Научная статья на тему '2016. 03. 030. Вагенляйтнер Н. В. , Никитина Л. Б. Языковой образ политика по данным российских печатных СМИ начала XXI В. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. - 160 с'

2016. 03. 030. Вагенляйтнер Н. В. , Никитина Л. Б. Языковой образ политика по данным российских печатных СМИ начала XXI В. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. - 160 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
120
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВОЙ ОБРАЗ / АНТРОПОЛОГИЯ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ОБРАЗ ПОЛИТИКА / ЧЕЛОВЕК ПОЛИТИЧЕСКИЙ / СЕМАНТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / СЕМАНТИКО-СИНТАКСИЧЕСКАЯ ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ / ЖАНР ПОРТРЕТНОЙ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / ЖАНР ПОРТРЕТНОЙ АГИТАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 03. 030. Вагенляйтнер Н. В. , Никитина Л. Б. Языковой образ политика по данным российских печатных СМИ начала XXI В. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. - 160 с»

В одиннадцатом разделе «Метафоры головных уборов в русской поэзии» основная функция метафоры головного убора в поэтических текстах определяется как усиление антропоморфизма через сближение внутреннего мира человека и внешнего мира. При этом круг лексических единиц в русской поэзии довольно широк1, он значительно шире, чем в идиомах или паремиях: здесь присутствуют шапка, шляпа, венок, лавровый венец, цилиндр, шаль, платок, кокошник. корона, диадема, шлем /шелом и др.: «Взбирался я на гордые скалы, / Увитые туманными чалмами» (М. Лермонтов); «Вот он, сын мой, в светлом облаке, / В шлеме утренней зари» (А. Блок); «Вот опять этот черный / На кресло мое садится, / Приподняв свой цилиндр / И откинув небрежно сюртук» (образ дьявола у С. Есенина); «Заворожи, как дымчатой вуалью, / Моих садов мучительную даль» (образ печали у Н. Гумилева). Поэтическая интерпретация этих образов способствует приращению ценностно значимого содержания элементов костюмного кода в культуре.

В заключении автор отмечает: «То, как головной убор описан и представлен в языке, соотносится по смысловому объему со всем накопленным в истории "культурным багажом" у головного убора как костюмного предмета, вещи, которая выполняла и выполняет простую. повседневную, бытовую или производственную функцию, но также играла и играет более сложную, символизированную, роль в жизнедеятельности человека» (с. 321).

Монография завершается кратким перечнем и описанием головных уборов и серией рисунков отдельных видов головных уборов.

Е.О. Опарина

ЛИНГВОАНТРОПОЛОГИЯ

2016.03.030. ВАГЕНЛЯЙТНЕР Н.В., НИКИТИНА Л.Б. ЯЗЫКОВОЙ ОБРАЗ ПОЛИТИКА ПО ДАННЫМ РОССИЙСКИХ ПЕЧАТНЫХ СМИ НАЧАЛА XXI в. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. - 160 с.

Ключевые слова: языковой образ; антропология; антропологическая парадигма; образ политика; человек политический; се-

1 В качестве иллюстраций приводятся образы из русской поэзии XIX - начала XX в. - Прим. реф.

мантическое моделирование; лексико-семантическая репрезентация; семантико-синтаксическая представленность; жанр портретной индивидуализации; жанр портретной агитации.

Вагенляйтнер Наталья Викторовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры информационных и коммуникационных технологий в образовании; преподаваемые дисциплины: деловая коммуникация и техника ведения переговоров; деловые коммуникации; современная пресс-служба; основы теории коммуникации; направления научных исследований: коммуникология, политический РЯ, когнитивная лингвистика.

Никитина Лариса Борисовна - доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и лингводидактики; преподаваемые дисциплины: культура речи и деловое общение; курс по выбору (Б. 3): функциональная стилистика русского языка; курс по выбору (Б. 3) лингвистический анализ текста; филологический анализ текста; направления научных исследований: семантический синтаксис и лингвопрагматика.

В монографии представлено комплексное исследование языкового образа человека политического как фрагмента современной языковой картины мира, а также представлено семантическое моделирование образа-концепта «политик» по данным российских печатных СМИ 2000-2013 гг.

Монография состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка (с. 141-156), приложения «Источники эмпирического материала (периодические издания за 2000-2013 годы)», списка сокращений.

