Научная статья на тему '2017.02.011. БЕЛЛОРА С., ЖАН С. СТАТУС РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ: СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ТОРГОВЛИ. BELLORA C., JEAN S. LE STATUT D’éCONOMIE DE MARCHé DE LA CHINE: UN ENJEU FORT POUR LE COMMERCE EUROPéEN: LETTRE DU CEPII. - P.: CEPII, 2016. - N 370. - 4 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.CEPII.FR/PDF_PUB/ LETTRE/2016/LET370.PDF'

2017.02.011. БЕЛЛОРА С., ЖАН С. СТАТУС РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ: СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ТОРГОВЛИ. BELLORA C., JEAN S. LE STATUT D’éCONOMIE DE MARCHé DE LA CHINE: UN ENJEU FORT POUR LE COMMERCE EUROPéEN: LETTRE DU CEPII. - P.: CEPII, 2016. - N 370. - 4 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.CEPII.FR/PDF_PUB/ LETTRE/2016/LET370.PDF Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / КИТАЙ / ЕС / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ДЕМПИНГ / АНТИДЕМПИНГОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жилина И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017.02.011. БЕЛЛОРА С., ЖАН С. СТАТУС РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ: СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ТОРГОВЛИ. BELLORA C., JEAN S. LE STATUT D’éCONOMIE DE MARCHé DE LA CHINE: UN ENJEU FORT POUR LE COMMERCE EUROPéEN: LETTRE DU CEPII. - P.: CEPII, 2016. - N 370. - 4 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.CEPII.FR/PDF_PUB/ LETTRE/2016/LET370.PDF»

2017.02.011. БЕЛЛОРА С., ЖАН С. СТАТУС РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ: СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ТОРГОВЛИ.

BELLORA C., JEAN S. Le statut d'économie de marché de la Chine: Un enjeu fort pour le commerce européen: Lettre du CEPII. - P.: CEPII, 2016. - N 370. - 4 p. - Mode of access: http://www.cepii.fr/PDF_PUB/ lettre/2016/let370.pdf.

Ключевые слова: ВТО; Китай; ЕС; рыночная экономика; демпинг; антидемпинговые процедуры.

В статье сотрудников французского Центра прогнозных исследований и международной информации (Centre d'études prospectives et d'informations internationales, CEPII) оцениваются экономические последствия для ЕС предоставления Китаю в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) статуса рыночной экономики (СРЭ)1.

По определению ВТО, товар является объектом демпинга, если его экспортная цена ниже, чем цена продажи на внутреннем рынке производителя. Антидемпинговое соглашение ВТО разрешает правительствам защищать свою промышленность против демпинговой практики с помощью целевых временных мер, направленных на приведение экспортных цен к уровню, действующему на рынке производителя. Если страна-экспортер не имеет СРЭ, то для выявления демпинга и определения его масштабов страна-импортер может использовать информацию о ценах в «аналогичных» («суррогатных») третьих странах.

Согласно документам о присоединении Китая к ВТО срок наделения страны статусом нерыночной экономики (СНЭ) истекает 11 декабря 2016 г. Однако, поскольку эти документы не позволяют однозначно интерпретировать ситуацию, которая сложится к этой дате, члены ВТО могут принять различные решения. Некоторые страны уже фактически рассматривают Китай как страну с рыночной экономикой, но другие, в частности США, не собираются предоставлять ему СРЭ, поскольку китайская экономика остается час-

1 При вступлении в ВТО Китай согласился на признание нерыночного статуса своей экономики в течение 15 лет. Он предполагает проведение специальной процедуры определения цены при антидемпинговых расследованиях в отношении китайских товаров. - Прим. реф.

тично централизованной. ЕС пока не пришел к окончательному решению, но склоняется скорее к предоставлению Китаю СРЭ (с. 1).

