Научная статья на тему '2017.01.030. РАЙНЕР А. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВА ЕВРОПЕЙСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА. RAINER A. L’ÉTAT DE DROIT COMME FONDAMENT DU CONSTITUTIONNALISME ЕUROPéEN // REVUE FRANçAISE DE DROIT CONSTITUTIONNEL: NUMéRO SPéCIAL. - P., 2014. - DéCEMBRЕ, N 100. - Р. 769-776'

2017.01.030. РАЙНЕР А. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВА ЕВРОПЕЙСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА. RAINER A. L’ÉTAT DE DROIT COMME FONDAMENT DU CONSTITUTIONNALISME ЕUROPéEN // REVUE FRANçAISE DE DROIT CONSTITUTIONNEL: NUMéRO SPéCIAL. - P., 2014. - DéCEMBRЕ, N 100. - Р. 769-776 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
74
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ЕВРОПЕЙСКОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017.01.030. РАЙНЕР А. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВА ЕВРОПЕЙСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА. RAINER A. L’ÉTAT DE DROIT COMME FONDAMENT DU CONSTITUTIONNALISME ЕUROPéEN // REVUE FRANçAISE DE DROIT CONSTITUTIONNEL: NUMéRO SPéCIAL. - P., 2014. - DéCEMBRЕ, N 100. - Р. 769-776»

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

2017.01.030. РАЙНЕР А. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВА ЕВРОПЕЙСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА. RAINER A. L'État de droit comme fondament du constitutionnalisme Еигорёеп // Revue française de droit constitutionnel: Numéro spécial. -P., 2014. - Décembre, N 100. - Р. 769-776.

Ключевые слова: конституционализм; европейское конституционное право; правовое государство; индивидуализация.

Небольшая статья профессора университета в немецком городе Регенсбург посвящена особенностям развития европейского конституционного права на современном этапе. Она начинается словами: «Современный конституционализм в Европе характеризуется антропоцентрическим сближением посредством все увеличивающегося концептуального сходства на национальном, наднациональном и концептуальном уровнях, как и первостепенной ролью правового государства» (с. 769).

По мнению автора, первый аспект этого сближения выражается в индивидуализации (выделено автором) конституционного права, в необходимости эффективной защиты индивида и его основных прав - и по содержанию и в функциональном плане. Окончательный результат этой защиты включает устранение всех угроз, существующих в настоящее время и могущих существовать в будущем, независимо от ясности или неопределенности формулировок в конституционных текстах. Исходя из того, что конституция является «живым» инструментом, определяющим юридические основы на неопределенный период времени, защита индивида находится в постоянном развитии, приспосабливаясь к социальным изменениям, технологическому прогрессу, новым угрозам и т.д.

Основными средствами адаптации конституционного порядка к текущим изменениям являются конституционные реформы и

динамическая интерпретация текстов, в частности относящихся к сфере таких ценностей, как свободы и основные права, а также демократия, правовое государство, социальное государство (потому что социальные права существуют в большинстве стран), «открытость государства и т.д.» (с. 770). Названная интерпретация осуществляется судьями, в частности конституционными судьями, которые играют в этом процессе первостепенную роль. Таким образом, судья компетентен и даже обязан адаптировать и дополнять логичную систему ценностей для эффективной защиты индивида. Ему принадлежит право интерпретировать и формулировать конституционные гарантии и даже конкретизировать основной принцип личной свободы, присущий каждой демократической и плюралистической конституции, даже если она не содержит особых гарантий, которые могли бы быть адаптированы к новым условиям. Пункт 1 ст. 2 Основного закона Германии 1949 г. устанавливает: «Каждый имеет право на развитие своей личности, поскольку оно не нарушает прав других и не посягает на конституционный порядок или нравственный закон». Согласно практике Конституционного суда ФРГ названная норма содержит общий принцип личной свободы: если текст конституции не предоставляет специальных гарантий, то применяется указанная статья. Вследствие такого положения защита индивида всегда носит сложный характер. Судья анализирует наиболее близкие к рассматриваемой ситуации гарантии и, применяя динамическую интерпретацию, изыскивает средства расширить значение концепции, относящейся к этой гарантии. Таким образом, даже конституция не всегда содержит общие положения о личной свободе.

Сущностная эффективность защиты индивида, предоставляемая конституцией, соединена с функциональной эффективностью. Этот аспект относится к функционированию конституционных гарантий и, в частности, к определению пределов ограничения свобод и основных прав. По общему правилу в Европе такие ограничения могут осуществляться только законом, который должен иметь «главное содержание» гарантий и удовлетворять требованиям пропорциональности. Такая защита эволюционирует во времени в рамках европейского конституционализма, иногда имея различную терминологию (с. 771).

Вторая особенность существующего в настоящее время европейского конституционализма - появление в праве феноменов конституционализации и интернационализации. Институционали-зация означает взлет значения конституции и придание первостепенной роли конституционной юстиции. Наблюдение за конституционностью законодательства преобразует формальное правовое государство в сущностное правовое государство; конституционность законодательства обязывает государственные власти реали-зовывать во всех аспектах своей деятельности фундаментальные ценности справедливости, достоинства и свободы индивида.

