внутри страны между рыночной и раздаточной экономикой и как ее осуществлять, требуются самостоятельные исследования. Если главенство раздаточной экономики не сможет обеспечить требуемый экономический рост, то, по мнению автора, вероятен очередной период активизации квазирыночных отношений.
М.А. Положихина
2016.04.060. ЭВОЛЮЦИЯ, СПЕЦИФИКА И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ РЕСУРСОДОБЫВАЮЩЕГО РЕГИОНА (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) / Арасланов Р.К., Богомолова Л.Л., Исламутдинов В.Ф. и др.; Под науч. ред. Исла-мутдинова В.Ф.; Югор. гос. ун-т. - Ханты-Мансийск, 2015. - 443 с.
Ключевые слова: экономические институты; институциональные ловушки; региональная экономика; ресурсодобывающий регион; Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.
В настоящее время институциональная экономика является самым динамично развивающимся направлением экономической науки, как за рубежом, так и в России, указывает автор. Однако в региональных исследованиях институциональный подход пока используется мало. Между тем его применение в региональном анализе и при выработке мер региональной политики представляется весьма продуктивным, поскольку позволяет учитывать такие феномены, как нормы и правила, экономическое поведение, межфирменные контракты, социальные сети и др., а также принимать во внимание зависимость траектории развития от уже пройденного пути.
В исследовании высказано утверждение о том, что развитие любого экономического субъекта, как макро-, так и микроуровня, определяется набором окружающих его институтов, их эволюцией, спецификой и эффективностью. Причем следует признать непосредственную связь экономических институтов (несмотря на определенную самостоятельность в их развитии) с политическими институтами, в первую очередь с институтами власти. Соответственно, автор выделяет четыре этапа в развитии экономических институтов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее Югра): 1991-1993 гг. - этап институционального вакуума (когда после
слома социалистической системы новые экономические институты только зарождались); 1994-2002 гг. - этап формирования институциональной среды, в том числе за счет импорта экономических институтов; 2003-2010 гг. - этап спокойного функционирования сложившихся экономических институтов; 2011-2015 гг. - этап назревания необходимости реформ институциональной среды в целом и экономических институтов в частности.
Анализ этапов развития экономических институтов Югры позволяет автору утверждать, что в целом они развивались примерно по тому же сценарию, что и в других регионах России. Отмечается лишь некоторое отставание в развитии, свойственное для всех периферийных регионов России, а также более быстрая деградация экономических институтов в период кризиса.
Далее в работе рассматриваются специфика и институциональные ловушки, присущие экономическим институтам Югры, а также возможные перспективы их преодоления.
Ловушка политической ренты, которая проявляется в неполной легитимности и защищенности частной собственности от государства, не является специфической для Югры и распространена по всей России. Вероятность выхода из данной ловушки невысока, поскольку требует реформирования не столько самого института собственности, сколько политических институтов власти.
Ловушка инсайдерской ренты проявляется в отсутствии реального контроля за собственностью со стороны акционеров и является продолжением предыдущей. Она также не специфична для региона. Условия для выхода из данной ловушки могут возникнуть под воздействием антироссийских санкций, когда для того, чтобы привлечь инвестиции, владельцам компаний придется обратиться на внутренний фондовый рынок. Это потребует изменения правил игры, в частности сделать отчетность более прозрачной и предоставить больше прав миноритариям.
Ловушка производного характера предпринимательской деятельности (разновидность ловушки рентоориентированного поведения) специфична для Югры, хотя распространена и в других регионах России с преобладанием добывающего или военно-промышленного сектора в экономике. Эта ловушка может прекратить существование самостоятельно, особенно в условиях кризиса,
снижения прибылей крупных компаний и доходов регионального бюджета.
Ловушка моногородов - наиболее характерна для Югры, хотя в России есть еще несколько регионов с такой же большой долей моногородов. Возможность выхода из данной ловушки невелика, поскольку требует политической воли. Однако она может исчезнуть и естественным путем одновременно с исчезновением моногородов. В Югре такой сценарий представляется наиболее вероятным, поскольку население региона отличается значительной мобильностью.
Ловушка нефтяной ренты также весьма характерна для Югры (хотя похожие ловушки существуют и в других ресурсодобывающих регионах). Эта ловушка может прекратить существование особенно в условиях кризиса и снижения цен на нефть. Однако для того чтобы это произошло, необходимо дальнейшее падение цен на нефть и их сохранение на низком уровне в течение довольно длительного периода (10-15 лет).
Ловушка преобладания вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Выход из данной ловушки возможен только в результате развития инфраструктуры нефтегазовой отрасли, т.е. распространения аренды или лизинга нефтегазового оборудования, доступа к транспортным схемам и т.д., а также благодаря более жесткой политике предоставления лицензионных участков.
Ловушка избыточной рентабельности экспорта нефти уже начинает разрушаться, как под влиянием падения мировых цен на нефть, так и в результате налогового маневра.
Ловушка отсутствия стимулов для развития налоговой базы по региональным и местным налогам присуща всем регионам России, но в Югре она проявляется наиболее ярко. Эволюционным путем выход из данной ловушки невозможен, необходима политическая воля федеральной власти.
Ловушка неэффективности расходования бюджетных средств. Данная ловушка может быть преодолена за счет внедрения инновационных инструментов в систему государственного управления, в частности одним из них может стать краудсорсинг.
Ловушка рациональности институтов кредитования (разновидность ловушки инсайдерской ренты применительно к банковской системе). Данная ловушка имеет все шансы на преодоле-
ние, и здесь следует отметить усилия Центробанка России по санации банковской системы.
