Научная статья на тему '2017.03.003. ВЕСТНИК ДОНБАССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ВіСНИК ДОНБАСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ПЕДАГОГіЧНОГО УНіВЕРСИТЕТУ. СЕРіЯ: СОЦіАЛЬНО-ФіЛОСОФСЬКі ПРОБЛЕМИ РОЗВИТКУ ЛЮДИНИ і СУСПіЛЬСТВА: ЗБіРНИК НАУКОВИХ ПРАЦЬ / ЗА РЕД. Л.І. МОЗГОВОГО. - СЛОВ’ЯНСЬК: ДДПУ, 2017. - ВИП. 6. - 149 С'

2017.03.003. ВЕСТНИК ДОНБАССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ВіСНИК ДОНБАСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ПЕДАГОГіЧНОГО УНіВЕРСИТЕТУ. СЕРіЯ: СОЦіАЛЬНО-ФіЛОСОФСЬКі ПРОБЛЕМИ РОЗВИТКУ ЛЮДИНИ і СУСПіЛЬСТВА: ЗБіРНИК НАУКОВИХ ПРАЦЬ / ЗА РЕД. Л.І. МОЗГОВОГО. - СЛОВ’ЯНСЬК: ДДПУ, 2017. - ВИП. 6. - 149 С Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
85
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / СОВРЕМЕННОСТЬ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / МИСТИЧЕСКОЕ / ИНТЕЛЛЕКТ / РЕЛИГИЯ / ЛОГИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Соловей И.А., Мозговой Л.И., Хлебников Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017.03.003. ВЕСТНИК ДОНБАССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ВіСНИК ДОНБАСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ПЕДАГОГіЧНОГО УНіВЕРСИТЕТУ. СЕРіЯ: СОЦіАЛЬНО-ФіЛОСОФСЬКі ПРОБЛЕМИ РОЗВИТКУ ЛЮДИНИ і СУСПіЛЬСТВА: ЗБіРНИК НАУКОВИХ ПРАЦЬ / ЗА РЕД. Л.І. МОЗГОВОГО. - СЛОВ’ЯНСЬК: ДДПУ, 2017. - ВИП. 6. - 149 С»

комментарием - в этой статье и была предпринята подобная попытка, пишет Антонини.

Г.В. Хлебников

2017.03.003. ВЕСТНИК ДОНБАССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.

Вюник Донбаського державного педагопчного ушверситету. Серiя: Сощально-фшософсью проблеми розвитку людини i суспiльства: Збiрник наукових праць / За ред. Л.1. Мозгового. - Слов'янськ: ДДПУ, 2017. - Вип. 6. - 149 с.

Ключевые слова: философия; современность; цивилизация; мистическое; интеллект; религия; логика.

В научном сборнике представлены материалы посвященные 33-летнему юбилею научно-педагогической деятельности (19832016) доктора философских наук, профессора Донбасского государственного педагогического университета Л.И. Мозгового, который принадлежит к тем личностям, которые создают образ и историю Донбасского государственного педагогического университета в общеукраинском и международном контексте. О нем все авторы сборника говорят как о известном ученом, опытном педагоге, требовательном и доброжелательном Учителе. Сборник репрезентативен для понимания жизненного пути ученого-философа в условиях современной Украины. За годы существования научной школы Л.И. Мозгового было опубликовано более 320 научных работ, среди которых учебники, учебные и методические пособия, монографии, статьи на самые разные темы. Научный потенциал школы представляется и реализуется аспирантами в философских журналах, докладах на научных конференциях. Он помог прийти в науку многим ученикам, которые под его руководством защитили свои диссертации. Основными направлениями исследований научной школы Л.И. Мозгового являются актуализация и мировоззренческая ориентация молодого специалиста к профессиональной деятельности; социально-политические особенности формирования межличностных отношений; проблема становления личности учителя в процессе социальной и профессиональной адаптации; становление гуманного самосознания на этапе профессиональной подготовки; гендерные отношения в системе гуманитарного образования.

