ваются существенные различия между формами описания героев популярных романов и героев комиксов.
В. Жув писал в свое время, что роман, в котором каждый персонаж был бы описан с головы до ног при каждом появлении, оказался бы абсолютно непригодным для чтения1. Однако в комиксах именно узнаваемость персонажа, каждый раз представленного во всех подробностях своего облика, и обеспечивает связность истории. В то же время развитие приключенческих комиксов, все более автономизирующихся в процессе эдиционной практики, заставляет их авторов использовать нарративную практику массовой литературы. Эмблематическим примером тут служит, по мнению О. Одера, серия комиксов Эрже о Тинтине, по мере эволюции приближающаяся как по характеристикам персонажа, так и в приемах разворачивания фабулы к известной популярной романной серии Гастона Леру о Рультабие. Оба героя - репортеры, выполняющие одновременно функции сыщиков, оба - молоды и наделены запоминающейся внешностью, и т.п.
Помимо внешнего сходства персонажей сближают и специфические формы поведения, обилие переодеваний, парность героев (Рультабий - Сенклер; Тинтин - Милу), а также особенности связи между эпизодами. Эрже, как и другие авторы комиксов, все более присваивает приемы популярного романа, жанр комикса, до определенного времени являющий собой ряд коротких фарсовых сценок, наделяется повествовательностью, а представленные в этом жанре истории, усложняясь, становятся длиннее и последовательнее.
Н.Т. Пахсарьян
2017.02.034. МЭНГРУМ Б. ВЕК ТРЕВОГИ: ПАТРИЦИЯ ХАЙС-МИТ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И УПАДОК АМЕРИКАНСКОГО НАТУРАЛИЗМА.
MANGRUM B. The age of anxiety: Patricia Highsmith, existential psychology, and the «decline» of American realism // American literature: A journal of literary history, criticism and bibliography. -Durham: Duke univ. press, 2015. - Vol. 87, N 2. - P. 769-798.
1 Jouve V. L'Effet-personnage dans le roman. - Paris: PUF, 1992. - P. 28.
Ключевые слова: Патриция Хайсмит; американский реализм; экзистенциальная психология; психоанализ.
Бенджамин Мэнгрум (Дэвидсон-Колледж, Северная Каролина) анализирует творчество американской писательницы Патриции Хайсмит (1921-1995) в контексте эпохи расцвета американского психоанализа и экзистенциальной психологии в послевоенной Америке.
1950-е годы - золотое время американского экзистенциализма, для которого характерно смешение выбора, «злости» и естественности / реализма. В эту смесь Хайсмит добавляет психоанализ. Ее романы «Талантливый мистер Рипли» и «Незнакомцы в поезде» помогли сформировать отношение к таким важным для американского общества темам, как насилие, классовая неприязнь и социальное отчуждение, экзистенциальный кризис каждого частного существования.
Именно интерес к темным уголкам человеческой души отличает романы Хайсмит от американских романов 30-40-х годов, писавшихся в стилистике натурализма. При этом Хайсмит многое почерпнула из этих романов, адаптировала многие приемы их авторов для своих нужд, создав литературный мир, управляемый социоэкономическими, структурными и экологическими законами. Таким образом, литературная биография Хайсмит противоречит устоявшемуся в литературоведении представлению об упадке американского натурализма после войны, когда все писатели якобы сконцентрировались на живописании частной жизни своих героев.
В статье дается подробный очерк возникновения, эволюции интереса и применения психоанализа и психологии в Америке - от «Принципов психологии» Уильяма Джеймса (1890) и американского турне Фрейда (1909) до телевизионного шоу «Альфред Хичкок представляет» (1955-1965), созданного по мотивам наиболее успешных фильмов известного режиссера.
Для исследователя наиболее интересно телешоу «Альфред Хичкок представляет», поскольку оно является ярким примером популяризации привлечения классификаций психологических типов в качестве материала для создания персонажа, выхода этих классификаций на массовый рынок.