Конституционализация является выражением новой концепции правового государства; она объединяет (unificateur), сплачивает «добрый порядок» в сообществе, определяемый конституцией, с защитой индивида. Благо индивида - основная часть названного «доброго порядка».

Конституция закрепляет наиболее значительные аспекты правового государства, а именно демократию, отношениями между государственными властями и индивидуумами, «правление права» (régne du droit); следовательно, она требует, чтобы государство все свои действия подчиняло праву и соблюдало надгосударственное право. Государство является базовой точкой конституционной архитектуры, объединяя базовые ценности конституционного порядка. Эти ценности группируются вокруг индивида и составляет основу его политического самоопределения, образуют коллективное право для реализации ценностей демократии и индивидуальное право индивида на защиту от незаконного посягательства государственных властей (с. 772). Таким образом, индивид находится в центре правового государства, которое обеспечивает его свободу в личных, экономических и политических действиях и гарантирует существование демократии в качестве права участия и институциональной ценности.

Демократия и правовое государство не могут противостоять друг другу; эти два института обусловливают друг друга. Конституция является базовым актом демократии; соблюдение конституции в правовом государстве есть реализация демократии. Следовательно, свобода и демократия являются опорой конституционного права. Демократия имеет конечной целью реализацию свободы индивида в качестве члена общества и обеспечивает его право политического

самоопределения. Отсюда следует, что функциональное единство основных ценностей государства на горизонтальном уровне возможно в правовом государстве как эпицентре этих ценностей (с. 773).

Существует и вертикальное функциональное единство правового государства и его базовых ценностей. «Открытое» государство является связывающим элементом горизонтального и вертикального «изменений» правового государства. В «вертикальное» единство входит «конституционный европейский блок», который включает национальные конституционные концепции, конвенционные акты, а для членов Европейского союза - наднациональные (сюпранациональные - supranational) концепции. Эти три европейских правопорядка конституционного права автономны, но взаимозависимы и в некоторой степени взаимодействуют друг с другом.

Автор считает, что традиционный термин «конституционное право» характерен и законен для национального правопорядка, тогда как наднациональные и конвенциональные правопорядки, основанные на договорах, составляют конституционное право функционального типа. Национальные основные права и свободы более достижимы только в рамках Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., которая в функциональном плане влияет на национальное конституционное право. Даже если эта Конвенция допускает некоторые разночтения регулирования в государствах - участниках этой Конвенции, она четко определяет содержание национальных прав и возможности их применения. Национальные конституции могут указывать на свою интерпретацию Конвенции, как это делает, например, п. 2 ст. 10 Конституции Испании 1978 г.: «Нормы об основных правах и свободах, признаваемых конституцией, должны рассматриваться в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, международными договорами и соглашениями по тем же вопросам, ратифицированным Испанией». Такая же обязанность возлагается на судебную практику в ФРГ.

В результате конституционный правопорядок открывается для внешнего, т.е. международного права, гармонизируя ценности. Французский конституционный совет подчеркивает, что значение правового государства не должно ограничиваться внутренним правом, оно должно интегрировать и внешнее право. Принцип правового государства связывает два правопорядка, позволяющих гар-

монизировать правовые концепции, поскольку существующие правовые механизмы предусматривают включение международного права во внутренний правопорядок. Правовое государство в результате усиливается за счет концептуальной связи между национальными и международными сферами права.

Защита прав человека в Европейском союзе усилилась и в результате принятия Хартии основных прав и свобод ЕС, имеющей обязательную юридическую силу для государств - членов ЕС и ставшей составной частью Лиссабонского договора. Хартия способствует концептуальной гармонизации на национальном и наднациональном уровнях и предоставляет некоторые возможности для интерпретации гарантий, которые не закреплены в конституциях стран Союза (с. 775).

В результате, по мнению автора, можно констатировать, что в Европейском союзе существует функциональное вертикальное единство конституционных правопорядков на трех уровнях, а именно на национальном уровне, на уровне Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и на уровне Хартии основных прав и свобод Союза.

В заключение автор еще раз подчеркивает, что «правовое государство образует фундамент и апогей конституционного правопорядка, центр основных ценностей государства - демократии и защиты индивида. Это «горизонтальное функциональное единство». Концепция государства, «открытого» для Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, гармонизирует с национальными ценностями. Наднациональный механизм Хартии об основных правах Европейского союза инкорпорируется во внутренний правопорядок. Правовое государство включает во внешнем своем значении эти феномены, которые приводят к «вертикальному функциональному единству» ценностей (с. 776). _

В. В. Маклаков

2017.01.031. МАШНИЦКИ Е. КОНТРОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ИНСТРУМЕНТОВ, ИМПЛЕМЕНТИРУЮЩИХ ВТОРИЧНОЕ ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.

МА8МСК1 I Коп1хо1а кош!у1;ису.|по8а 1ш1гитеп1;о'№ 1тр1етеп1:иуа-сусИ рга^ю росИо^е Шй Europejskiej // Раш1-№о 1 Рга-№о. -2015. - N 6. - 8. 67-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.