В центре внимания современного отечественного языкознания последних десятилетий стоит задача всестороннего, комплексного описания глобального образа человека по данным языка, в основе которой лежит «идея о способности языка отражать, запечатлевать знания, мнения, представления человека о мире и о самом себе как части мироздания» (с. 5).

Во «Введении» отмечается, что «современная отечественная лингвоантропология имеет богатый опыт изучения языкового образа человека в различных ипостасях и проявлениях (работы Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, Ю.С. Степанова, А.Д. Шмелева и др., а также труды представителей Омской лингвоантропологиче-ской школы - М.П. Одинцовой, Л.Б. Никитиной, Н.В. Орловой, Н.Д. Федяевой и др.)» (с. 5).

Вводя понятие «человек политический (политик)», авторы монографии поясняют, что это «субъект специфической деятельности, связанной с управлением государством, осуществлением властных полномочий, реализацией социально значимых действий, соответствующих задачам политического объединения (партии, движения), к которому данный субъект принадлежит» (с. 5), исследовательское внимание к которому отражает непреходящий интерес к феномену власти и ее субъектам и объясняется «как отсутствием специальных исследований, посвященных этому феномену, так и общелингвистической значимостью системного и многоаспектного описания образа человека в русской ЯКМ» (с. 6).

В качестве материала исследования послужили текстовые фрагменты российских центральных и региональных печатных СМИ начала XXI в.

В главе первой «Теоретические и методологические основы исследования языкового образа политика по данным российских печатных СМИ начала XXI века» поясняется, что исследование языкового образа-концепта «политик» базируется на общих методологических принципах и подходах, которые сформировались в современной антропологической семантике, «движущейся от экстралингвистического смысла к его отражению в языке» (с. 7), и особую значимость приобретает принцип интегративности, который предполагает «использование идей, достижений, методов разных направлений лингвоантропологической мысли» (с. 7), в результате чего можно достичь «наибольшую полноту и адекватность семантического моделирования образа человека в языке» (с. 8).

Человек выступает и как субъект, познающий мир и отображающий процесс и результаты познания в языке, и как объект такого познания. Авторы отмечают, что «субъектная и объектная ипостаси образа человека взаимосвязаны; человек как объектная языковая данность обязан своим существованием человеку - "владельцу" субъектных языковых ипостасей: аксиологической, коммуникативной, речетворческой и других» (с. 9).

Основной метод, использованный в работе, - метод моделирования, являющийся «одним из способов познания лингвистических объектов» (с. 22), сущность которого заключается «в создании модели - конструкта, замещающего реальный объект» (с. 22). Метод семантического моделирования по своей природе интеграти-

вен, предусматривает синтез разноуровневых языковых фактов, установление связей между ними, в результате чего создается обобщенная картина того, какой предстает «концептуальная сущность в языке» (с. 25).

Семантическое моделирование языкового образа политического деятеля начинается с выявления и типизации номинаций человека политического, которые используются в текстах печатных СМИ начала XXI в. Среди номинантов политика выделяются имена существительные, а также их грамматические эквиваленты, представляющие наименования политических деятелей, извлеченные из газетных текстов и их фрагментов. Авторы отмечают, что в содержании большинства исследуемых номинаций присутствует сема «отношение к политической деятельности», хотя ряд наименований политиков этой семы не имеет, т.е. их отнесенность к номинациям политика в современных печатных СМИ является контекстуально обусловленной. Ядерным компонентом, который представляет образ политика на лексико-семантическом уровне, выступает слово «политик». Важным этапом семантического моделирования образа-концепта «политик» является установление его семантико-синтаксической представленности в современных печатных СМИ. Типичные для данного феномена структурно-семантические модели следующие: 1) Х какой / каков; 2) Х есть кто / что; 3) Х что делает / Х что делает как; 4) У (В) Х есть нечто.

На следующем этапе семантического моделирования на основании анализа смыслового наполнения высказываний о политических деятелях в текстах современных СМИ выявляются устойчивые, регулярно воспроизводимые при характеризации политических деятелей смыслы - семантические доминанты. Выявленные семантические доминанты образа политика в современных печатных СМИ соотносятся с ипостасями, сторонами внешнего и внутреннего человека. В монографии отмечается, что образ политика исследуется через призму дихотомии внешний человек / внутренний человек: учитывается как противопоставленность интеллектуальных, речевых, морально-нравственных проявлений человека-политика, а также его профессионально-деловых качеств внешним данным, так и взаимообусловленность различных по своей природе проявлений человека. Применительно к языковому образу человека-политика разные человеческие ипостаси и качества приобретают свое оригинальное звучание, обусловленное спецификой той сферы, в кото-

рой человек проявляет себя как политический деятель: в языковом образе человека-политика - свои смысловые акценты, зависящие в том числе и от публичности языкового представления политического процесса и его субъектов.