Как правило, герои шоу принадлежат к среднему классу. Лейтмотивом каждой серии шоу является представление о Насилии
не как признаке Чужого по отношению к обществу, напротив, оно -неотъемлемое свойство американского обывателя. Насилие является следствием психологической травмы героев. В некоторых эпизодах шоу есть указание на социоэкономические причины совершаемых преступлений, но по большей части психологическая травма - свойство человеческого сознания самого по себе, без привязки к социоэкономическим факторам.
Хайсмит никогда не была классическим фрейдистом, но популярность психоанализа в послевоенном Нью-Йорке привела ее к решению самой попробовать психотерапию в 1948 г., что повлияло на ее художественный метод. Однако после 47 безрезультатных сеансов, большая часть которых была посвящена попыткам излечить ее от гомосексуализма, который ее психотерапевт рассматривал как психологический недуг, она отказалась от продолжения терапии и навсегда перестала доверять традиционному психоанализу. «Незнакомцы в поезде» написаны ею до посещения терапии; истоки этого романа отчасти - в прочитанных ею в 1942-1946 гг. произведениях Камю, Сартра и Кафки. Она также перечитывает «Преступление и наказание» и заимствует у Достоевского отношение к убийству одновременно как к физическому и психологическому акту.
Еще один источник влияния на Хайсмит - моральная философия Ницше, основанная на добре и зле как воображаемых конструктах устаревшей религиозно-философской системы. Добро и зло используются слабыми в обществе для контроля над сильными, и то, что воспринимается первыми как зло, в действительности является неизбежным проявлением динамики человеческой жизни. Со временем Хайсмит стала ницшеанкой, адаптировав моральные представления этого философа для своих романов. Зло для нее -лишь психологический конструкт, результат ощущаемой ее персонажами вины за произошедшее, а образ преступника нужно интерпретировать как образ человека, наконец взявшего жизнь в свои руки. Художественный мир Хайсмит лежит за пределами добра и зла и концентрируется на естественном желании самоосуществления как смыслообразующего центра.
Ранние критики ее романов не поняли этой психологической особенности, считая ее героев не всегда убедительными с точки зрения здравого смысла (к примеру, сложно представить, что ува-
жаемый архитектор по своей воле окажется соучастником двойного убийства).
Хайсмит также не забывает о социоэкономических причинах происходящих в ее романах событий, например, о желании протагониста романа «Незнакомцы в поезде» (1950) сохранить в тайне нежелательную беременность любовницы или о зависти к богатству семьи его жены.
Реализация героями Хайсмит принципов ницшеанской морали не всегда проходит гладко: например, можно спорить, является ли желание принадлежать к определенной социальной страте проявлением ницшеанской воли к власти или же внушенным обществом социальным конструктом для встраивания в него атомизиро-ванных индивидов.
Хайсмит представляет насилие как проявление глубинных психологических процессов, в первую очередь нарциссизма персонажей. Для нее проявления насилия и вины - лишь представления в театре воли и самопознания.
Романы Хайсмит «Талантливый мистер Рипли» и «Незнакомцы в поезде» полны очевидными отсылками к предшествующим произведениям в сходном жанре, например, к «Послам» Генри Джеймса (1903) и «Сестре Керри» Теодора Драйзера (1900), также нечуждым социоэкономическим интерпретациям происходящих в них событий.
Ранняя критика американского натурализма концентрировалась на Джеке Лондоне, Фрэнке Норрисе и Стивене Крейне, и ее отношение к ним было крайне скептичным: их романы представлялись массовой литературой.
Натурализм следует рассматривать как реакцию на эпистолярный американский XIX в. с его любовью к наукам и прогрессу. Для послевоенной литературной критики натурализм - литературное восстание против социоэкономического неравенства в индустриальной городской среде.
Однако многие интеллектуалы послевоенных лет отмечают, что в 1940-е годы отношение к натурализму резко изменилось. Отказ от абсолютизации социоэкономических факторов и привлечение психологизма, фокус на внутреннем мире персонажей, появившиеся в романах 30-х годов, воспринимались теперь как упадок жанра, возрождение религиозно-эстетического отношения к чело-
веку и его морали. Романы в стилистике натурализма живописуют мир, закрытый от внешних влияний других людей, при этом окружение, среда подменяют собой героев.
