- норма прибыли в случае государственных расходов будет выше, чем в случае прямого вмешательства в предоставление благ со стороны государства.
Авторы приходят к выводу о том, что предложенная теоретическая модель позволяет рационализировать аргументы в пользу эффективности и целесообразности непосредственного вмешательства государства в предоставление общественных товаров и услуг населению.
Н.А. Коровникова
2017.02.004. КРУС ИДАЛЬГО Э., ПАРЕХО МОРУНО Ф.М. ДЕНЬГИ В ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: ПОСТКЕЙНСИ-АНСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ И ЕЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ С ОРТОДОКСАЛЬНОЙ ПАРАДИГМОЙ.
CRUZ HIDALGO E., PAREJO MORUNO F.M. El dinero en la historia del pensamiento económico: La teoría monetaria post-keynesiana y su confrontación con la ortodoxia // Iberian j. of the history of econ. thought. - 2016. - Vol. 3, N 1. - P. 27-41. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.5209/IJHE.53078.
Ключевые слова: экономическая теория; деньги; эндоген-ность денег; нейтральность денег.
Статья сотрудников Университета Эстремадуры (Испания) посвящена проблеме нейтральности и эндогенности денег.
Дискуссии о роли денег в экономике берут свое начало в схоластической мысли, заложившей основы экзогенного подхода. Обращаясь к истокам количественной теории денег, в частности к взглядам Ж.Б. Сэя, а также к исследованиям Дж. Локка, А. Смита и др., авторы показали, что в классической парадигме деньги рассматривались как простое средство обмена, предложение которого ограничено запасом драгоценных металлов, а банки - как посредники в процессе циркуляции денежной массы.
Авторы уделяют особое внимание:
- концепции Д. Юма, который выявил прямую причинно-следственную связь между денежной массой и ценами. Тем самым заложил основу количественной теории денег;
- «эффекту Кантильона», названному по имени Р. Кантильо-на, который, по сути, ввел примитивное понятие не-нейтральности
денег, основываясь на том, что основным источником богатства является земля, производящая фиксированное количество продукта, поэтому рост цен приводит к увеличению денежной массы в обращении;
- концепции Г. Торнтона и «правилу Палмера», названному по имени Дж.Х. Палмера, управляющего Банком Англии (с 1811 г.), согласно которому кредитная экспансия вызывает сокращение золотых запасов центрального банка (ЦБ);
- банковскому «Закону Пиля» (1844), который отделил банковские операции от выпуска денег и ввел резервные требования к денежной массе.
Авторы также рассмотрели неоклассическую монетарную теорию, которая в их интерпретации представляет собой синтез отдельных элементов концепций Л. Вальраса и К. Викселля, поддерживавших идею нейтральности денег. Вальрас разработал систему уравнений, основанных на модели обмена, в которой деньгам не отводилось никакой роли (закон Вальраса). Викселль применил равновесный подход к анализу денег и предложил различать два типа процентных ставок: 1) естественную, которая соответствует предельной производительности капитала и уравновешивает спрос и предложение на заемные средства, и 2) банковскую, которая устанавливается финансовыми властями. Выделение двух типов процентных ставок позволило сформулировать основное условие стабильности цен следующим образом: цены могут быть стабильными, только если денежная масса увеличивается теми же темпами, что и производительность.
Авторы подчеркивают, что подход Викселля впоследствии был синтезирован в знаменитом уравнении обмена И. Фишера, а также лег в основу модели 18-ЬМ Дж. Хикса.
Гипотеза рациональных ожиданий новых классиков 1980-х годов представляется авторам ключевой при обосновании предположения о нейтральности денег. Новые кейнсианцы опровергают данную гипотезу, ссылаясь на несовершенства рынка, прежде всего на асимметричность информация. И те и другие признают дефекты рыночного механизма, но для первых они носят экзогенный характер и являются производными от институциональных решений, а для вторых они являются следствием несовершенного поведения экономических агентов.
