Научная статья на тему '2016. 03. 021. Конкурентоспособность туристической отрасли. The travel & tourism competitiveness: report 2015: growth through shocks / world economic Forum. - Geneva, 2015. - VIII, 508 p'

2016. 03. 021. Конкурентоспособность туристической отрасли. The travel & tourism competitiveness: report 2015: growth through shocks / world economic Forum. - Geneva, 2015. - VIII, 508 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЬ ПУТЕШЕСТВИЙ И ТУРИЗМА / ИНДЕКС КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / СПРОС НА ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ / ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 03. 021. Конкурентоспособность туристической отрасли. The travel & tourism competitiveness: report 2015: growth through shocks / world economic Forum. - Geneva, 2015. - VIII, 508 p»

2016.03.021. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ.

The travel & tourism competitiveness: Report 2015: Growth through shocks / World Economic Forum. - Geneva, 2015. - VIII, 508 p.

Ключевые слова: отрасль путешествий и туризма; индекс конкурентоспособности; спрос на туристические услуги; факторы развития туристической отрасли; политика развития туризма.

В докладе Всемирного экономического форума о конкурентоспособности туристической отрасли, выходящем раз в два года, представлен рейтинг стран по индексу конкурентоспособности отрасли путешествий и туризма (ИКПТ) в 2015 г. Этот показатель оценивает набор факторов и проводимой в той или иной стране политики, способствующих устойчивому развитию отрасли путешествий и туризма.

ИКПТ рассчитан для 141 страны и состоит из четырех субиндексов. Субиндекс «Благоприятная среда» включает в себя показатели развития бизнес-среды, безопасности, здравоохранения и гигиены, трудовых ресурсов и рынка труда, развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Субиндекс «Направленная на создание благоприятных условий политика» состоит из таких компонентов, как приоритетность развития отрасли путешествий и туризма, международная открытость, конкурентоспособность цен на товары и услуги, качество окружающей среды (ОС). Субиндекс «Инфраструктура» включает в себя индикаторы развития авиа- инфраструктуры, наземной и портовой транспортной инфраструктуры, и инфраструктуры туристических услуг. Субиндекс «Природные и культурные ресурсы» состоит из компонентов, отражающих качество природных и культурных ресурсов, а также число деловых поездок, осуществляемых в данную страну (с. 6-7). Доклад является основой для определения приоритетов и инструментов политики развития туристической отрасли, а также ее эффективности как для государственного, так и для частного секторов в рамках отдельных стран.

В 2015 г. первое место в рейтинге ИКПТ заняла Испания, за ней в первой десятке идут Франция, Германия, США, Великобритания, Швейцария, Австралия, Италия, Япония и Канада (с. 5).

Европа является регионом - лидером в рейтинге ИКПТ: шесть европейских стран входят в первую десятку стран с наиболее конкурентными туристическими отраслями. Это объясняется высоким уровнем развития инфраструктуры туристических услуг, здравоохранения, высокими гигиеническими стандартами и международной открытостью.

На американском континенте лидерами рейтинга ИКПТ выступают США (4-е место) и Канада (10-е), за ними следуют Бразилия (28-е), Мексика (30-е) и Панама (34-е место). При этом перед странами континента стоят разные задачи по улучшению условий для развития сектора путешествий и туризма. Для стран Северной Америки особенно актуально совершенствование инфраструктуры и повышение ценовой конкурентоспособности на туристические услуги. Основными вызовами, стоящими перед странами Центральной и Южной Америки, являются отсутствие адекватной инфраструктуры, проблемы, связанные с обеспечением безопасности путешественников, и качеством бизнес-среды.

Лучшие показатели ИКПТ в Азиатско-Тихоокеанском регионе наблюдаются у наиболее развитых экономик: Австралия (7-е место), Япония (9-е), Сингапур (11-е), Гонконг (13-е), Новая Зеландия (16-е место). При этом наиболее значительный рост числа прибытий путешествующих отмечен в странах Юго-Восточной Азии, в частности, благодаря конкурентным ценам и быстрому росту среднего класса в регионе. Дальнейшему развитию туризма в этих странах может способствовать региональная кооперация в сфере визовой политики, инвестиции в цифровую связь, инфраструктуру и защиту природных богатств региона.

На Ближнем Востоке и в Северной Африке в рейтинге ИКПТ лидируют ОАЭ (24-е место). Большинство стран региона представляют собой конкурентные по цене туристические дестинации, а некоторые из них создали современные отрасли путешествий и туризма. Однако проблемы безопасности в регионе ограничивают приток путешествующих. Кроме повышения безопасности, росту туризма будет способствовать повышение международной открытости и мероприятия по защите и сохранению ОС.

Среди стран южнее Сахары наиболее конкурентные туристические отрасли в Южной Африке (48-е место), Сейшелах (54-е), Маврикии (56-е место). Многие страны региона проводят полити-

ку, направленную на большую международную открытость и упрощение визового режима. При этом основными факторами, ограничивающими развитие туризма в регионе, остаются плохо развитая инфраструктура, здравоохранение и низкие гигиенические стандарты. Кроме того, в этих странах необходимо принять меры по повышению качества бизнес-среды и предотвращению истощения природных богатств.

Россия занимает 45 позицию в рейтинге ИКПТ, при этом она находится на 90-м месте по показателю восприятия туризма в качестве национального приоритета, на 4-м и 10-м местах - по природным и культурным ресурсам соответственно, на 22-м месте по развитию авиаинфраструктуры и на 6-м месте по развитию здравоохранения и гигиенических стандартов. Вместе с тем у России достаточно низкие показатели безопасности (126-е место), экологической устойчивости (106-е) и качества бизнес-среды (109-е место).