Представленные в сборнике статьи также охватывают широкий спектр философских, социологических и политических проблем бытия личности в современном обществе. Проблемы развития человека и общества традиционно занимают одно из ведущих мест в мировой философии. Творческие поиски авторов основываются на тщательном изучении результатов исследований классических и современных философских школ, достижений зарубежных и отечественных мыслителей. Научный сборник представляет новые подходы к решению возникающих проблем и поставленных задач. Авторы аргументированно полемизируют с устоявшимися взглядами и выходят на собственное видение проблем. Широкая география участников проявляется в привлечении к публикациям в сборнике представителей других стран. Плодотворным является сотрудничество ученых и студентов в исследованиях, которые будут способствовать развитию университетской науки.

Особой оригинальностью отличается статья «Радикальные изменения категориальной модели мира: прошлое, современность, будущее» (О. Беличенко), в которой описываются процессы генезиса и трансформации глобальных цивилизационных проблем конца ХХ - начала XXI в. Анализируется формообразующая роль культуры в определении цивилизации, методологические возможности цивилизационного подхода и синергетической парадигмы в рассмотрении цивилизационных процессов. Главными парадигмами освещения разнообразного цивилизационного процесса в планетарном масштабе являются культура и человек, взаимоотношение человека с социумом, миром и природой. Раскрывается проблема XXI в., где, по мнению автора, результатом сосуществования суперкультур будет новая конфигурация мирового порядка, новое соотношение сил, новая геополитическая, экономическая, цивилизационная картина мира (с. 10).

Своеобразие творческого мышления и необычность подхода к проблеме отличают и статью «Анализ мистического опыта в современных философских исследованиях» (А. Емельяненко, А. Пучков). В этой работе акцентируется внимание на проблеме нового антропологического поворота в рамках религиозно-мистической философской традиции и попытке восстановления не только духовного, но и интеллектуального влияния религии на человека XXI столетия, диалога науки, философии и религии в современной

эпохе. Там же исследуются и интерпретируются концепты веры и человеческого существования в таких направлениях, как мистицизм, персонализм, философская антропология. Описываются особенности научных идей Л. И. Мозгового, которые заключаются не только в том, что он ставит на первое место в своих размышлениях проблему мистики и оставляет в стороне при этом сферу абстрактно-теоретических изысканий, но и в том, как он интерпретирует именно антропомистику, существование человека в современном мире, и почему именно он интерпретирует их таким образом. Авторы сборника говорят о том, что, безусловно, логика философии Л. И. Мозгового имеет свой смысл для того, кто начинает осознавать сущность применения измененной формы духовного опыта, духовной жизни, или же «пребывание-в-духовности». В «антропо-мистичной парадигме» исследования работ Л.И. Мозгового можно сделать вывод о том, что для человека, кроме истины и логико-гносеологического усвоения реальности, чрезвычайно важны смысловые отношения, историческая специфика и возможности ее духовной жизни, самореализации, реализация человеком своего собственного «Я», своей внутренней сущности и призвание (с. 25).

Изучение научных работ Л.И. Мозгового в этом векторе принесло весомые результаты, например, при учете мировоззренчески-ценностной и мистико-религиозной традиции поисков человека, соотношения трансцендентного и обыденного, тех глубинных внутренних интенций, которые побуждают его к творчеству. Сразу же становятся понятными и очевидными и другие вещи, те, что в ан-тропомистической парадигме понимания вначале казались противоречивыми и дискуссионными. И это, безусловно, способствует преодолению отдельных недостатков и противоречий в новейшей украинской парадигме философского мышления.

Инновационным подходом является анализ, проведенный в статье «Психоэкзистенциальные аспекты антропомистики в суфизме» (Л. Мозговой, В. Овчаренко). В работе проведена транскрипция основных концептуальных положений суфизма как влиятельного культурного направления исламского мистицизма, который является актуальной историко-философской проблемой. «Именно реализация общенаучного метода единства исторического и логического позволила провести исследование философских основ суфийской антропомистической доктрины, ориентированной на вы-

явление и описание внутренней логики ее эволюции от истоков и до "философской" традиции, в которой просматриваются общие идеи единства мистико-аскетического движения. Суфийская ан-тропомистическая традиция выступает как путь, практика взаимодействия с миром через расширение собственного сознания. И для ее эффективного существования может быть привлечена разработанная автором концепция антропомистических идей» (с. 28).

