Научная статья на тему '2016. 04. 018. Общедоступные генетические ресурсы: справедливость и инновации в международном регулировании биологического разнообразия. Common pools of genetic resources: equity and innovation in international biodiversity law / Ed. By Evanson Chege Kamau, Gerd Winter. - L. ; N. Y. : Routledge, 2013. - ХХV, 456 p'

2016. 04. 018. Общедоступные генетические ресурсы: справедливость и инновации в международном регулировании биологического разнообразия. Common pools of genetic resources: equity and innovation in international biodiversity law / Ed. By Evanson Chege Kamau, Gerd Winter. - L. ; N. Y. : Routledge, 2013. - ХХV, 456 p Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
90
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рёрихт А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 04. 018. Общедоступные генетические ресурсы: справедливость и инновации в международном регулировании биологического разнообразия. Common pools of genetic resources: equity and innovation in international biodiversity law / Ed. By Evanson Chege Kamau, Gerd Winter. - L. ; N. Y. : Routledge, 2013. - ХХV, 456 p»

2016.04.018. ОБЩЕДОСТУПНЫЕ ГЕНЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ: СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ИННОВАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ. Common pools of genetic resources: Equity and innovation in international biodiversity law / Ed. by Evanson Chege Kamau, Gerd Winter. -L.; N.Y.: Routledge, 2013. - ХХУ, 456 p.

Ключевые слова: генетические ресурсы; международное регулирование; биологическое разнообразие.

Коллективная монография, подготовленная авторами из разных стран под руководством Эвансон Чеге Камау и Герда Винтера в рамках многолетнего проекта, поддерживаемого Европейской комиссией, является очередным отчетом об исследовании проблемы общего доступа к генетическим ресурсам и распределению выгод от их использования. В книге отражен комплексный подход к проблеме, что проявилось в ее структуре. Она разделена на четыре части, названные: «Локальный подход», «Национальный подход», «Трансграничный подход» и «Международный подход».

В предисловии Лиле Гловка (Lyle Glowka), представляющая Секретариат Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г., отмечает, что Нагойский протокол, с одной стороны, подтверждает принцип суверенного права государств на генетические ресурсы, а с другой - вносит коррективы в ранее абсолютный характер этого принципа, указывая, что в некоторых обстоятельствах права общего доступа к генетическим ресурсам и совместное их использование являются одним из путей решения глобальной задачи по справедливому и равному распределению выгод (с. XXI).

Государства, являющиеся источником генетических ресурсов, стремятся достичь равновесия между ожиданиями материальных выгод и нематериальных благ в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Государства, в которых находятся пользователи генетических ресурсов, осознали потребность в предотвращении их недобросовестного распределения и (или) использования, а также необходимость содействия в распределении благ, связанных с их использованием.

В предисловии редакторов издания подчеркивается, что опыт реализации Конвенции ООН о биологическом разнообразии 1992 г. заложил основу для современных подходов, которые реализуются в

настоящее время1. Очевидная простота концепции доступа к генетическим ресурсам и совместному использованию выгод, которая основана на взаимодействии между поставщиком и пользователем генетических ресурсов, во многих случаях не учитывала сложность реализации такого взаимодействия. Потребность в правовой определенности, предотвращении неправомерного распределения и злоупотреблений сделала необходимым принятие в 2010 г. Нагой-ского протокола регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции о биологическом разнообразии (далее - Нагойский протокол).

Однако результаты обмена генетическими ресурсами и распределения благ от их использования могут разочаровать поставщиков таких ресурсов, поскольку они не участвуют в исследованиях и разработках в этой сфере. Отсутствие вовлеченности в исследования сторон, на территории которых есть генетические ресурсы, затрудняет определение происхождения. Поэтому некоторые из сторон, обладающих правами на один и тот же ресурс, могут быть исключены из распределения выгод, что ставит под угрозу реализацию принципов равенства и справедливости, закрепленных в Конвенции о биологическом разнообразии. По мнению редакторов книги, подход, основанный на общем доступе, должен дополнять принцип двусторонних договоренностей. И поэтому книга посвящена описанию и анализу существующих общих ресурсов, их структуры и управления ими с точки зрения совместных исследований, их использования и распределения выгод от такого использования в целях выработки предложений по дальнейшему развитию таких ресурсов на основе соответствующих положений Конвенции о биологическом разнообразии и Нагойского протокола (с. XXIII).