В настоящее время на мировую туристическую отрасль приходится одна из каждых 11 занятых в мировой экономике, а ее вклад в мировой ВВП составляет примерно 0,9% (с. 23). Развитие туризма способствует созданию новых возможностей для малых и средних предприятий, а также новых рабочих мест. При этом в отрасли растет спрос на высококвалифицированных специалистов в сфере ИКТ, менеджмента и маркетинга. Отрасль путешествий и туризма демонстрирует более высокие темпы роста, чем мировая экономика в целом благодаря повышению значения технологических, социоэкономических и культурных факторов для интенсификации перемещения людей по миру. Туристическая отрасль демонстрирует устойчивый рост, несмотря на геополитические кризисы, угрозу терроризма, распространение пандемий, замедление роста в развитых странах.

Эксперты выделяют ряд новых трендов, определяющих развитие отрасли путешествий и туризма. Так, рост покупательной способности в развивающихся странах (РС) и странах с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ) стал одним из главных двигателей роста спроса. Исследования показали, что семейные путешествия являются вторым (после покупки автомобиля) приоритетом в иерархии потребления для растущего среднего класса.

Вторым значимым трендом, влияющим на туризм и путешествия, является изменение демографической структуры путешествующих, а именно увеличение числа путешественников старше 60 лет (прогнозируется рост численности этой категории туристов с 900 млн в 2010 г. до 1,4 млрд в 2030 г.). Эти туристы демонстрируют спрос на более качественные и дорогие туристические услуги; кроме того, их спрос характеризуется незначительными сезонными колебаниями (с. 25).

Самые молодые туристы, рожденные на рубеже века, все меньше интересуются так называемыми пакетными путешествиям (vacation packages), приобретаемыми, как правило, в туристических агентствах; они склонны посещать более удаленные дестинации и довольствоваться умеренным уровнем комфорта во время поездок. Эта категория путешественников особенно активно пользуется в процессе путешествий новыми технологиями и онлайн-сервисами, а также возможностями экономики совместного потребления (sharing economy).

Важно отметить, что уже сейчас 95% туристов используют цифровые ресурсы для организации своих путешествий, причем не только для бронирования услуг, но и для сбора информации о дес-тинациях. По данным опроса, проведенного порталом путешествий «Tripadvisor», 74% респондентов при выборе места проживания в ходе путешествия называют важным фактором наличие бесплатного доступа в Интернет с помощью Wi-Fi (с. 26).

Авторы доклада приходят к выводу, что страны, лидирующие в рейтинге ИКПТ, наиболее подготовлены к тому, чтобы воспользоваться возможностями развития туристической отрасли, которые во многом зависят от роста спроса на путешествия со стороны среднего класса РС. Кроме того, они обладают необходимым потенциалом для удовлетворения специфических потребностей путешественников разных возрастных групп и для расширения использования онлайн-сервисов и онлайн-маркетинга в сфере туризма.

Отмечается, что развитие отрасли путешествий и туризма, в свою очередь, создает возможности роста для экономики отдельных стран вне зависимости от того, к какой группе стран мира они относятся. Среди 50 стран, возглавляющих рейтинг ИКПТ, нахо-

дится ряд РС и СФРЭ, в том числе Китай (17-е место), Малайзия (25-е), Бразилия (28-е), Панама (34-е место) и т.д.

В силу специфики отрасли путешествий и туризма политика, направленная на ее развитие, предполагает сотрудничество государственных ведомств и частного сектора той или иной страны. Такая политика особенно актуальна для преодоления финансовых проблем и инфраструктурного отставания, а также восстановления экономики после природных катастроф (цунами, извержения вулканов) или геополитических кризисов.

О.Н. Пряжникова

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

2016.03.022. ДОКЛАД О МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ: ФОРСИРОВАТЬ ТОРГОВЛЮ: ВЫГОДЫ И ТРУДНОСТИ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ ВТО ПО УПРОЩЕНИЮ ПРОЦЕДУР ТОРГОВЛИ. Rapport sur le commerce mondial: Accélérer le commerce: Avantages et défis de la mise en oeuvre de l'Accord de l'OMC sur la facilitation des échanges. - Genève: OMC, 2015. - 170 p. - Mode of access: https://www.wto.org/french/res_f/booksp_f/world_trade_report15_f.pdf

Ключевые слова: ВТО; мировая торговля; упрощение процедур торговли; развивающиеся страны; наименее развитые страны; промышленно развитые страны.

Доклад Всемирной торговой организации (ВТО) о мировой торговле состоит из двух частей. В первой части анализируется состояние мировой торговли в 2014 г. и начале 2015 г.; во второй -последствия и трудности реализации Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли (L'Accord ОМС sur la facilitation des échanges, AFE), являющегося первым многосторонним торговым соглашением, подписанным через 18 лет после создания ВТО.

Часть 1. В 2014 г. объем мировой торговли товарами вырос на 2,5%, что примерно соответствует росту мирового ВВП. В 20122014 гг. темпы роста мировой торговли составили в среднем 2,4% в год против 5% в 1990-2014 гг. Это связано с замедлением роста ВВП в странах с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ), неравномерностью восстановления экономики промышленно развитых стран (ПРС) после кризиса, ростом геополитической напря-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.