Вызывает интерес статья «Античная философия в контексте современной науки» (В. Степанов, Г. Хлебников, Н. Новиченко), в которой показано влияние философских концептов античных мыслителей на формирование современного понимания «материи», которое по-новому воспринимается в физической картин мира в эпоху кризиса классической науки. Доказано, что платоновский синтез доктрин Левкиппа и Демокрита создал идею «материи». Физика и метафизика Аристотеля является ценным источником глубоких мыслей для любого ученого и в нашем веке, так как именно в свете аристотелевской метафизики современная наука и математика могут найти свой путь в эпоху конца господства классической науки и позитивистской философии (с. 35).

Актуально звучит проблема статьи «Античная философия в творчестве современных поэтов и писателей» (Г. Хлебников, О. Радзиевская). «В статье исследуются пути восприятия и переосмысления античных образов в творчестве современных поэтов и писателей. Рассмотрены основные черты античной философии, сохраняющей эвристический потенциал в современности. Проанализировано произведение «Путями Каина», в котором созданы авторские версии античных образов, а также прослежены типологические особенности рецепции рассматриваемых образов и символов в творчестве других писателей. Авторы отмечают, что итоговое произведение Волошина, поэму «Путями Каина», можно рассматривать суммарно как единство опыта поэта, художника, мыслителя и человека. История человечества проецируется на библейскую историю и воспринимается как непрерывная цепь катастроф. Волошин включает единичное историческое событие в рамки единой человеческой трагедии. Главный объект анализа - внутренний мир человека - рассматривается в формах общечеловеческой культуры. Поэзия другого поэта, Мережковского, также неотделима от его религиозно-философских исканий. Анализ творчества этого автора

указывает на то, что неомифологизм как способ мышления и творчества был характерен для писателя. Он также использовал богатую и разнообразную символику мировой культуры: образы и сюжеты античной и христианской мифологий; идеи разных писателей и мыслителей. В качестве основополагающих идей мировоззренческой системы Мережковского можно выделить следующие: идея искусства как высшей формы человеческой деятельности; идея двойственности человеческой природы; представление об истории как борьбе двух противоположных начал; идея грядущего синтеза как их объединения в Царстве Духа, который, по мысли Мережковского, осуществится уже в преображенной реальности, когда будет новая земля и новое небо (с. 42).

Вызывает интерес и статья «Проблемы гендерной социализации личности: формирование гендерной идентичности в образовательном процессе» (Л. Абызова, А. Кореновская). В ней исследуется гендерная социализация личности как процесс освоения гендерных ролей, имеющий целенаправленый характер: «...Важную роль в этом процессе играет учебно-воспитательный процесс, особенно уроки трудового обучения. Сделан вывод о том, что, несмотря на высокую технологичность современной жизни и быта, знания, умения и навыки, приобретенные на уроках трудового обучения, помогают учащимся адаптироваться к потребностям реальной жизни и способствуют формированию гендерной идентичности» (с. 50).

Удачной и своевременной для изучения религиозных концепций и используемых при этом методов на Украине следует признать работу «Относительно вопроса о тенденции переселения души как всемирно-исторического явления: социально-философский аспект» (В. Дубинин). В ней ставится и рассматривается проблема переселения души в контексте философского закона отрицания отрицания. Собственно говоря, интересен вопрос о тенденции такого явления, как переселение души. Если исходить из того, что душа свойственна каждому предмету и явлению в духе анимизма, тогда возникает вопрос, в каком направлении идет переселение души: в прямом (от растения к растению, от животного к животному), или в перекрестном (от растения к животному, от животного к растению), или в хаотическом направлении, что невозможно предугадать, или как-то иначе. Но стремясь придерживаться диалектиче-

ского взгляда на этот процесс, автор все-таки допускает, что тут может быть какой-то хаотический вариант. А что может случиться в хаотическом движении? Может быть и прямолинейное переселение, и какая-то спиралеобразность, а также многовекторное движение, закономерность и случайность. Все зависит от конкретной ситуации. Истина всегда конкретна, говорил в подобных ситуациях известный специалист по диалектике Г. Гегель. Траектория переселения души тесно связана с источниками и механизмами ее развития. В статье сообщается о том, что характер и манера переселения души не могут отождествляться с движением НЛО. Одна из существенных черт движения НЛО состоит в том, что перемещение НЛО мы можем наблюдать. Переселение же души только констатируется по результату. Проследить поэтапно переселение души технически невозможно. Остается только надеяться, что когда-нибудь люди смогут детально изучать этот процесс. Каждая философская школа имеет свое представление на этот счет. Монисты считают, что переселение души осуществляется в одном направлении. Согласно дуалистам переселение души может осуществляться по меньшей мере в двух направлениях. Пантеисты допускают, что переселение души осуществляется смешанным путем: душа может переселяться с элементами телесной организации и также с элементами духовности. Сторонники плюрализма, по мнению автора, допускают множество вариантов переселения души: между телами и душами растений, животных, людей, а также переселения от растений к животным, а от последних к людям. Словом, плюрализм допускает многообразие вариантов переселения души, что подтверждается эмпирическими наблюдениями (с. 58-59).

