Научная статья на тему '2017. 03. 015. Дронов И. Е. Император Александр III и его эпоха. - М. : Академический проект, 2016. - 654 с. - (русская история: эпохи)'

2017. 03. 015. Дронов И. Е. Император Александр III и его эпоха. - М. : Академический проект, 2016. - 654 с. - (русская история: эпохи) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1030
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / АЛЕКСАНДР II / АЛЕКСАНДР III / БИОГРАФИЯ / ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 03. 015. Дронов И. Е. Император Александр III и его эпоха. - М. : Академический проект, 2016. - 654 с. - (русская история: эпохи)»

академии» невозможно было «серьезное обсуждение и тем более претворение в жизнь радикальных взглядов» (с. 132).

Точной даты прекращения существования «Сморгонской академии» не существует. Вероятно, это был рубеж 1868-1869 гг., хотя именно в этот период, после двух лет затишья, вновь начали расти протестные настроения среди студенчества. Однако факты о ходе студенческих волнений этого периода «подтверждают отсутствие прямого влияния на них и тем более какого бы то ни было руководства со стороны сморгонцев» (с. 147). По мнению автора, формального роспуска не было как раз из-за роста протестных настроений, которые совершенно по-разному повлияли на членов «коммуны». Некоторые, наиболее активные и радикальные «смор-гонцы» (как, например, Черкезов) пытались разными путями расширить «революционную» деятельность, для них рамки «Сморго-ни» были слишком тесными (с. 132). Другие же ушли главным образом под влиянием жизненных обстоятельств: потеря интереса к «нигилизму» и революционным идеям, женитьба, получение должности и т.п. В этом смысле «нечаевское дело» и репрессии властей были только поводом для окончательного и неизбежного распада «Академии». Автор отмечает, что именно такие, «малые» формы самоорганизации концентрировали и отражали «нигилистические» и «революционные» настроения в русском обществе. Изучение подобных кружков и «коммун» важно для «понимания путей и способов формирования революционного сообщества, мотивов революционного выбора менее известных людей» (с. 195).

И.К. Богомолов

2017.03.015. ДРОНОВ И.Е. ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР III И ЕГО ЭПОХА. - М.: Академический проект, 2016. - 654 с. - (Русская история: эпохи).

Ключевые слова: Российская империя; Александр II; Александр III; биография; внутренняя политика; внешняя политика.

Монография доцента Российского государственного аграрного университета МСХА им. К.А. Тимирязева, канд. ист. наук И. Е. Дронова посвящена периоду царствования императора Александра III (1881-1894). Основная идея автора заключается в том, что в Александре III «воплотился русский национальный тип уст-

роителя и собирателя, рачительного хозяина и защитника, отца-командира и надежи-государя...» (с. 7). Исследование написано на основе неопубликованных архивных материалов (ГА РФ, ОР РГБ) и опубликованных источников (воспоминания, дневники, письма).

Книга состоит из предисловия и девяти глав. Первая глава посвящена раннему детству будущего императора Александра III, который родился 26 февраля 1845 г. Из ярких положительных качеств императора, считает автор, немногие были привиты ему полученным воспитанием. Младшие братья наследника престола, в данном случае - вел. кн. Николая Александровича, могли рассчитывать только на военную карьеру. Поэтому к внукам Николая I были приставлены генерал-майор Н.В. Зиновьев и полковник Г.Ф. Гогель, которые воспитывали мальчиков, как пишет автор, в суровой простоте и патриотизме в духе николаевской эпохи. Среди предметов, которым учили великих князей, - военное дело, русская грамота, арифметика, французский язык, Закон Божий. Наказания за различные провинности «были хотя и не строги - лишение за обедом десерта (кстати, весьма скромного: сухари, хлеб с маслом), отобрание игрушек, стояние в углу и т.п., - но зато всегда неотвратимы, что делало их довольно эффективным средством воздействия» (с. 32).

Вторая глава посвящена периоду 1855-1865 гг. - началу царствования Александра II. Вступление же на престол нового монарха ознаменовало большие перемены, началась эра реформ. Вслед за отменой в 1861 г. крепостного права последовали судебная, земская и городская реформы.

Дух преобразований захватил все отрасли управления, проявился он и в сфере воспитания и образования великих князей. В 1857 г. их наставником стал В.П. Титов, бывший посланник России в Константинополе. Он разработал свою систему образования сыновей Александра II, однако его попытка отстранить Гогеля и Зиновьева от контроля за учебным процессом не увенчалась успехом.

