такая стратегия организации может привести к негативным последствиям. Будучи неудовлетворенными реакцией ООН, заявители все чаще обращаются в национальные суды, призывая их сделать исключение из существующих правовых рамок иммунитета. Остается дождаться того момента, когда дело встретится с судьей, сочувствующим этой правовой проблеме, и иммунитет организации будет низвергнут вместе с ее независимостью. Такая возможность может нанести значительный ущерб ООН в будущем.

Автор отмечает, что абсолютный иммунитет ООН сегодня обосновывается двумя соображениями. Во-первых, меньший иммунитет может повлиять на желание государств участвовать в миротворческих операциях. Суммы, предназначаемые для выплаты компенсаций по групповым искам, должны изыматься из уже имеющихся бюджетов, ведь ООН - организация самозастрахован-

ная. Государства могут возражать против использования фондов организации на компенсационные выплаты против их воли. Во-вторых, выплата компенсаций может «охладить» государства, предоставляющие воинский контингент, и в будущем ООН будет не способна оказать помощь в чрезвычайных ситуациях.

Такое обоснование, отмечает автор, само по себе является исключением из общих принципов ответственности. Оно не выдерживает аргументов с точки зрения подотчетности (подрывается ответственность ООН); распределения (иммунитет переносит бремя на жертв вместо того, чтобы распределить его между теми, кто получает выгоду от услуг ООН) или экономической целесообразности (абсолютный иммунитет не стимулирует повышения эффективности действий в целях минимизации ущерба) (с. 365). Оно также спорно в свете существующей доктрины: несмотря на расширительные формулировки вышеупомянутой Конвенции, ст. 105 Устава ООН ограничивает внешний иммунитет организации перед национальными судами соображениями функциональной необходимости.

Автор предлагает три критерия определения объема иммунитета ООН: решить, был ли обеспечен альтернативный способ разрешения конфликта; содержит ли спор вопросы конституционного характера; в пограничных случаях - использовала ли ООН добровольный отказ от права.

Механизм внутреннего рассмотрения спора предпочтительнее, чем национальными судами. Члены ООН должны начать дискуссию о таком механизме, в рамках которого они вместе с ООН могут нести солидарную ответственность за ее действия и, в случае необходимости, возмещать ущерб от ее лица.

Согласно ст. 29 Конвенции о привилегиях и иммунитетах, ООН обязана обеспечить альтернативные способы разрешения частно-правовых споров. В последние годы ООН не раз демонстрировала креативность в этом вопросе: создание трибунала по трудовым спорам, офиса уполномоченных по санкциям в отношении «Аль-Каиды» и уполномоченного по разрешению претензий из Косова. Настало время разработать механизм рассмотрения и разрешения групповых исков. Существует ряд моделей, которые могут послужить прототипами такого механизма, к примеру, Компенсаци-

онный фонд США жертвам 11 сентября или Трибунал ООН по Ирану (Iran Claims Tribunal). Есть и исторический пример, касающийся миссии ООН в Конго в 1960 г.: в 1966 г. гражданин Бельгии подал в Бельгийский суд иск против ООН, требуя компенсации ущерба за собственность, разрушенную и разграбленную в период событий в Конго, в которых участвовали миротворцы ООН. В ответ ООН выплатила Бельгии общую сумму для урегулирования всех споров, связанных с этими событиями, а также покрытия расходов, связанных с нарушениями «обязательств по международному праву», договорилась о выплате сумм с девятью другими странами.

Н.В. Кравчук

МЕЖДУНАРОДНОЕ СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

2017.03.033. СОКОЛОВСКИЙ К.П. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СЕМЕЙНОГО ПРАВА.

SOKOLOWSKI K.P. Wspolne ргоЬ1ету мiedzynarodowego prawa rodzinnego // Panstwo i prawo. - W-wa, 2016. - N 2. - С. 119-120.

Ключевые слова: международное семейное право; похищение ребенка; возвращение ребенка; алименты.

Статья содержит обзор материалов международной (польско-немецкой) научной конференции, состоявшейся в Шлюбицах в 2014 г. Ее итоги вызвали большой резонанс в профессиональном юридическом сообществе.

Авторы доклада «Международное похищение ребенка» -доктор права А. Шульц (Федеральное управление юстиции в Бонне) и М.Я. Пшемска (судья районного суда в Алаве) - подчеркнули, что международное судебное производство, связанное с возвратом малолетнего ребенка, очень специфично. 75% похищений совершается женщинами, почти 95% детей легко удается найти благодаря обязанности регистрации или посещения школы. В 2013 г. в Германии рассматривалось 432 дела о возвращении малолетнего, 76 из них относились к международным контактам. В Польше рассматривалось только 35 дел. Перемещение либо удержание ребенка, согласно Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (Гаага, 1980 г.), являются незаконными,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.