Представляется оправданным исследование интерпретации социальной памяти как механизма отбора, кодирования и сохранения знания в статье «Социально-философские измерения концепта социальной памяти» (Г. Дьяковская, М. Жукова). Статья посвящена философской рефлексии над феноменом социальной памяти. Авторы выходят из определения социальной памяти как особенного феномена бытия человека, основная задача которого - поиск идентичности человека в социуме современного мира. В статье определены основные характеристики и особенности социальной памяти (с. 65).

Интересные идеи высказаны в статье «Философия музыки Жиля Делёза» (А. Карпенко, Е. Карпенко). В ней рассмотрены особенности тематизации музыки в философском творчестве Жиля Делёза. Определен корпус оригинальных и рефлексивных текстов, в которых осуществлены референции к музыкальному искусству. Выявлены основные направления экстраполяции делёзовских концептов на предметный план музыкального творчества. Очерчен идейный контур философии музыки Ж. Делеза (с. 73).

Обсуждаются историко-философские закономерности становления концепта образования и основные способы его концептуализации, глубинные процессы эволюции феномена образования в статье «Концептуализации феномена образования в работах великих философов» (В. Дубинина). Здесь рассмотрены работы великих мыслителей, которые изучали проблему статуса и роли образования в современном историко-философском контексте. Феномен образования издавна привлекал и продолжает привлекать внимание исследователей и, прежде всего, философов. Использование научных и философских категорий в аналитике реалий образовательного процесса зависит от уровня парадигмальности современного мышления, характер которого определяется глубиной историко-философской разработки и обоснования концепта образования. Рассмотрены работы мыслителей, где образование рассматривалось как компонент историко-философской системы во взаимосвязи с совокупностью культурных, социальных и идеологических тенденций в контексте историко-философских процессов современности (с. 79).

Инновационным подходом является феноменология как метод исследования субъекта в философско-клиническом дискурсе «Феномен шизофреногенной коммуникации в философии и психиатрии» (С. Мартынов, Л. Ткаченко). «Цель работы заключается в определении феномена шизофреногенной коммуникации в философии и психиатрии. Авторами предложена феноменология межличностного общения как источник аномальности человека. В статье показана целесообразность логики исследования человека в философско-клиническом дискурсе как переход от рассмотрения феноменов его внутреннего опыта к аналитике концепций коммуникативного взаимодействия. Раскрыта потенциально опасная сторона передачи паттернов двойного послания ребенку на метафори-

ческом уровне средствами невербальной и вербальной коммуникации. Показано отрицательное значение аспекта невозможности выхода из данной коммуникативной ситуации и опасности вынужденного приспособления ребенка к ней. Доказано, что открытость ребенка есть и опасность, и преимущество, поскольку у него есть шанс стать свободной творческой личностью, но есть и возможность приобретения патологии. В качестве основных причин рассмотрены не биологические, а коммуникативные и социокультурные факторы (с. 87).

Обозначены возможности и вопросы в статье «Потенциал украинского государства в философии глобальных проблем» (А. Ковнеров). В ней определено понятие «организационный потенциал государства», которое рассматривается как потенциальная готовность и возможность главного элемента политической системы Украины, которая реализовала себя в дискурсе саморазвертывания системы саморегуляции социального мира XXI в. и третьего тысячелетия, благодаря собственным организационным свойствам, что регулируется распределением власти (с. 94).

