Научная статья на тему '2017. 02. 017. Палмер С. , макшейн К. , Сандлер Р. Экологическая этика. Palmer c. , McShane K. , Sandler R. environmental ethics // annual review of environment and resources. - Palo Alto, 2014. - n 39. - p. 419-442'

2017. 02. 017. Палмер С. , макшейн К. , Сандлер Р. Экологическая этика. Palmer c. , McShane K. , Sandler R. environmental ethics // annual review of environment and resources. - Palo Alto, 2014. - n 39. - p. 419-442 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ЭКОФЕМИНИЗМ / ЦЕННОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 02. 017. Палмер С. , макшейн К. , Сандлер Р. Экологическая этика. Palmer c. , McShane K. , Sandler R. environmental ethics // annual review of environment and resources. - Palo Alto, 2014. - n 39. - p. 419-442»

2017.02.017

элементами мировоззрения, из которого ассоциативные линии тянутся к культурным объектам и экзистенциальным представлениям об условиях человеческой жизни. И это не что иное, как мировоззрение культуры, достигнувшей согласия с окружающим миром.

Д.Г. Шкаев

2017.02.017. ПАЛМЕР С., МАКШЕЙН К., САНДЛЕР Р. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА.

PALMER C., MCSHANE K., SANDLER R. Environmental ethics // Annual review of environment and resources. - Palo Alto, 2014. - N 39. -P. 419-442.

Ключевые слова: экологическая этика; западная философия; экологическая культура; антропоцентризм; экологическая справедливость; экофеминизм; ценности.

Экологическая этика (environmental ethics), представляющая собой осмысление моральных аспектов отношений человека и природы, возникла в качестве отдельной области философии в 1970-е годы, впоследствии сфера ее применения значительно расширилась, а сегодня это направление, указывают авторы, активно развивается. В статье анализируются основные подходы к экологической этике в рамках доминирующего в настоящее время западного светского подхода, связанного с тем, что принято называть аналитической философской традицией (analytic philosophical tradition). При этом авторы отмечают, что в рамках данной статьи не рассматриваются подходы к экологической этике континентальной философии, восходящие к феноменологии и экзистенциализму религиозные и незападные, в том числе азиатские (c. 420-421).

В начале статьи авторы характеризуют пять способов понимания важнейшего для экологической этики принципа самостоятельной ценности (intrinsic value) окружающей среды (c. 422-423). Далее описываются основные подходы экологической этики к осмыслению морального статуса природы, которые можно разделить на две группы: «антропоцентрические», в связи чем анализируется понятие экологической справедливости (c. 423-425), и «неантропоцентрические». В рамках второй группы структурно излагаются основные методологические подходы и рассматриваются работы специалистов в области экологической этики, занимающиеся раз-

2017.02.017

витием соответствующих направлений. В частности, «этический биоцентризм» (ethical biocentrism) предполагает признание морального статуса каждого живого существа, одна из позиций этого подхода - утверждение принципа благоговения перед жизнью. Принцип «разумных животных» основывается на признании этической ценности отдельных животных как существ, которые способны чувствовать страдание, боль или, напротив, благополучие. Согласно модели «экоцентризма» моральный статус имеют не индивидуальные организмы, а группы живых существ, например экосистемы или биологические виды. Подход «естественной» среды подчеркивает ценность дикой, нетронутой человеком природы (с. 426-430).

В экологической этике, также как и в этике в целом, существует три основных теории о моральной оценке действий: консек-венциализм (нравственная оценка по результату, последствиям деятельности), деонтология (следование неизменным моральным принципам) и этика добродетели (акцент на моральных качествах субъекта и стремление к их улучшению). Авторы анализируют три эти конкурирующие теории применительно к экологической этике, в связи с чем рассматривают различные аспекты моральной оценки деятельности в области охраны окружающей среды (c. 430-432).

В дополнение трем указанным этическим теориям в последние годы развиваются два направления, критикующие традиционные сложившиеся в экологической этике подходы: философский экофеминизм и экологический прагматизм. Согласно экофеминиз-му глубинная причина дискриминации женщин и экологического кризиса одна и та же - это стремление к доминированию и подавлению как одна из составляющих современной культуры и менталитета, связанная с андроцентризмом. Сторонники экологического прагматизма скептически относятся к возможности выработки единой теории экологической этики и считают, что независимо от разных точек зрения существенным является реагирование на конкретные экологические проблемы и эффективная практическая деятельность (c. 432-434).

В заключение авторы рассматривают актуальные вызовы, в том числе климатические изменения и технологический прогресс, которые ставят перед исследователями новые вопросы и определяют продолжение развития экологической этики (c. 434-436).

С.В. Мельник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.