МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ
2016.04.006. ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.
An introduction to interdisciplinary research: Theory and practice / Menken S., Keestra M. (ed.). - Amsterdam: Amsterdam univ. press, 2016. - 130 р.
Ключевые слова: дисциплинарная структура науки; междис-циплинарность; коммуникация ученых; интеграция исследовательских подходов.
Руководство «Введение в междисциплинарное исследование: Теория и практика» подготовлено междисциплинарным коллективом авторов для студентов и аспирантов, изучающих социальные и естественные науки. Первая часть книги посвящена теоретическим проблемам современной науки, ее специфике и комплексу новых сложных проблем, которые определяют необходимость объединения когнитивных ресурсов различных дисциплин. Авторы уделяют особое внимание дисциплинарной организации науки, процессу ее исторического формирования, выделяя три группы наук - естественные, социальные и гуманитарные. В работе рассматриваются разные трактовки междицисциплинарности и предлагается ее авторское понимание как интеграции соответствующих концепций, теорий и методологических подходов, а также результатов и идей различных дисциплин. В то же время мультидисциплинарность определяется как объединение дисциплин без интеграции, а ключевая характеристика трансдисциплинарности - взаимодействие ученых и заинтересованных неспециалистов для решения социально значимых проблем. В результате трансдисциплинарного исследования ценности общества оказывают влияние на академическое знание.
Одним из важных факторов развития междисциплинарных исследований является сложность. Английский физик-теоретик и популяризатор науки С. Хокинг говорил, что XXI век - это век сложности, которая ассоциируется с искусственной жизнью, агент-ным моделированием, самоорганизацией, сетевыми организациями, революционизирующими науку.
Первым шагом на пути к междисциплинарной интеграции является коммуникация ученых, связанная не только с эпистемологическими, но и социальными и культурными основаниями науки. Например, в синдроме дефицита внимания и гиперактивности психолог, социолог и биолог видят разные аспекты проблемы, решение которой находится в плоскости совместных усилий этих специалистов. Техники интеграции могут различаться в зависимости от целей, способов объединения, сложности проблемы и желаемого результата.
Вторая часть книги является практическим руководством по организации междисциплинарного исследовательского процесса, который представлен авторами в виде четырехфазной модели. Первая фаза «ориентация» предполагает выявление проблемы и постановку предварительных вопросов, разработку теоретической рамки, методологии и дизайна, доработку исследовательских вопросов; вторая фаза «подготовка» заключается в сборе и анализе данных; третья фаза «данные» предполагает обработку и интерпретацию полученной информации; на заключительном этапе представляются результаты и вопросы для дальнейшего обсуждения проблемы.
В третей части книги анализируется пример междисциплинарного исследовательского проекта по выращиванию растений в воздушной среде без использования почвы, при котором питательные вещества к корням растений доставляются с помощью тумано-образующей системы. Интерес к этой области продиктован как комплексом мировых проблем (нехватка продовольствия в ряде стран мира, экологические проблемы и др.), так и ориентацией Нидерландов на экспорт продукции сельского хозяйства и стратегиями устойчивого развития, принятыми в Евросоюзе. Коллективом анализируемого проекта было выделено пять дисциплин: биология, химия, искусственный интеллект, математика и экономика, определены доминантные области исследовательского интереса, выяв-
лен интерес к выращиванию томатов, сформулированы вопросы относительно вклада новой технологии в устойчивое развитие. Результаты проекта подтвердили гипотезу о вкладе продвинутой формы аэропоники в устойчивое развитие, эффективности таких форм использования водных ресурсов и действенности доставки питательных веществ растениям. Экономическая и экологическая целесообразность позволила сделать вывод о перспективах развития этого направления исследований сельскохозяйственного комплекса. Положительные результаты проекта достигнуты благодаря междисциплинарной интеграции разных дисциплин в общей теоретической рамке решения социально значимой проблемы.
Е.Г. Гребенщикова
2016.04.007. ГОНСАЛЕС К., МЕЙЕР И. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. GONZALEZ C., MEYER J. Integrating trends in decision-making research // Journal of cognitive engineering and decision making. -2016. - Vol. 10, N 2. - P. 120-122. - D0I:10.1177/1555343416655256. -Mode of access: http://edm.sagepub.com/content/10/2Z120/
Ключевые слова: принятие решений; когнитивная инженерия; исследовательские традиции принятия решений; коллективное принятие решений.
Авторы из США (К. Гонсалес) и Израиля (И. Мейер) считают исследование принятия решений (ПР) центральным компонентом когнитивной инженерии, которая, по их мнению, характеризуется «применением принципов и теорий когнитивной науки и психологии в работе над созданием эффективных технологий» (с. 120).
Между тем, пишут авторы, исследование ПР развивается в различных направлениях, которые можно свести к трем разным, но взаимосвязанным исследовательским традициям. Одна из них - это теоретические разработки в экономике, подтверждающие, что люди принимают решения с целью извлечения максимальной пользы и проводят точный расчет возможных потерь и выгод. «Эмпирические экономические исследования человеческого поведения несколько скорректировали эту традицию, обратив внимание на фактор несовершенства, неполноты информационного обеспечения ПР. Достижение максимальной пользы в принципе невозможно и