Ловушка системы страхования вкладов (рост оппортунизма как со стороны руководства малокапитализированных банков, так и со стороны вкладчиков). Выход из данной ловушки возможен путем внедрения системы дифференцированных или корректируемых с учетом риска взносов банков в систему страхования.
Ловушка института лизинга (повышенная доля расходов на обслуживание кредитов). Путем выхода из нее может стать переход к привлечению средств для лизинговой деятельности не на кредитном рынке, а на других рынках с «длинными» и «дешевыми» деньгами, как это происходит в развитых странах.
Ловушка неэффективности системы экологических санкций. Выходом могло бы стать значительное усиление экологических санкций с одновременным совершенствованием системы экологического контроля и мониторинга.
Ловушка высоких заработков работников. Выход из данной ловушки возможен только при диверсификации экономики региона. Кроме того, она может быть преодолена естественным путем за счет постепенного выравнивания заработной платы в Югре и в других регионах России.
Ловушка избыточности имущественного комплекса медицинских учреждений, созданного в 2000-е годы. Для преодоления данной ловушки необходимо полностью вывести сельскую медицину из системы медицинского страхования и финансировать по бюджетной смете.
Ловушка невозможности установления единых страховых тарифов для всей сети лечебных учреждений региона. Для выхода из этой ловушки необходимо законодательное закрепление на уровне округа пусть дифференцированных, но экономически обоснованных единых тарифов на медицинские услуги и вывод сельской медицины из системы ОМС.
Ловушка получения «северной» пенсии по месту прописки. Данная ловушка может быть преодолена за счет введения именных «северных» пенсий, привязанных к конкретному получателю и не зависящих от региона проживания пенсионера.
Ловушка отсутствия предложения инноваций характерна не только для Югры, но и для всей России. Автор считает, что можно
надеяться на ее разрушение, поскольку система финансирования науки в последнее время стала более понятной и эффективной, а значит, в среднесрочной перспективе следует ожидать роста научно-технического потенциала Югры и соответствующего роста предложения инноваций.
Ловушка больших денег и завышенных запросов является специфической для Югры и представляет собой разновидность ловушки рентоориентированного поведения. Она может разрушиться в результате выравнивания ожиданий хозяйствующих субъектов вслед за выравниванием уровня доходов и бюджетных расходов в Югре и на «большой земле».
Ловушка легкодоступных иностранных технологий (разновидность ловушки догоняющего развития) уже разрушается под действием санкций и падения курса национальной валюты. Однако она может сохраниться, если нефтяные компании найдут возможность обойти санкции, например получат доступ к китайским копиям западных технологий.
Ловушка быстрой окупаемости инвестиций характерна не только для Югры, но и для ряда других субъектов РФ. Одним из способов ее преодоления в Югре может быть создание дополнительных институтов поддержки инвестиций, таких как, например, Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, который нацелен на содействие в реализации долгосрочных инфраструктурных проектов.
Ловушка процентной ставки по субсидии в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП). Увеличение ключевой ставки, позволяющее повысить сумму компенсаций, может способствовать преодолению этой ловушки. Второй институциональной ловушкой ГЧП является отсутствие гарантий со стороны государства. Данная ловушка может быть преодолена только при внесении изменений в порядок формирования расходов бюджетов всех уровней с учетом гарантий по проектам ГЧП.
Проведенный автором анализ экономических институтов Югры показал, что особенности региона существенно влияют на специфику институтов и на формирование институциональных ловушек. В то же время часть ловушек имеет общесистемный характер, и это касается в первую очередь базовых экономических институтов. Наиболее сильно региональная специфика проявляется в
2016.04.061-062
эволюции социально-экономических институтов и институтов развития. Однако остается дискуссионным вопрос о том, что первично: региональные экономические институты или экономическое развитие региона. По мнению автора, однозначного ответа здесь нет и необходимо изучение коэволюции региональных институтов и региональной экономики.
М.А. Положихина
2016.04.061-062. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ИТАЛИИ И ФРАНЦИИ С РОССИЕЙ. (Сводный реферат).
2016.04.061. SIDDI M. Privileged partners? Italy should use its leverage for constructive policies towards Russia // FIIA Briefing paper. -Helsinki: FIIA, 2016. - N 197 (June). - 8 p. - Mode of access: http:// www.fiia. fi/en/publi cation/598/privileged_partners/
2016.04.062. CADIER D. Detour or direction? The europeanisation of France's policies towards Russia // FIIA Briefing paper. - Helsinki: FIIA, 2016. - N 195 (May).-9 p. - Mode of access: http://www.fiia.fi/ en/publication/591/detour_or_direction/
Ключевые слова: Россия; Италия; Франция; экономическое сотрудничество; торговля; экономические санкции.
Отношения между Италией и Россией имеют длительную историю сотрудничества, указывает М. Сидди (061). Их основой признаются развитые экономические контакты и отсутствие существенных противоречий.
Еще в 1960-е годы Италия, подписав один из первых долгосрочных контрактов между СССР и западными странами, начала импортировать нефть и газ из Советского Союза. В 1970 г. итальянская компания «FIAT» начала производство автомобилей в Советском Союзе. В постсоветский период наблюдался резкий подъем двусторонней торговли, особенно после восстановления экономики России в 2000-е годы. На сегодняшний день более 500 итальянских компаний работают в России. Энергетическая компания «ENEL» и машиностроительный холдинг «Finmeccanica» сделали крупные инвестиции в стране. В 2013 г. итальянский экспорт в Россию достиг более 10,7 млрд евро, в то время как российский экспорт в Италию составил свыше 20 млрд евро. В период с 2008