Во введении, написанном Гердом Винтером (Gerd Winter), представлен обзор общеправовых, теоретических и практических проблем общего доступа к генетическим ресурсам и связанных с

1 Как следует из ст. 3 Нагойского протокола, он применяется к генетическим ресурсам в рамках сферы действия ст. 15 Конвенции и к выгодам от использования таких ресурсов. Протокол применяется также к традиционным знаниям, связанным с генетическими ресурсами, в рамках сферы действия Конвенции и к выгодам от применения таких знаний. - Прим. реф.

ними источников традиционного и современного знания. В издании описаны и характер собственно генетических ресурсов (например, естественный или культивируемый, биологический материал или база данных и др.), и уровень правового регулирования (региональный, национальный, трансграничный и международный).

Герд Винтер указывает, что «многие виды генетических ресурсов имеют трансграничную организацию, где трансграничное управление подразумевает такое управление, которое основано скорее на самоорганизации участников, чем проистекает из деятельности государства, и действует безотносительно государственных границ» (с. 6)1.

В части первой книги исследуются ресурсы локального уровня, проблемы охраны генетических ресурсов и защиты прав местного населения на доступ к ним, а также организация противодействия злоупотреблениям фармацевтических и иных компаний (в том числе, связанным с нарушением законодательств), эксплуатирующих «невежество» местного населения и местных властей. В этой части описаны: общедоступные традиционные знания на примере народных целителей Кукула в Бушбакбридже (биосферный резерват Крюгер-ту-Кэньонз, ЮАР); общедоступные традиционные знания и связанные с ними генетические ресурсы; традиционная медицина Пакари и борьба за здоровье, охрану окружающей среды и распределение выгод; роль фермеров Анд в поддержании и обеспечении доступности биоразнообразия возделываемых культур.

В части второй характеризуются национальные подходы развития стратегии общей доступности в отношении генетических ресурсов для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства Малайзии (Г. Сингх Ниджар / Gurdial Singh Nijar); общедоступные генетические ресурсы Бразилии (Дж. Сантилли / Julianna Santilli); вопросы использования общедоступных традиционных медицинских знаний в Китае (Тзяньбао Цин / Tianbao Qin) и общего доступа в аквакультуре (исследование механизма доступа к

1 Более подробно о концепции трансграничного регулирования см.: Dilling O., Herberg M., Winter G. Introduction: Exploring transnational administrative rule-making // Transnational administrative rule-making: Performance, legal effects and legitimacy / Dilling O., Herberg M., Winter G. eds. - Oxford: Hart риЬ^Ыгщ, 2011. -P. 1-20.

генетическим ресурсам и совместному использованию выгод и инструментов sui generis (М. Валлё Тведт / Morten Wall0e Tvedt). Указанный автор, в частности, приходит к выводу, что отнесение Норвегией лосося или других генетических ресурсов к общедоступным для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства путем использования своих суверенных прав как стороны в Конвенции о биологическом разнообразии, не отвечает национальным интересам государства. Сохранение баланса интересов при отнесении каким-либо государством своих генетических ресурсов к общедоступным должно быть неразрывно связано с возложением обязанности на частных патентодержателей предоставлять «общий доступ» к праву пользования патентами, связанными с использованием «общедоступных генетических ресурсов» (с. 187).

В части третьей С. Лоуафи (Sélim Louafi) и М. Хлоен (Marie Schloen), рассматривают практики обмена генетическими ресурсами для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства, использование таких ресурсов и режим доступа к генетическим ресурсам и совместному использованию выгод. Иной аспект проанализирован Т. Дьдьевердере (Tom Dedeurwaerdere), А. Броджиа-то (Arianna Broggiato) и Д. Маноу (Dimitra Manou), которые рассматривают научные достижения всеобщего значения по Нагойскому протоколу с точки зрения управления общедоступными генетических ресурсами микроорганизмов.