В главе второй «Лексико-семантический и семантико-синтаксический аспекты моделирования языкового образа политика по данным печатных СМИ начала XXI века» описываются лек-сико-семантические и семантико-синтаксические репрезентации языкового образа политика.

Лексико-семантические репрезентации языкового образа политика наглядно представлены в виде таблицы 1 (с. 55).

В работе отмечается, что «с семантико-синтаксической точки зрения политический деятель и его отдельные атрибуты и проявления характеризуются определенными качествами и получают характеризующие наименования; политик предстает как существо, производящее разнообразные действия, обладающее как предметами вещного мира, так и теми сущностями, которые имеют отношение к внутреннему миру человека» (с. 67).

В главе третьей «Семантические доминанты языкового образа политика в российских печатных СМИ начала XXI века» каждая из семантических доминант соотносится с определенным аспектом характеризации политического деятеля: профессионально-деловым, интеллектуально-речевым, морально-нравственным, внешним, (например, возрастным или гендерным), которые «представляют две глобальные, тесно связанные между собой, продолжающие и дополняющие друг друга ипостаси человека - внутреннюю и внешнюю» (с. 68).

В работе отмечается, что семантическими доминантами образа политика в аспекте его профессионально-деловых качеств являются такие: 1) политика - особая сфера человеческой деятельности, которая требует профессионализма; 2) профессионализм политика определяется опытом работы; 3) опыт и профессионализм влияют на эффективность деятельности политика; 4) профессиональная состоятельность политика связана с его трудолюбием, а «языковой образ политика в профессионально-деловом аспекте характеризуется акцентированием черт характера, которые определяют направленность политической деятельности, ее индивидуализацию» (с. 81). Языковые презентации профессионально-деловых

качеств человека, занятого в политике, отражают противоречия, существующие в этой сфере деятельности.

Таблица 1

Лексико-семантическая представленность языкового образа политика по данным печатных СМИ начала XXI в.

Наименования политика по занимаемой государственной должности Наименования политиков федерального уровня президент, глава правительства, премьер-министр, спикер Государственной Думы, первый президент России, высшая власть и т.д.

Наименования политиков регионального уровня губернатор, глава региона, мэр, председатель Законодательного собрания Омской области, депутат горсовета, бывший (экс-), министр образования области, региональная власть и т.д.

Наименования политика по политическим убеждениям, принадлежности к политическому институту Наименования руководителей политических партий, лидеров политических течений вождь коммунистов, лидер правых, руководство «Единой России» и т.д.

Наименования рядовых членов политических партий и приверженцев политических взглядов член ЛДПР, СПСовец, эсер, яблочники, единороссы, путинцы, зюгановец, жириновцы и т.д.

Наименования структурных подразделений и партийных институтов, являющиеся обобщающими обозначениями их представителей Госдума, Заксобрание, Правительство, Министерство образования, КПРФ и т.д.

Имена собственные и образованные от них аббревиатуры, называющие политические персоны Путин (ВВП), Медведев (ДАМ), Жириновский (ВВЖ), Лавров, Шойгу и т.д.

Наименования, конкретизирующие «тип» политического деятеля политический менеджер; общественник, но не политик; сити-менеджер, партийный управленец и т.д.

Оценочные (по преимуществу метафорические) наименования политическая проститутка, всласть имущие, политикан, политический аутсайдер, человек в кепке, политический тяжеловес, политический юнга и т.д.

Политическая деятельность имеет также интеллектуальную основу, а неотъемлемой деталью интеллектуального портрета политика следует считать его речь, поскольку деятельность политика ориентирована на коммуникативное лидерство, что предполагает наличие знаний и владение информацией. Согласно проведенному исследованию, «газетные тексты отражают глубинную связь интеллектуальных и речевых характеристик политика с его морально-нравственными установками и обусловленность успешности его профессиональной деятельности речемыслительными способностями» (с. 90).