В конце 2015 г. в ЕС в целом действовало 87 антидемпинговых мер (АДМ), которые касались 378 тарифных линий и 16 торговых партнеров. Больше половины из них относились к китайским товарам (52 АДМ, 215 продуктов). В стоимостном выражении это составляет 2,7% импорта из Китая в ЕС против 0,1% импорта из стран, имеющих СРЭ. При этом доля китайского экспорта, подвергающегося АДМ, растет, в отличие от экспорта партнеров, имеющих СРЭ (соответственно 8,7% и 0,5% в 2015 г.). Антидемпинговые пошлины, применяемые к китайским товарам (в среднем 43% в 2015 г.) значительно выше, чем применяемые к товарам стран, имеющих СРЭ (19%). Представляется, что СРЭ не влияет на секторальное распределение АДМ: во всех случаях они касаются концентрированных, капиталистических отраслей с высокими постоянными производственными затратами (металлургическая, химическая, текстильная промышленности).

Метод, применяемый к странам, не имеющим СРЭ, в значительной мере зависит от способа расчета цен и облегчает доказательство демпинга. В этих условиях отрасли промышленности импортера имеют больше шансов выиграть дело, поэтому чаще выставляют жалобы на страны, не имеющие СРЭ; начатые расследования чаще заканчиваются санкциям против страны, не имеющей СРЭ, а сами санкции могут быть более жесткими и действовать более продолжительное время. На частоту расследований и санкций влияют и такие характеристики партнеров, как их доля на европейском рынке, удельная цена экспорта или ее колебания.

Анализ всех антидемпинговых процедур (АДП), проводившихся в ЕС с 1998 г., показал, что вероятность выставления жалобы на Китай относительно тарифной линии примерно в 10 раз выше, чем в среднем для стран, имеющих СРЭ, что в значительной мере объясняется низкими средними ценами китайских товаров и большим объемом китайского экспорта. По оценке авторов, вероятность жалобы на Китай в 2,5 раза выше, чем на сопоставимую страну со СРЭ. Вероятность выигрыша начавшегося антидемпингового расследования в отношении китайских экспортеров выше, чем в отношении экспортеров стран, имеющих СРЭ (76% против 59% соответственно). Кроме того, при расследовании, заканчи-

вающемся санкциями, за счет более высоких антидемпинговых пошлин на китайский экспорт импорт товаров из Китая сокращается в большей степени, чем импорт из стран со СРЭ (-70% против -60% через четыре года) (с. 2).

Наряду с прямым влиянием антидемпинговых расследований на импорт они оказывают «устрашающее» воздействие на экспортеров товаров, непосредственно ими не затрагиваемых, вынуждая их поднимать цены. В случае Китая этот эффект проявляется в том, что за антидемпинговыми санкциями следует повышение в среднем на 4-14% цен на товары того же сектора, не затрагиваемые санкциями. В странах со СРЭ этот эффект проявляется в более мягкой форме. Предоставление Китаю СРЭ может, таким образом, устранить препятствия для китайского экспорта товаров, непосредственно не затрагиваемых АДМ (с. 3).

По оценкам авторов, в краткосрочном плане получение Китаем СРЭ приведет к росту объема европейского импорта из Китая на 3,9-5,3%. Около 90% этого увеличения связано с сокращением количества санкций. При исчезновении эффекта «устрашения» импорт из Китая увеличится на 21%. Импорт китайских товаров в Европу, составлявший в 2015 г. 342 млрд евро, вырастет на 72 млрд евро.

Увеличение китайского импорта будет происходить в ущерб конкурентам Китая. В 2015 г. доля Китая в импорте ЕС из стран, не входящих в это объединение, составляла почти 30%. Изменение статуса Китая приведет к сокращению экспорта из этих стран в ЕС на 0,3-0,5% и на 2,9% при ограниченном эффекте «устрашения». Таким образом, импорт из стран, не входящих в ЕС (не считая Китая), сократится на 24 млрд евро (с. 3).

В то же время при изменении статуса Китая внутреннее производство в ЕС снизится лишь на 0,04-0,06% (максимум на 0,32% при исчезновении эффекта «устрашения»), что соответствует снижению производства на 1,8-2,8 млрд евро в первом случае и на 23 млрд евро во втором. Наибольшее влияние отмена АДМ или ослабление санкций окажут на производство керамических изделий, алюминия и других металлов, стекла и электрооборудования.

