Научная статья на тему '2017. 03. 003. Сэмуэль г. , Уильямс К. , Гарднер Дж. Пресс-секретари в науке Великобритании: профессиональное видение и генерация ожиданий. Samuel G. , Williams C. , Gardner J. UK science Press officers, professional vision and the generation of expectations // public understanding of science. - 2017. - Vol. 26, n 1. - p. 55-69. - doi:10. 1177/0963662515597188'

2017. 03. 003. Сэмуэль г. , Уильямс К. , Гарднер Дж. Пресс-секретари в науке Великобритании: профессиональное видение и генерация ожиданий. Samuel G. , Williams C. , Gardner J. UK science Press officers, professional vision and the generation of expectations // public understanding of science. - 2017. - Vol. 26, n 1. - p. 55-69. - doi:10. 1177/0963662515597188 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / СМИ / ПРЕСС-СЕКРЕТАРИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВИ́ДЕНИЕ / СОЦИОЛОГИЯ ОЖИДАНИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Егерев С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 03. 003. Сэмуэль г. , Уильямс К. , Гарднер Дж. Пресс-секретари в науке Великобритании: профессиональное видение и генерация ожиданий. Samuel G. , Williams C. , Gardner J. UK science Press officers, professional vision and the generation of expectations // public understanding of science. - 2017. - Vol. 26, n 1. - p. 55-69. - doi:10. 1177/0963662515597188»

дение о том, что добровольцы не заботятся о качестве предоставляемых данных либо не интересуются вопросами, касающимися этих проблем.

В заключение авторы утверждают, что различные типы ки-бернауки граждан имеют больше общих, чем отличительных, черт. Например, общим для проектов является понимание важности кооперативного обучения и сотрудничества, выходящих за рамки простой «механики» задачи проекта. Здесь имеется в виду как обучение в рамках задачи проекта, так и обучение более широкого профиля.

По мере того как растут масштабы кибернауки граждан, все больше ученых заинтересованы в поиске наилучшей практики для проектирования и управления такими проектами. Проведенное исследование доказало, что возможности обучения и развития творческих способностей участников положительно влияют на качество работы и продолжительность индивидуального участия в проектах. По мнению авторов, полученные ими результаты могут быть востребованы при подготовке онлайн-проектов науки граждан и их менеджменте.

С.В. Егерев

2017.03.003. СЭМУЭЛЬ Г., УИЛЬЯМС К., ГАРДНЕР Дж. ПРЕСС-СЕКРЕТАРИ В НАУКЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ И ГЕНЕРАЦИЯ ОЖИДАНИЙ. SAMUEL G., WILLIAMS C., GARDNER J. UK science press officers, professional vision and the generation of expectations // Public understanding of science. - 2017. - Vol. 26, N 1. - P. 55-69. - D0I:10. 1177/0963662515597188.

Ключевые слова: реклама; СМИ; пресс-секретари; профессиональное видение; социология ожиданий.

Авторы из Великобритании (Лондонский университет Бру-неля, Университет Йорка) ставят своей целью обобщить и обновить сложившийся взгляд на роль так называемых научных пресс-секретарей в современной научной системе.

Применительно к биомедицинской отрасли научные пресс-секретари играют важную роль в развитии общественных ожиданий и создании определенного ажиотажа вокруг будущих резуль-

татов исследований. Используя это соображение в качестве отправной точки, авторы основывают статью на интервью с десятью пресс-секретарями ряда научных учреждений Великобритании. Цель интервью состояла в том, чтобы определить, каким образом пресс-секретари оценивают свою роль в качестве научных репортеров и свою роль в качестве «генераторов» завышенных общественных ожиданий. В статье обобщаются исследования роли как секретарей, так и их пресс-релизов в формировании общественного ажиотажа с опорой на введенное К. Гудвином1 понятие «профессиональное видение». Значимость статьи авторы видят во вкладе в социологию ожиданий, а также в формировании алгоритмов ответственных научных коммуникаций.

Известно, что от инноваций в области биотехнологии и медицины ожидают важных и интересных прорывов и открытий. Согласно положениям «социологии ожидания», общественный ажиотаж и ожидание будущего благополучия являются не просто побочным продуктом инноваций (с. 55). Скорее, они имеют «пер-формативное значение», т.е. играют роль заготовок для формализации направлений будущих исследований и привлечения для них средств. Таким образом, изучение формирования позитивных ожиданий в отношении биомедицинских инноваций может дать сведения о динамике социально-технических изменений в целом2. Сведения о биомедицинских инновациях в новостных разделах СМИ представляют отличную возможность для изучения формирования ожиданий.

