Научная статья на тему '2017. 02. 027. Бергер П. Больница: между секулярностью и религией. Berger P. The Hospital: on the interface between secularity and religion // society. - new Jersey, 2015. - n 52. - p. 410-412'

2017. 02. 027. Бергер П. Больница: между секулярностью и религией. Berger P. The Hospital: on the interface between secularity and religion // society. - new Jersey, 2015. - n 52. - p. 410-412 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ / РЕЛИГИЯ / СОВРЕМЕННОСТЬ / ПЛЮРАЛИЗМ / СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / МЕДИЦИНА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 02. 027. Бергер П. Больница: между секулярностью и религией. Berger P. The Hospital: on the interface between secularity and religion // society. - new Jersey, 2015. - n 52. - p. 410-412»

2017.02.027

зании за проступки, имеющимся в авраамических религиях (с. 473474).

Вторым культурным аспектом теоразнообразия, требующим осмысления с точки зрения психологии, является многообразие форм, вариативность внутри отдельных религий, в связи с чем ана-лизирутся феномен просоциального поведения в мировых религиях, т. е. доминат общественных ценностей над частными, и учение о карме в индуизме и буддизме (с. 474-477). Третий аспект теоразнообразия связан с переходом «от больших богов к отсутствию богов» (с. 478), т.е. феноменом секуляризации, который автор рассматривает в контексте анализа психологических и социально-культурных условий, приводящих к возникновению различных форм неверия, и того, как секуляризация влияет на различные психологические процессы. Автор приходит к выводу, что психологический подход к осмыслению теоразнообразия может быть весьма полезен для понимания различных аспектов феномена религиозности и процессов секуляризации и десекуляризации в современном мире (с. 478-481).

С.В. Мельник

2017.02.027. БЕРГЕР П. БОЛЬНИЦА: МЕЖДУ СЕКУЛЯРНО-СТЬЮ И РЕЛИГИЕЙ.

BERGER P. The hospital: On the interface between secularity and religion // Society. - New Jersey, 2015. - N 52. - P. 410-412.

Ключевые слова: секуляризация; религия; современность; плюрализм; светское государство; медицина.

Центральный тезис разрабатывающейся рядом видных мыслителей XIX-XX вв. теории секуляризации заключается в том, что современность приводит к упадку религии. Однако социологи, изучающие феномен религии в современном мире, пришли к выводу, что классическая теория секуляризации оказалась ошибочной. В действительности, указывает П. Бергер, мы живем не в «секуляр-ную эпоху», а в «плюралистическую эпоху» (pluralistic age). Секуляризация долгое время служила моделью, описывающей взаимоотношение религии и современности, однако ввиду ее несостоятельности, в соответствии с концепцией смены эпистемологических парадигм Т. Куна, она должна быть заменена другой теорией. Таковой, счи-

2017.02.027

тает автор, может служить разрабатываемая им теория плюрализации (pluralization theory), которая нашла отражение, в том числе, в выпущенной в 2014 г. фундаментальной работе «Многочисленные алтари современности: на пути к новой парадигме религии в плюралистическую эпоху»1 (с. 410).

Многие специалисты осмысливали религию и секуляризацию как бинарные категории («религиозное или секулярное сознание», «ресакрализация», «десекуляризация» и пр.). Вместе с тем современная религиозная ситуация свидетельствует, что их отношения намного сложнее: большинство верующих по всему миру, в том числе в развитых странах, в своей жизни и мировоззрении различными способами комбинируют и религиозный, и светский (secular) дискурсы. Секулярному дискурсу свойственна особая рациональность, однако он, вопреки распространенному заблуждению, в действительности, является не атеистическим, а религиозно нейтральным. По мнению П. Бергера, характер секулярного дискурса точнее всего можно определить формулой «как если бы Бога не существовало», что является в первую очередь целесообразным в ряде случаев методологическим принципом, например, при написании юридических законов, при этом никакого противоречия с религиозным мировоззрением здесь нет. В качестве иллюстрации этой идеи автор рассматривает пример важнейшего института любого светского государства - больницы. Хирург, делающий операции, вполне может быть верующим, а свою деятельность он может рассматривать в том числе как акт служения Богу (с. 411).

П. Бергер приходит к выводу, что секулярный дискурс, безусловно, имеет существенное влияние в современном мире, однако он не заменяет религию, а сосуществует с ней. Осмысление сложного характера отношений религии и секуляризма представляет собой актуальную и широкую область для исследований (с. 412).

С.В. Мельник

1 Berger P. The many altars of modernity: Toward a new paradigm for religion in a pluralist age. - Boston: De Gruyter, 2014. - 147 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.