Современное представление о морально-нравственном облике политика не отличается от представлений прошлого. Они связаны с характеристиками и оценками их профессионально-деловых качеств и интеллектуально-речевых проявлений. Авторы монографии выделяют в этом аспекте следующие семантические доминанты: 1) противопоставление «человеческих» качеств тем, которые необходимы политику; 2) признание за политической деятельностью морально-нравственной основы.

К семантическим доминантам политика также относятся ген-дерно обусловленные атрибуты, возраст, состояние здоровья, наличие или отсутствие внешней привлекательности, владение статусной собственностью. Эти доминанты характеризуются оценочными смыслами, а также смысловой корреляцией внешних проявлений политика с его интеллектуальными, деловыми и профессиональными качествами.

В таблице 2 (с. 113) представлены семантические доминанты языкового образа политика по данным СМИ начала XXI в. и семантическая модель идеального политика.

В главе четвертой «Языковой образ политика в прагмастили-стическом аспекте» отмечается, что «портретирование политика как речевой жанр применительно к современным печатным СМИ имеет две разновидности: портретная индивидуализация (ПИ) и портретная агитация (ПА)» (с. 115). В первом случае ставится задача «показать ту или иную индивидуальную особенность политической персоны, сконцентрировать внимание и оценить те детали (качества, действия, состояния), которые позволяют читателям газеты составить представление о политике как представителе профессии и личности с ее достоинствами и недостатками» (с. 127), во втором - создать образ «сверхположительного политика» (с. 133).

Таблица 2

Семантические доминанты языкового образа политика по данным современных печатных СМИ. Семантическая модель идеального политика

Элементы портрета политика Семантические доминанты образа политика Образ идеального политика

1 2 3

Профессионально-деловые качества - профессионализм; - опыт политической деятельности; - эффективность деятельности; - политический авторитет; - поведенческие качества (жесткость, воля, решительность); - соотношение слова и дела; - трудоспособность; - стиль деятельности - профессионал, компетентный; - имеет опыт политической деятельности; - деятельность отличается высокой результативностью; - пользуется авторитетом; - волевой, решительный, жесткий в своих деловых проявлениях; -соизмеряет сказанное с реальным положением дел и возможностью его изменения; - трудолюбивый; - имеет собственный политический стиль; - соизмеряет действия с ситуацией, проявляет деловую гибкость

Интеллектуальные и речевые качества - интеллектуальная основа деятельности; - корреляция речевых и интеллектуальных качеств; - коммуникативное лидерство - высокообразованный, интеллектуально развитый, обладающий знаниями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности; - действия и поступки отличаются целесообразностью и дальновидностью; - обладает речевым мастерством и риторическими умениями; - коммуникативный лидер; - умеет эффективно общаться с людьми

1 2 3

Морально-нравственные качества - морально-нравственная основа деятельности; - трансформация общечеловеческих морально-нравственных принципов, обусловленная спецификой сферы деятельности - живет интересами общества, народа; - честный во всех проявлениях; - законопослушный; - преодолевает в себе некоторые «человеческие» качества, мешающие профессиональной деятельности (мягкость характера, излишнюю скромность и т.д.)

Внешние проявления - гендерная принадлежность; - возраст; - состояние здоровья; - внешняя привлекательность; - статусная собственность - мужчина (если женщина, то профессионал высокого класса); - среднего возраста (не очень молодой и не очень старый, «после сорока»); - пребывает в отличной физической форме, занимается спортом; - внешне привлекательный; - одевающийся со вкусом и в соответствии с дресс-кодом; - имеет в собственности те материальные объекты, которые соответствуют занимаемой должности и не противоречат морали

Общая характеристика рассмотренных в монографии субжанров представлена в таблице 3 (с. 134).

Таблица 3

Жанры портретирования политика в современных печатных СМИ

Жанровые признаки Портретная индивидуализация Портретная агитация

Ситуативные факторы Ситуации, связанные с текущей политической деятельностью Ситуации, связанные с предвыборной кампанией

Цель говорящего / пишущего Характеристика индивидуальных проявлений политика Восхваление своего политика (кандидата)

Знак оценка «+» «-» «+»

Типичные формы выражения оценки Прямо Косвенно Косвенно Прямо Косвенно

В заключение можно констатировать, что языковой образ политика по данным современных печатных СМИ представлен в монографии как сложный семантический конструкт, имеет разноуровневую языковую структуру и ярко выраженную экстралингвистическую обусловленность.

М.Б. Раренко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.