После подавшего в отставку В.П. Титова наставником внуков Николая I стал А.Т. Гримм. Царские дети «продолжали жить как бы в оазисе николаевской эпохи» (с. 53). Но в 1865 г. случилось событие, изменившее жизнь Александра Александровича: скончался наследник престола великий князь Николай Александрович, и Александр по старшинству занял его место.

Третья глава книги посвящена двум Мариям - фрейлине императорского двора Марии Элимовне Мещерской, в которую был влюблен цесаревич Александр Александрович, и его будущей супруге, Марии Федоровне. Став наследником престола, Александр Александрович вынужден был осваивать сложные навыки, которых требовали его новые обязанности. Застенчивый по природе, он «со страхом думал о предстоящей ему отныне необходимости быть постоянно на первом плане, всегда и во всем брать на себя роль лидера» (с. 94). Кроме того, двор ожидал его женитьбы. Сердце молодого человека в это время было занято фрейлиной императорского двора Марией Элимовной Мещерской, красивой молодой женщиной, к тому же музыкально одаренной. Однако вскоре цесаревич вынужден был прекратить встречи с фрейлиной, чтобы избежать нежелательных толков.

В 1866 г. наследник престола по настоянию родителей женился на невесте своего покойного брата, датской принцессе Даг-маре, которая, приняв православие, получила русское имя - Мария Федоровна. Отражение противоречивых чувств, которые он испытывал в это время, можно найти в его дневниковой записи от 27 ноября 1866 г.: «Теперь одного прошу я у Господа, это силу и бодрости на моем трудном пути и чтобы Он благословил наш брак!.. Такую жену, какую я имею, дай Бог всякому иметь, и тогда можно быть спокойным и счастливым» (цит. по: с. 141).

В четвертой главе рассказывается о жизни наследника престола в 1866-1875 гг. Теперь его главной заботой стало служение России. Серьезность и масштабность задач, святость идеалов требовали от Александра Александровича полной самоотдачи. Автор описывает окружение великого князя, в том числе князя Н.А. Орлова, пытавшегося, правда безуспешно, оказывать на цесаревича влияние в духе либеральных идей. Сложными и противоречивыми были отношения наследника с князем В.П. Мещерским, поскольку ему была близка система духовных ценностей и историко-политических взглядов последнего. Большое влияние на Александра Александровича оказали также московские профессора К.П. Победоносцев и С.М. Соловьев. Программные положения, выдвинутые Ю.Ф. Самариным и отстаиваемые М.П. Погодиным, впоследствии легли в основу политики Александра III в прибалтийских губерниях.

Пятая глава посвящена русско-турецкой войне 1877-1878 гг. 1876 год поставил Петербург перед фактом очередного обострения «восточного вопроса». Османская империя была ослаблена после двух войн с николаевской Россией, что позволило южным славянам подняться на освободительную борьбу. Цели же Российской империи на Балканах сталкивались с интересами Австро-Венгрии и Англии. Притязания Италии, Франции и Германии были менее очевидны, но и эти страны не собирались от них отказываться.

В 1877 г. началась очередная русско-турецкая война, которая закончилась поражением Турции, несмотря на ее поддержку Англией. Александр Александрович более шести месяцев провел на фронте, осуществляя командование войсками. Его возвращение в столицу совпало с заключением Сан-Стефанского мирного договора (прелиминарного), укрепившего влияние России на Ближнем Востоке и обеспечившего суверенитет балканских народов. Однако последовавший за этим Берлинский конгресс изменил условия договора в пользу европейских держав. Престиж российского правительства был заметно подорван, в том числе в собственной стране.

В шестой главе рассматривается «смута» рубежа 1870-1880-х годов. Автор полагает, что эта «смута» повторила события 1860-х годов. Еще во время военных действий в России началась череда политических убийств, а теперь внутренняя обстановка в стране всё более накалялась: после покушения В. Засулич в январе 1878 г. революционный террор стал постепенно нарастать. В мае 1878 г. в Киеве прямо на улице зарезали жандармского офицера Г.Э. Гей-кинга, в августе того же года в Петербурге средь бела дня закололи кинжалом шефа жандармов генерала Н.В. Мезенцова. В феврале 1879 г. от руки революционера погиб харьковский губернатор Д. Н. Кропоткин, в марте того же года было совершено покушение на шефа жандармов А.Р. Дрентельна (на этот раз безуспешное). В 1879 г. царская семья чудом спаслась от взрыва в Зимнем дворце. В том же году был пущен под откос царский поезд, но Романовы остались живы. Мина народовольца С. Халтурина, уже в 1880 г., предназначалась для всей императорской семьи, но прогремевший во дворце взрыв ее не затронул. И только в марте 1881 г. террористам удалось совершить убийство Александра II.