В результате дискуссий сформировался новый неоклассический синтез, в рамках которого деньги рассматриваются всего лишь как единицы счета и скрывают несовершенства и асимметрию рынка, что, по мнению авторов, искажает реальность.
Авторы обращаются к посткейнсианской теории денег, зачатки которой находят в работах К. Маркса и Дж.М. Кейнса. В отличие от ортодоксальной теории посткейнсианцы рассматривают деньги в качестве составной части производственного процесса, подчеркивая роль банковского сектора в кредитовании бизнеса и потребителей. В соответствии с принципом эффективного спроса компании предъявляют спрос на кредит, основываясь на ожиданиях прибыли, поэтому денежная масса не может быть произвольно изменена ЦБ, а деньги не могут рассматриваться как нейтральные. Основная идея посткейнсианцев заключается в отрицании той зависимости между денежной массой и общим уровнем цен, которая предполагалась в количественной теории. Они рассматривают только денежный поток, связанный с начальным этапом «денежной схемы», когда создание денег зависит от ожиданий производителей. Согласно их взглядам, эндогенность денежной массы может быть проанализирована на трех уровнях.
1. Компании - банки. Денежно-кредитная экономика предполагает признание основной роли частных банков, поскольку компании осуществляют производство благодаря банковским кредитам, которые предполагают выпуск денег и, следовательно, увеличение денежной массы. Создание банками финансовых ресурсов радикально меняет причинно-следственную связь между сбережениями и инвестициями в неоклассической экономике.
2. ЦБ - остальные банки. После того, как в ответ на потребности экономики, увеличивается объем кредитов и, следовательно, масса денег, ЦБ вынужден предпринимать меры, чтобы стабилизировать экономические переменные на желаемом уровне.
3. Государство - банковская система. Государственные облигации аналогичны займам, предоставляемым банками бизнесу. Когда государство выпускает облигации, это влияет на общий уровень доходов, а следовательно, на расходы в частном секторе и на банковские резервы.
С точки зрения авторов, посткейнсианская теория опровергает следующие гипотезы неоклассиков: 1) резервы банков опреде-
ляют предложение денег; 2) существует естественная процентная ставка, зависящая исключительно от рынка; 3) дефицит бюджета, финансируемый за счет выпуска облигаций, влияет на рост процентных ставок.
Проведенный анализ позволил утверждать, что способность банковской системы создавать деньги путем финансирования производства является важнейшим элементом современной капиталистической системы. По мнению авторов, частный сектор сам по себе не способен инициировать адекватные изменения денежной массы. Авторы призывают переосмыслить роль денег в традиционных и неоклассических моделях. Они предлагают обратиться к синтезу идей К. Маркса, Й. Шумпетера, Дж.М. Кейнса и Х.Ф. Мински в русле посткейнсианской теории, что может стать основой для поиска более совершенной экономической теории, отвечающей вызовам современной экономики.
Н. А. Коровникова
2017.02.005. ПАНИКО К., ПИНТО А. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДА И РАЗМЕР ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА. PANICO C., PINTO A. Income distribution and the size of the financial sector // Centro Sraffa working papers. - 2015. - N 15, December. -P. 1-21.
Ключевые слова: распределение доходов; экономический рост; финансовый сектор; финансиализация экономики.
Авторы поставили задачу выяснить, каким образом финансовый сектор, значительно увеличившийся за последние десятилетия, повлиял на рост неравенства.
Анализ статистических данных свидетельствует о том, что после 1978 г. в мировой экономике произошли серьезные изменения, связанные с ростом размеров финансового сектора. Например, в США были отмечены: 1) рост оборота фирм, специализирующихся на финансовых операциях, при одновременном росте неравенства доходов населения; 2) увеличение доли прибыли в структуре ВВП при одновременном сокращении доли заработной платы; 3) более значительный уровень прибыли в финансовом секторе по сравнению с нефинансовым (отношение прибыли финансового сектора к прибыли нефинансового сектора увеличилось с 0,257 в