Для конечных или промежуточных потребителей изменение статуса Китая приведет к снижению импортных цен. Повышение

покупательной способности во всех случаях превысит потери доходов от таможенных поступлений.

Хотя предоставление Китаю СРЭ может иметь значительные экономические последствия, сохранение статус-кво не обязательно является реалистичным выбором. Китайское правительство может расценить отказ от предоставления стране СРЭ как лишение его ожидаемых прибылей. В этом случае Китай может обратиться в Орган по разрешению споров (ОРС) ВТО. Хотя это длительный процесс (3-5 лет), в случае выигрыша Китай может получить разрешение на введение репрессалий1 на значительные объемы европейского экспорта. В ожидании решения ОРС Китай может прибегнуть к другим видам давления (ограничения, официально не связанные с конфликтом, политическое давление).

Поскольку ЕС является одной из основных опор многосторонней торговой системы, его решение по вопросу предоставления Китаю СРЭ будет иметь серьезные последствия. В частности, непредоставление Китаю СРЭ отрицательно повлияло бы на надежность международной системы, основанной на правилах ВТО.

Сложившаяся ситуация парадоксальна. Международная торговая система опирается на принцип справедливой конкуренции между рыночными экономиками, но лидером в экспорте товаров отныне является коммунистическая страна, в которой государство играет более значительную роль, чем в условиях рыночной экономики. В этой ситуации правомерно и даже необходимо проверить законность китайских торговых практик и обеспечить ЕС эффективными средствами их корректировки.

Для этого необходимо реформировать европейские инструменты торговой защиты, не забывая об их соответствии правилам многосторонних соглашений. Однако, когда некоторые из секторов страдают от избыточных мощностей (в частности производство стали), стоит напомнить, что АДП не являются инструментами структурной перестройки. Тем не менее полезно сравнить опыт ЕС и США, которые ОРС неоднократно осуждал за вольное обращение

1 В международном праве - принудительные меры политического и экономического порядка, применяемые одним государством в ответ на неправомерные действия другого государства. Репрессалии применяются с целью принудить государство-нарушителя либо возместить ущерб, либо воздержаться от правонарушений в будущем. - Прим. реф.

со своими международными антидемпинговыми обязательствами. Тот факт, что американская система порождает слишком высокие антидемпинговые пошлины, не служит залогом эффективности. С этой точки зрения оценки авторов показывают, что более низкие пошлины, например в Европе, уже серьезно ограничивают последствия нечестных практик.

Часто упоминается такой вариант, как отмена правила наименьшей пошлины для экспортеров. Согласно этому правилу размер антидемпинговой пошлины должен лишь компенсировать ущерб подающей жалобу отрасли. В 2015 г. это правило применялось к Китаю 32 раза (всего был зарегистрирован 51 случай). Антидемпинговые пошлины были снижены в среднем на 27,9 процентных пункта (п.п.). К другим партнерам оно применялось реже (16 раз на 36 случаев). Антидемпинговые пошлины были снижены на 7,4 п.п. Однако авторы полагают, что отмена этого правила почти не затронет изменения статуса Китая.

Они считают, что гораздо важнее способность быстро начинать расследования, приводящие к санкциям. С этой точки зрения многообещающими являются разрешение расследований «по обязанности» (ex officio) и защита подателей жалоб от вероятных ответных мер.

Изменение статуса Китая требует от Европы демонстрации как верности духу институтов, которые она помогала создавать, так и эффективных мер по прекращению незаконной или выходящей за рамки международных соглашений практики партнеров.

И.Ю. Жилина

2017.02.012. МЕЙЕР Т. «БРЕКСИТ», «ТРАМПИТ»: КОНЕЦ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЙ? ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

MAYER Th. Brexit, Trumpit: La fin des accords régionaux? Conséquences pour l'industrie automobile: Lettre du CEPII. - P.: CEPII, 2016. - N 371. - 4 p. - Mode of access: http://www.cepii.fr/ PDF_PUB/lettre/2016/let371.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.