Цареубийцы были казнены. 29 апреля 1881 г. взошедший на престол Александр III издал Манифест, в котором, по впечатлению

германского посла в России Швейница, провозглашалась задача создания «Империи Правды» (с. 378).

Седьмая глава посвящена внутренней политике Александра III. Манифест 29 апреля 1881 г. способствовал уходу с политической сцены наиболее крупных деятелей либерального толка, прежде всего графа М.Т. Лорис-Меликова и его соратников. Но в целом либералы и конституционалисты никуда не исчезли. Уже в мае 1881 г. Александру III представил свой проект граф П.П. Шувалов, предлагавший учредить постоянный орган выборного представительства, однако пометы императора на записке графа свидетельствуют о неприятии им предложенных конституционных форм. Тем не менее «подобные поползновения со стороны либеральной интеллигенции не прекращались в течение всего царствования Александра III» (с. 384).

Во внутренней политике, проводимой Александром III, усилились реакционные тенденции: были внесены соответствующие изменения в систему местного самоуправления, в область образования и печати. Повсеместно укреплялась роль дворянства и церкви. В транспортной области были разработаны «проекты века», в частности создание Великого сибирского железнодорожного пути. При жизни Александра III рельсы были проложены до Омска.

В восьмой главе рассматривается национальная политика Александра III. В начале 1880-х годов национальный вопрос заявил о себе волной еврейских погромов на южных и западных окраинах России, в так называемой «черте оседлости»1. В период либеральных реформ Александра II, особенно во время пребывания в правительстве графа М.Т. Лорис-Меликова, было много сделано для уничтожения «черты оседлости». Теперь же, считает автор, император видел основной смысл национальной политики в том, чтобы не ухудшать и без того тяжелое положение России предоставлением автономии либо независимости Польше, Финляндии, Прибалтике, Кавказу.

Девятая глава посвящена внешней политике Александра III в 1893-1894 гг. Внешнеполитическое положение России на момент

1 «Черта оседлости» оформилась после разделов Речи Посполитой и включала в себя 15 русских губерний и 10 губерний Царства Польского, в которых, по законодательству Российской империи, могли постоянно проживать евреи. -Прим. реф.

убийства Александра II было не менее тяжелым, чем внутреннее. На международной арене Петербургу грозила война с Европой, причем главным противником России становилась уже не Англия, а Германия, прежде считавшаяся надежным союзником Российской империи. Автор убежден, что германская гегемония в Европе, ставшая реальностью после разгрома Французской империи Наполеона III в 1870 г., «неизбежно должна была развести Россию и Германию по разные стороны баррикад» (с. 575). В то же время Александр III вел тайные переговоры с французами о союзе.

О. В. Бабенко

2017.03.016. УРУСОВ С.Д. ЗАПИСКИ ГУБЕРНАТОРА. КИШИНЕВ 1903-1904. - М.: Захаров, 2016. - 208 с.

Ключевые слова: Российская империя; Бессарабия; губернатор С.Д. Урусов; еврейские погромы.

Реферируемая книга представляет собой записки видного общественного и политического деятеля Российской империи конца XIX - начала XX в. князя Сергея Дмитриевича Урусова (18621937). Он занимал должности председателя калужского земства и тамбовского вице-губернатора, заведовал типографиями Москвы, входил в правительство С.Ю. Витте, был депутатом Государственной думы первого созыва. Будучи депутатом, князь выступал с резкой критикой внутренней политики правительства. После кишиневского погрома 1903 г.1 по рекомендации В.К. Плеве С.Д. Урусов был назначен губернатором в Бессарабию, где проработал полтора года и обнародовал документы, свидетельствующие о причастности полиции к еврейским погромам. Впоследствии он осветил в своих записках еврейский вопрос, с которым столкнулся как государственный деятель. Записки Урусова переиздаются впервые с 1907 г.2 Первое издание книги вызвало недовольство правящих кругов, а ее автор оказался в тюремном заключении на четыре месяца.

1 Кишиневский погром 1903 г. - произошедший при попустительстве властей еврейский погром, во время которого были убиты около 50 и ранены около 600 человек разных национальностей. - Прим. реф.

См. пред. изд.: Кн. С. Д. Урусов. Записки губернатора. Кишинев 19031904 г. / Издание В.М. Саблина. - М., 1907.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.