Многочисленные социологические исследования показывают (с. 1), что изложение биомедицинских открытий в СМИ часто ведется специфическим восторженным языком, не всегда добросовестно и может формировать у читателя ожидание близкого медицинского чуда. Более тщательный анализ новостных разделов СМИ в формировании общественных ожиданий показывает, что они приоткрывают читателю специфический политический климат, благодаря которому научные исследования и инновации становятся

1 Goodwin C. Professional vision // American anthropologist. - 1994. - Vol. 96. -

P. 606-633.

2

The sociology of expectations in science and technology / Borup M., Brown N., Konrad K., Van Lente H. // Technology analysis & strategic management. -2006. - Vol. 18, N. 3. - P. 285-298.

основными движущими силами экономического роста и международной конкурентоспособности.

Различные финансирующие органы, администраторы и частный сектор оказывают значительное давление на ученых и научно-исследовательские институты и заставляют их излагать результаты своих исследований в оптимистичных терминах. По их мнению, это крайне необходимо для сохранения престижа руководства и масштабов финансирования. Внимание СМИ к науке растет, а научные институты постепенно сближаются со СМИ. Для управления коммуникациями с общественностью по вопросам научно-технических достижений исследовательские учреждения активно используют научных пресс-секретарей.

Изменения глобального экономического климата и политической атмосферы научных исследований, а также изменения в научных коммуникациях за последние 30 лет привели к расширению роли научных пресс-релизов и научных секретарей. В Великобритании эти изменения были связаны с рядом важных событий, в частности с известным докладом Королевского общества 1985 г., в котором активно продвигалась идея информационного обмена между широкой общественностью и научным сообществом. Другой фактор, влияющий на усиление научной коммуникации, - расширение коммерциализации научных достижений (с. 57).

Сегодня институт научных пресс-секретарей считается неотъемлемой частью процесса распространения информации, касающейся научно-технических достижений. Пресс-секретари выступают посредниками в обмене знаниями между учеными и журналистами. С некоторых пор социологи обратили внимание на научных пресс-секретарей и их сенсационные пресс-релизы - ключевые средства, с помощью которых они распространяют сведения о результатах исследований в журналистской среде. Как правило, это основной источник доступа журналистов к данным биомедицинских исследований в научных учреждениях Великобритании. Интерактивные онлайновые способы обмена являются, несомненно, перспективными, однако сегодня в работе секретарей доминирует практика научных коммуникаций с использованием пресс-релизов1.

1 Borchelt R.E., Nielsen K.H. Public relations in science: Managing the trust portfolio // Handbook of public communication of science and technology. - L.: Routledge, 2008. - P. 147-158.

Эта идея получила широкое признание. Даже в современном мире, который приобретает все более онлайновый характер, секретари и их пресс-релизы по-прежнему играют ключевую роль в формировании восторженных ожиданий: большая часть информации, распространяющейся на онлайн-платформах, по-прежнему поступает от традиционных СМИ.

Авторы представляют методы обследования и обсуждают выводы работы в свете концепции К. Гудвина (с. 56). Они утверждают, что научные пресс-секретари имеют специфическое «профессиональное видение», определяющее стиль их участия в биомедицинских исследованиях и алгоритмы выпуска восторженных, формирующих общественный ажиотаж пресс-релизов. Основополагающая статья К. Гудвина по проблеме профессионального ви -дения использует строгий лингвистический анализ для разъяснения того, каким образом в рамках той или иной профессии формируется соответствующее понимание мировых событий. К. Гудвин утверждает, что любое событие в мире состоит из почти бесконечного ряда явлений. Участники и свидетели событий «конструируют» свое понимание таких событий, придавая повышенный вес некоторым явлениям. Какое из явлений будет считаться подходящим и достойным включения в «коллекцию», отчасти зависит от профессиональных навыков участника. Известным стало положение К. Гудвина, согласно которому способ получения человеком профессионального образования является определяющим при его восприятии мира. Подобных аберраций не избежали и научные пресс-секретари.