Предложены оригинальные идеи в работе «К вопросу о механизме переселения души как всемирно-исторического процесса» (В. Дубинин, Н. Щудро). В статье рассматривается вопрос о механизме переселения души с позиций одного из основных законов диалектики: перехода количества в качество. В статье подчеркивается, что душа имеет сложную структуру. Это замечали уже древние египтяне. В существующей религиозно-философской литературе отмечается, что душа является вечной и неизменной причиной всех изменений телесной организации человека. Однако чтобы быть движущей силой всего сущего, в том числе человека, душа должна быть сама подвижной. Это значит, что душа сама подвластна законам диалектики. Механизм переселения души мы рассматриваем в широком космическом измерении. Его содержание составляет органическое единство всех сил окружающей среды: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы, социальных и духовных сфер жизнедеятельности человека. В статье обращается особое внимание на то, что процесс реинкарнации осуществляется в результате накопления количественных приготовлений. Речь идет о том, что телесная структура человека развивается в тесном единстве с духовным его развитием, т.е. диалектика не принимает одно-

стороннего развития телесной организации, без участия в нем духовных сил. Таким образом, мы не можем согласиться с тем, что противоречит здравому смыслу. Вместе с тем, если нам известны факты переселения души, мы должны их объяснить, опираясь на здравый смысл. Можно только сожалеть о том, что переселение души осуществляется быстрее звука и света, и надеяться, что в будущем научно-технический прогресс позволит решить и эту проблему. Авторы обращают внимание на то, что вопрос о переселении души в различных философских школах может рассматриваться исходя из того, что принимается в качестве первоосновы движущих сил и закономерностей развития всего сущего. Поэтому с позиций монистической философии первоосновой может приниматься тело (материализм) или душа (идеализм). Поэтому если душа переселяется, то движущей силой ее развития принимается или материальная, или духовная организация организма. И тут могут быть соображения, с одной стороны, в пользу того, что движущей силой переселения души может приниматься тело, а с другой стороны, -самодвижение души. Что касается дуалистического решения вопроса о механизме переселения души, то тут прослеживается странная ситуация: часть души управляет телесными процессами и поэтому при переселении прихватывает с собой частичку тела, при условии, что она имеет какие-то органы, а та часть души, которая управляет духовными процессами жизнедеятельности организма, прихватывает исключительно духовные частички. С точки зрения пантеистического решения вопроса о механизме переселения души, тут имеет место синтез тела и духа, т. е. душа выступает посредницей между телесными и духовными процессами, и, следовательно, авторы считают, что переселение души есть синтетический процесс. С позиций плюралистического понимания мира душа имеет сложную структуру, которая детерминируется строением того или иного организма. Поэтому переселение души осуществляется сложными, скорее иррациональными, неоднозначными и в то же время определенными путями. Говоря о механизме переселения души, авторы статьи учитывают то, что душа не имеет формы, возраста, сексуальных признаков. Скорость, с какой душа переселяется, еще не изучена. Это - вопрос будущего развития науки и техники (с. 103-104).

Предложенные авторами сборника тезисы и выводы приглашают к размышлениям, спорам, дискуссиям, заслуживают одобрения. Статьи написаны на высоком научном уровне, отличаются актуальностью и основательным анализом проблем, теоретической новизной и практическим значением многих положений. Аналитические и прогностические материалы исследований, характеризующихся логической завершенностью и доказательностью, могут использоваться и используются в научной и образовательной деятельности.

И.А. Соловей, Л.И. Мозговой, Г. В. Хлебников

2017.03.004. ЧАРНОЦКА М. ДВУХУРОВНЕВАЯ, ОТКРЫТАЯ, ПЛАСТИЧНАЯ И МНОГОМЕРНАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА.

CZARNOCKA M. Two-level, open, plastic and multidimensional human nature: An ontological riddle // Dialogue and universalism: Journal of the international society for universal dialogue. - Warsaw, 2016. -Vol. 25, N 1. - P. 19-30.

Ключевые слова: человек; человеческая природа; онтология; онтологическая загадка; многомерность; пластичность; открытость миру.

Автор статьи Малгожата Чарноцка, профессор Института философии и социологии Польской академии наук, глава отдела эпистемологии и философии науки данного института и главный редактор журнала «Диалог и универсализм», в данной статье ставит себе целью представить в предельно сжатой форме двухуровневую, открытую, пластичную и многомерную модель человеческой природы. Эту модель она противопоставляет редукционным концепциям в связи с пониманием человека, господствующим в сегодняшней философии.

С точки зрения автора, двухуровневость, открытость, пластичность и многомерность определяют фундамент человеческого существования и способы его действия, включая отношения с миром. Эти характеристики взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.