Научная статья на тему '2016. 03. 029. Проктор Д. Меняющийся ландшафт международных исследований в области образования. Proctor D. The changing landscape of international education research // international higher education. - chestnut Hill, MA, 2016. - n 84. - p. 19-21'

2016. 03. 029. Проктор Д. Меняющийся ландшафт международных исследований в области образования. Proctor D. The changing landscape of international education research // international higher education. - chestnut Hill, MA, 2016. - n 84. - p. 19-21 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЯ / КЛЮЧЕВАЯ ТЕМАТИКА / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО СТРАНАМ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО РЕГИОНАМ / ТИПЫ ПУБЛИКАЦИЙ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Анисимова А.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 03. 029. Проктор Д. Меняющийся ландшафт международных исследований в области образования. Proctor D. The changing landscape of international education research // international higher education. - chestnut Hill, MA, 2016. - n 84. - p. 19-21»

после того, как решение проблемы было предложено (имеется в виду открытие феномена «кислотного дождя» в 1850-е годы Р.А. Смитом).

Многие студенты не пользуются научными знаниями и включают обыденную логику, когда имеют дело с проблемами окружающей среды. Об этом свидетельствует специально проведенное исследование Ф. Янга 2004 г.1 Аналогичные исследования подтверждают, что увеличение объема знаний о природе не влияет на понимание окружающих явлений, хорошо знающие физику ученики не стараются улучшить состояние земли, воздуха, воды в непосредственном окружении.

А. Э. Анисимова

2016.03.029. ПРОКТОР Д. МЕНЯЮЩИЙСЯ ЛАНДШАФТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ.

PROCTOR D. The changing landscape of international education research // International higher education. - Chestnut Hill, MA, 2016. -N 84. - P. 19-21.

Ключевые слова: высшее образование; исследования; ключевая тематика; распределение по странам; распределение по регионам; типы публикаций; исследовательские методы.

Данная публикация обобщает результаты проекта Мельбурнского университета (Австралия), направленного на анализ мирового потока исследований в области образования (International education research network - IERN)2. На сайте проекта визуально отображены результаты сопоставительного анализа высшего образования за 2011-2014 гг. В рамках проекта ежегодные результаты сравниваются по пяти основным показателям: тематика исследований (hot topics); интересующие исследователей страны (country focus); интерес к отдельным регионам (regional focus); типы публи-

1 Yang F.Y. Exploring high school students' use of theory and evidence in an everyday context: The role of scientific thinking in environmental science decisionmaking // International journal of science education. - 2004. - Vol. 26, N 11. - P. 1345— 1364.

International education research network. - Mode of access: www.ieaa.org.au/

iern

каций (publication type); исследовательские методы (research methods).

Данный исследовательский подход можно интерпретировать как топографию научного направления. Для ее создания команда исследователей постоянно обновляет собственную базу данных научных исследований об образовании (IDP Australia database of research on international education).

База данных IDP содержит информацию о более чем 13 300 книг, статей, сборников тезисов конференций и отчетов по теме «Международные исследования в области образования», выпущенных в разных концах мира. Частью проекта IERN было проанализировать 2511 записей, отнесенных к 2011, 2012 и 2014 гг. Поскольку данное исследование проводилось в Австралии, публикации этой страны оказались первоначально представлены лучше других, однако впоследствии в базу стало попадать больше иностранных исследований.

Основные усилия были потрачены на то, чтобы детально определить релевантные ключевые слова и фразы, страны, изучаемые в научных работах, классифицировать научные методы и типы публикаций.

Для исследований, опубликованных в 2011-2013 гг., было выделено 3831 ключевое слово. Одной записи в среднем соответствовало 7,3 ключевых слова. Около 63% ключевых слов были использованы только один или два раза. 21 слово (или фразы) были употреблены более 200 раз. Эти ключевые слова касались в основном иностранных студентов в вузах и аспирантурах, а также проблем обучения за границей и студенческой мобильности. Употребление указанных ключевых слов становилось все более частым с каждый годом, тогда как термины «образовательные рынки», «культурное различие» употреблялись часто в 2011 г., но стали менее популярными к 2013 г. Ряд терминов отличается стабильностью: «образовательная политика», «глобализация», «студенческая практика», «положение студентов» (с. 20).

Каждая публикация в базе данных (когда это было возможно) идентифицировалась с точки зрения страны, которой посвящена публикация. Страна, которой посвящалась публикация, не всегда совпадала со страной - местом жительства автора статьи, однако между двумя этими группами данных была установлена корреля-

ция. В результате для работ за период 2011-2013 гг. были выделены 142 страны / региона. Из этого массива 35% стран были упомянуты только один раз. К шести наиболее популярным странам / регионам относятся Австралия, США, Великобритания, Китай, Европа и Канада. К каждой из них исследователи обращались более 100 раз. В течение трех лет изучаемого периода интерес к США и Великобритании вырос, тогда как доля исследований, посвященных Австралии, стала меньше.

23,9% всех исследований касаются Азии, 28,2 - Океании, 21,1 - Европы, 16,8 - Северной Америки, менее 10% - Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки и Карибского региона (с. 20).

Для исследований в области высшего образования по-прежнему характерно сочетание количественных и качественных методов анализа, например case study и интервью. С помощью количественной оценки (опросы, статистический анализ) осуществлено более четверти всей научной работы (26,5%). Однако в последние годы количественные методы становятся менее популярными.

Доминирующим типом научной публикации остается научная статья (49,3%). Книжные главы занимают 16,3%, отчеты -15,1% (с. 21). Доля журнальных статей с годами увеличивается на общем рынке научной литературы. Работы, посвященные международному образованию, можно встретить в 420 различных журналах, на них обращают внимание 199 издательств (с. 21). Среди журналов лидируют «Журнал исследований в области международного образования» («Journal of studies in international éducation»), «Журнал политики и управления в области высшего образования» («Journal of higher éducation policy and management»), «Высшее образование» («Higher education»), «Высшее образование в мире» («International higher education») и «Международный учитель» («International educator»).

Самую большую работу по тематическому выпуску книг выполнили издательства: Институт международного образования, Британский совет, ряд правительственных организаций Австралии.

В дальнейшем авторы проекта планируют пополнять базу данных научных работ в области международного образования и продолжать анализировать тенденции.

А. Э. Анисимова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.