Научная статья на тему '2017. 02. 022. Бэкман С. Роза под другим именем: как иллюзионист превратил авторское право в патент. Beckman S. A Rose by any other name: how an illusionist used copyright law as a Patent // the John Marshall review of intellectual property law. - L. , 2015. - vol. 15, n 3. - p. 357-377. - mode of access: http:// repository. Jmls. Edu/cgi/viewcontent. Cgi?article=1356&context=ripl'

2017. 02. 022. Бэкман С. Роза под другим именем: как иллюзионист превратил авторское право в патент. Beckman S. A Rose by any other name: how an illusionist used copyright law as a Patent // the John Marshall review of intellectual property law. - L. , 2015. - vol. 15, n 3. - p. 357-377. - mode of access: http:// repository. Jmls. Edu/cgi/viewcontent. Cgi?article=1356&context=ripl Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / АВТОРСКОЕ ПРАВО / ПАТЕНТ / ЗАЩИТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 02. 022. Бэкман С. Роза под другим именем: как иллюзионист превратил авторское право в патент. Beckman S. A Rose by any other name: how an illusionist used copyright law as a Patent // the John Marshall review of intellectual property law. - L. , 2015. - vol. 15, n 3. - p. 357-377. - mode of access: http:// repository. Jmls. Edu/cgi/viewcontent. Cgi?article=1356&context=ripl»

ности привлечения нарушителя к ответственности вне зависимости от вины, продолжительности сроков исковой давности, оснований ответственности работников. В случае принятия директивы Португалия может столкнуться с необходимостью введения безвиновной ответственности за нарушение коммерческой тайны и распространения ответственности на более широкий круг возможных нарушителей.

Статья завершается примером из судебной практики по иску об использовании базы данных посетителей баров и дискотек, иллюстрирующим трудности привлечения к ответственности за неправомерное использование коммерческой тайны по действующему португальскому законодательству.

Е.Г. Афанасьева, Е.А. Афанасьева

2017.02.022. БЭКМАН С. РОЗА ПОД ДРУГИМ ИМЕНЕМ: КАК ИЛЛЮЗИОНИСТ ПРЕВРАТИЛ АВТОРСКОЕ ПРАВО В ПАТЕНТ. BECKMAN S. A rose by any other name: How an illusionist used copyright law as a patent // The John Marshall review of intellectual property law. - L., 2015. - Vol. 15, N 3. - P. 357-377. - Mode of access: http:// repository.jmls.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1356&context=ripl

Ключевые слова: интеллектуальная собственность; авторское право; патент; защита представлений.

Американский артист Рэймонд Теллер - известный иллюзионист. В последние годы он выступает в дуэте с Пэнном в Лас Вега-се (Невада). Один из самых популярных его номеров называется «Тени», он стал неотъемлемой частью репертуара, ключевым и эксклюзивным трюком.

Одна-единственная роза покоится в вазе, которая стоит на тонком основании. На вазу светит луч, бросая тень на лист бумаги позади. Угрожающая фигура человека неожиданно появляется в поле нашего зрения и орудует острым ножом. Медленно, методично артист срезает тень ветки со стебля. Несмотря на то что исполнитель не находится рядом с розой, с нее падает ветка. Еще одно движение ножом по тени - слетает другая ветвь. Наконец, с последним движением лезвия оставшийся лист срывается со стебля и

падает на пол. Актер случайно ранит себе руку и брызги крови попадают на бумагу.

В 1983 г. Теллер защитил свой номер авторским правом. Закон об авторском праве не содержит четко сформулированного положения о защите иллюзии и ее секретов, он охраняет способы «выражения» иллюзии, защищает отдельные элементы или части трюка. Теллер зарегистрировал авторское право для своего выступления в форме пантомимы или драматического представления. Ввиду того что трюк Теллера не охраняется патентом, любой может собрать реквизит для «Теней», но наличие авторского права никому не позволит выступать с этим трюком.

В 2012 г. бельгийский фокусник Джерард Догги попытался продать трюк под названием «Роза и ее тень», который был описан как версия фокуса Теллера «Тени». Судя по жалобе Теллера, версия Догги «была очень схожа с версией трюка Теллера, защищенного авторским правом». Также американец утверждал, что его оппонент записал видео с «драматическим представлением» фокуса «Тени» и выложил его на УоиТиЪв вместе с рекламой о продаже секрета этой иллюзии.

После неудачных попыток разрешить конфликт во внесудебном порядке Теллер предъявил Догги иск о нарушении авторского права и недобросовестной конкуренции. Хотя он стремился защитить то, что не может быть защищено - секрет трюка. По сути, Догги совершил два действия, рассматриваемые в судебном процессе: 1) представление фокуса под названием «Роза и ее тень» и публикация его на УоиТиЪв; 2) копирование метода, использованного для выполнения трюка, который он продавал за деньги.

Суд постановил, что ответчик объединил «идею копирования секрета иллюзии с копированием публичного исполнения трюка». Фокус не может быть выполнен без реквизита, т.е. без вазы с розой не получилось бы выступления. Что еще важнее, трюк невозможно показать, не повторяя действий Теллера. В обоих вариантах исполнитель режет тень розы и соответствующие листья падают на пол. После этого Теллер ранит руку и проливает кровь на бумагу, а Дог-ги вытаскивает стебель из вазы и выливает воду в стакан. Но суд признал эти отличия несущественными по сравнению с огромным числом совпадений и заключил, что «Тени» и «Роза и ее тень» в значительной степени похожи.

Так как в 1983 г. Теллер защитил свой трюк авторским правом, он остановил продажи секрета фокуса.

Термин «иллюзия» как то, что создано артистом, чтобы развлечь аудиторию, может включать в себя различные составляющие, такие как музыка, хореография, танцы, реквизит и пр. Каждая из этих частей потенциально является предметом защиты авторским правом. В США на федеральном уровне существуют три основных механизма защиты интеллектуальной собственности: авторское право, товарный знак, патент.

Чтобы понять, как артисту удалось выиграть дело, необходимо выделить составляющие его иллюзии. Она включает в себя: 1. Название. Названия не являются предметом защиты авторским правом, но могут при определенных условиях защищаться товарным знаком. Однако в данном случае такая форма защиты не подходит. Кто угодно может скопировать трюк, просто поменяв название. 2. Постановку. Трюк включает в себя прожектор, направленный на вазу, в которой стоит роза. Свет падает так, что тень от реальной розы проявляется на белом полотне, которое стоит неподалеку за вазой. 3. Выступление. Теллер появляется на сцене с большим ножом и начинает драматично срезать листья с тени розы на экране. Именно эта часть выступления имеет решающее значение для авторско-правовой охраны. Сопровождает представление Теллера его фирменная тишина. Это часть выступления является составным компонентом иллюзии, которую Теллер зарегистрировал и защитил авторским правом. Закон об авторском праве прямо разрешает регистрацию «драматического акта» и «пантомимы». 4. Секрет. В этой части своего иска Теллер описывает эффект, но не упоминает, как он сделал то, что рождает иллюзию (процесс - механизм - реквизит). Процесс не является частью авторского права.

Следовательно, метод исполнения фокуса может быть защищен авторским правом, если оно охватывает те действия, которые переплетаются с самим трюком.

В результате Теллер выиграл дело и попытался взыскать 57,9 тыс. долл. убытков и 931,66 тыс. долл. на оплату услуг юристов, всего - 989,568 тыс. долл.; но суд взыскал в его пользу только 15 тыс. долл. (с. 369).

А.А. Сардаев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.