В поздние 1950-е годы Эдвард Стоун опубликовал антологию, озаглавленную «Чем был натурализм?», призванную познакомить молодых ученых с этим литературным явлением. Напечатанные в антологии критические материалы (выдержки из «Капитала» Маркса, эссе Томаса Мальтуса «Опыт о законе народонаселения» и т.п.) указывают на то, что автор антологии ограничивает явление натурализма поколением начала века, для которого эти тексты стали центральными.
Сейчас очевидно, что послевоенные интеллектуалы были не правы, и «упадок» натурализма был временным явлением нескольких послевоенных десятилетий. Уже в 1980-е годы многие тексты натурализма печатались издательством «Пингвин» в качестве американской «классики».
«Упадок» натурализма связывается с ростом психологических наук и распространением в Америке европейского экзистенциализма, повлекших за собой создание движения экзистенциальной психологии, которое является синтезом социального и политического бихевиоризма с постоянно растущим инструментарием психологических наук.
Отсылки Хайсмит к классике натурализма изменяют условия психологического существования героев, извлекая их из по большей части внешне детерминированных обстоятельств, характерных для ранних романов в стиле натурализма. Для Драйзера поведение Керри обусловлено налагаемыми на нее общественными условностями, в первую очередь тягой к потреблению, развивающейся в американском городе. Для Хайсмит поведение ее героев обусловлено экзистенциальными качествами их психологического состояния, например, присущее им чувство вины является таковым «вообще», а не вызванным какой-то конкретной причиной.
Одним из следствий эстетики Хайсмит является дезориентация читателя. То, что часто интерпретируется критикой как социо-экономическая детерминация героев, в действительности есть новый подход к роману о естественности и свободе выбора в духе уже упоминавшихся «Послов» или «Великого Гэтсби» Фицдже-ральда.
Эстетика романов Хайсмит (описания добровольной изоляции и свободного выбора в ее романах) яростно отвергает интегрирующий, либеральной взгляд на общество, которому присуще стремление ко всеобщему братству и разделению социальных обязанностей. Бремя выбора оказывается для ее героев слишком тяжелым.
А.И. Кузьмичев
2017.02.035. ГОРДОН Э. СОТВОРЕНИЕ АНДЖЕЛЫ КАРТЕР: БИОГРАФИЯ.
GORDON E. The invention of Angela Carter: A biography. - London: Chatto &Windus, 2016. - 544 p.
Ключевые слова: неоготика; «магическийреализм».
Когда Анджела Картер (1940-1992), одна из самых ярких британских писательниц второй половины ХХ в., романистка, эс-сеистка, представительница неоготической традиции и «магического» (или «фантастического») реализма в прозе постмодернизма Великобритании и США, 16 февраля 1992 г. умерла в возрасте 51 года, ее репутация сменилась с культовой на каноническую, пишет ее современный биограф Эдмунд Гордон. Смерть ее вызвала такое количество некрологов, которое можно сравнить лишь с реакцией на смерть Вилли Брандта или Марлен Дитрих. Ее называли самым значительным писателем на английском, обладавшим «ослепительным воображением».
Ее друзья и поклонники наблюдали за потоком посмертного признания не без гнева. Более 25 лет Картер писала романы, рассказы, пьесы и журналистику, которые существенно отличались от творчества ее современников. Во времена, когда в английской литературе преобладали здравомыслящие социальные реалисты, она выступила в «скомпрометированных» жанрах - готических триллерах, научной фантастике, сказках и дала волю воображению и сюрреализму. Ее творчество было забавным, сексуальным, пугающим, брутальным. Она разоблачала мифы, особенно гендерные, и к концу жизни к ней пришла известность. Но лишь после смерти она была признана великой романисткой, а иногда, не всегда оправданно, «феминистской иконой».