Проблемы коллекций генетических ресурсов, хранящихся ex situ, раскрывает К. Годт (Christine Godt; современный подход к банкам данных о морских организмах - Г. Детлеф Бевис Феддер (Gorch Detlef Bevis Fedder). Взгляды К. Годт и Г. Детлеф Бевис Феддера о режиме доступа к механизму использования выгод представляют заочную дискуссию, в основе которой лежит необходимость согласования общезначимых интересов в сохранении биологического разнообразия и экономических интересов отдельных участников. Если Годт полагает, что некоммерческий характер механизма доступа в долгосрочной перспективе приведет к «подрыву доверия к нему со стороны участвующих в нем государств» (с. 261), то Детлеф Бевис Феддер полагает неотъемлемым атрибутом участия государств в таком механизме «полный отказ от извлечения какой бы то ни было экономической выгоды» (с. 281).

Завершает эту часть глава «Знания всеобщего значения, интеллектуальная собственность и режим доступа к генетическим ресурсам и совместному использованию выгод», автором которой является Герд Винтер.

Часть четвертая «Международный подход» содержит информацию о доступе к генетическим ресурсам и совместному использованию выгод, о вопросах правосудия и доступности в контексте Нагойского протокола (П.-Т. Столл / Peter-Tobias Stoll), системе обеспечения готовности к пандемическому гриппу Всемирной организации здравоохранения как совместном ресурсе в сфере охраны здоровья населения (М. Уилке / Marie Wilke), о многосторонней системе Международного договора о растительных генетических ресурсах для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства, опыте применения и путях совершенствования (Эвансон Чеге Камау / Evanson Chege Kamau), исследовании основ формирования общей доступности в Восточной Африке (Эвансон Чеге Камау / Evanson Chege Kamau), общедоступных генетических ресурсах моря как возможном механизме для целей будущего многостороннего соглашения о сохранении биологического разнообразия за пределами национальной юрисдикции (Томас Грейбер / Thomas Greiber).

Особый интерес представляют выводы указанных авторов. Так, оценивая потенциал ст. 10 Нагойского протокола, Петер-Тобиас Столл пишет, что ее положения «не столько являются решением проблемы, сколько обозначают очередную точку отсчета для продолжения дискуссии и переговоров о способах распределения мировых генетических ресурсов и обеспечения равного и справедливого распределения выгод» (с. 313).

Мари Уилке провела параллель между системой обеспечения готовности к пандемическому гриппу Всемирной организации здравоохранения (Pandemic Insluenza Preparedness Framework for the Sharing of Influenza Viruses and Access to Vacines), принятой Ассамблей ВОЗ в мае 2011 г. как совместном ресурсе в сфере охраны здоровья населения, и механизмами распределения выгод, предусмотренных Нагойским протоколом, и пришла к выводу, что обе системы «настолько успешны, насколько их участники стремятся к сотрудничеству» (с. 337). Эвансон Чеге Камау на основе анализа концепции двустороннего согласования общего доступа к выгодам,

предусмотренным Нагойским протоколом, и реалий восточной части Африки, приходит к заключению о том, что «несправедливость может быть устранена путем формирования региональных режимов общего доступа» (с. 395) в отношении ресурсов, находящихся под национальной юрисдикцией или распределенных между различными национальными юрисдикциями.

Что касается генетических ресурсов моря, расположенных за пределами национальных юрисдикций, то Томас Грейбер полагает, что концепция общего доступа, предусмотренная Нагойским протоколом, формирует «предпосылки к созданию благ для мирового сообщества в целом», а также способствует достижению целей Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (с. 412).

А.А. Рёрихт

2016.04.019. МОРГЕРА Э. НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО: ВКЛАД КОНВЕНЦИИ О БИОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ В МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

MORGERA E. Against all odds: The contribution of the Convention on biological diversity to international human rights law // Unity and diversity of the international law: Essays in honour of professor Pierre-Marie Dupuy / Ed. by Denis Alland, Vincent Chetail, Olivier de Frouville and Jorge E. Vinuales. - Leiden; Boston: Martinus Nijhoff publ., 2014. -P. 983-995.

Ключевые слова: Конвенция ООН о биологическом разнообразии 1993 г.; окружающая среда; права человека.

Конвенция ООН о биологическом разнообразии 1992 г. (далее - Конвенция), как пишет Элиза Моргера - старший преподаватель глобального экологического права и директор магистерской программы «Глобальная окружающая среда и право изменения климата» школы права Университета Эдинбурга, ранее не рассматривалась в правозащитном контексте. Представители коренных народов и Специальный докладчик по правам коренных народов ООН сетовали, что и документ, принятый в развитие положений Конвенции, - Нагойский протокол регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения (2010) - недостаточно отражает права коренных народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.