Авторы подробно останавливаются на методах проведения интервью. В рамках опроса были отобраны десять научных пресс-секретарей (восемь женщин, двое мужчин). Они работают в биомедицинских учреждениях, представляющих промышленность (1), научные журналы (1), субъекты финансирования медицины (2), благотворительные организации (2), научные кафедры университета (2) и информационные центры (2) (с. 58). Все опрошенные -опытные работники: семеро состоят в профессии от четырех до девяти лет, а трое работают по профилю более 20 лет. Собеседования были проведены в рамках личной беседы либо по телефону. Основной интерес состоял как в выявлении мотивации респондентов по вопросу выбора научного сюжета, достойного того, чтобы доне-

сти его до журналистов, так и в установлении предпочтительных форм изложения научных результатов для публики. Интерес представляло также мнение пресс-секретарей о роли их профессии в развитии научных коммуникаций.

Далее с просьбой прокомментировать респондентам предъявляли различные пресс-релизы и новостные статьи по конкретным биомедицинским проблемам. Были выбраны статьи, содержащие сенсационные заголовки, большие «визуальные» разделы с фотографиями и особенностями текста, вызывающие чувства надежды, волнения и ожидания. Во время интервью пресс-секретари рассказывали об особенностях их роли, причем разговор постоянно возвращался к вопросам выпуска пресс-релизов. Роль и перспективы своей профессии они оценивали по-разному, зачастую с противоположных позиций. Наличие противоречивых точек зрения вызвано тем, что в научных учреждениях для своих пресс-секретарей приготовлены различающиеся повестки. Например, один участник рассматривает себя в качестве промоутера, т.е. считает себя обязанным «продавать» научные достижения. Другой респондент заинтересован только в максимально точном донесении результатов работы учреждения до широкой общественности. Несмотря на некоторые различия, респонденты имели и общие позиции, которые помогли в данном опросе определить важные аспекты проблемы. Было показано, каким образом участники кодируют исследования и выделяют важные, на их взгляд, аспекты. Респонденты также показали, как именно они обрабатывают нужную информацию о конкретных исследованиях, которую оформляют в качестве пресс-релиза.

В заключение авторы дают краткий обзор результатов обсуждений, проведенных с членами общественности, для иллюстрации того факта, что понятие «ажиотаж» на самом деле является результатом конфликта различных вариантов профессионального видения. В целом авторы показали, что концепция профессионального видения К. Гудвина полезна для изучения нагнетания навязчивой рекламы биомедицинских результатов в британских СМИ. В частности, опрос малого масштаба показал, что нагнетание ажиотажа по поводу надвигающихся революционных достижений в биомедицинской отрасли является проявлением профессионального ви -дения, которое, в свою очередь, является результатом «компетент-

ного развертывания комплекса локальных практик в соответствующей обстановке»1. Чтобы определить, может ли эта концепция применяться для корректировки роли и практики всех британских научных секретарей, а также для выработки современного понимания социальных и политических эффектов научной деятельности, потребуется обследование гораздо большего масштаба. Такое понимание может помочь при разработке более эффективной научно-технической политики.

С.В. Егерев

2017.03.004. БХАТТА А., МИСРА К. Д. БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ НУЖДАЕТСЯ В ПЕРЕСМОТРЕ. BHATTA A., MISRA K.D. Biotechnology communication needs a rethink // Current science. - 2016. - Vol. 110, N 4. - P. 573-578.

Ключевые слова: наука и общество; научная коммуникация; модели научной коммуникации; дефицитная модель; участие общественности в решении научных проблем; понимание науки обществом.

Авторы из Индии рассматривают модели научной коммуникации и роль научных коммуникаторов в диалоге между учеными и обществом.

Развитие науки и техники (НТ) крайне важно для человечества, но даже самые передовые научно-технические достижения не будут правильно восприниматься обществом без хорошо отлаженной, эффективной коммуникации, без четкого разъяснения, в чем заключается их значимость. Эти проблемы - понимание и принятие обществом науки, взаимоотношения между наукой, государством и обществом - выходят сегодня на первый план. Более того, реализация новых разработок меняет старое мышление, образ мыслей, склад ума, восприятие людей. Эти изменения в восприятии требуют постоянного взаимодействия ученых с обществом, для того чтобы граждане могли ориентироваться в мире науки и понимать все выгоды и риски, которые несут научно-технические достижения. Все эти социоэкономические аспекты развития НТ имеют

1 Goodwin C. Professional vision // American anthropologist. - 1994. - Vol. 96, N 3. - P. 606-633.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.