Научная статья на тему '2016. 02. 060-062. Экономические последствия западных санкций против России. (сводный реферат)'

2016. 02. 060-062. Экономические последствия западных санкций против России. (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
630
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ЕС / РЕЦЕССИЯ / ПОСЛЕДСТВИЯ САНКЦИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 02. 060-062. Экономические последствия западных санкций против России. (сводный реферат)»

Сегодня тема социальной ответственности бизнеса чаще всего рассматривается с позиции теории стейкхолдеров, интересы которых менеджеры компании должны принимать во внимание. Анализ мирового опыта свидетельствует, что в одних странах корпорации сосредоточивают внимание на одном или нескольких направлениях КСО и ограниченном круге стейкхолдеров. В других странах фирмы стараются сделать философию КСО неотъемлемой частью деятельности компании, охватить как можно более широкий круг стейкхолдеров.

В экономической литературе описаны следующие базовые модели КСО: американская, европейская, британская, японская. Российская модель КСО существенно отличается от них как по формам проявления, так и по движущим силам развития. В отечественной модели наиболее значимыми для бизнеса стейкхолдерами являются государство, персонал и потребители. Мероприятия в области КСО преимущественно ориентированы на улучшение условий труда персонала и развитие потенциала работников. Автор также отмечает, что роль некоммерческих организаций и местных сообществ в развитии КСО в нашей стране крайне низка. Основными движущими силами КСО в России являются крупные корпорации и местные власти. Число компаний, публикующих социальную отчетность на регулярной основе, невелико, а сама отчетность ориентирована прежде всего на государство и акционеров.

М.А. Положихина

2016.02.060-062. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ ПРОТИВ РОССИИ. (Сводный реферат).

2016.02.060. What's been the effect of western sanctions on Russia? // Frontline. Journalism fund. Public broadcasting service. - 2015, Jan. 13. -Mode of access: http://www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/foreign-affairs-defense/putins-way/whats-been-the-effect-of-western-sanctions-on-russia/

2016.02.061. Bond I., Odendahl Ch., Rankin J. Frozen: The politics and economics of sanctions against Russia / Policy brief. Centre for European reform. - L., 2015. - March. 16. - 23 p. - Mode of access: http:// http://www.cer.org.uk/sites/default/files/publications/attachments/ pdf/2015/frozen_sanctions-10787.pdf

2016.02.062. Weafer Ch. How much have sanctions really hurt Russia? // The Moscow times. - 2015. - Jul. 7. - Mode of access: http://www. themoscowtimes.com/opinion/article/how-much-have-sanctions-really-hurt-russia/525228.html

Ключевые слова: экономические санкции; отношения России и ЕС; рецессия; последствия санкций.

Западные эксперты анализируют экономические последствия антироссийских санкций, введенных США и странами ЕС в марте 2014 г. после присоединения Крыма к России.

Несмотря на интенсивность экономических связей между ЕС и Россией, торговые отношения между ними ассиметричны, указывают английские эксперты из независимой исследовательской организации «Центр европейских реформ» (Centre for European reform, CER) в Лондоне (061). ЕС как регион в целом примерно треть своих энергоресурсов покупает у восточного соседа (ряд стран ЕС почти полностью зависят от поставок газа из России) и имеет с ним в 12 раз больший товарооборот, чем с США. Но при этом на ЕС приходится более половины российского экспорта (10% всей производимой в стране продукции). Второй крупнейший торговый партнер России - Китай - покупает лишь 7% ее экспорта. Для сравнения: доля России в экспорте ЕС составляет лишь 7%, т.е. менее 1% всего ВВП региона (061, с. 5).

По своему экономическому потенциалу ЕС существенно опережает Россию: в 2013 г. ВВП России (2,1 трлн долл.) был примерно равен итальянскому (2,15 трлн долл.) и значительно уступал ВВП Германии (3,73 трлн. долл.). В результате девальвации рубля (с 32 руб. за доллар в 2013 г. до 61 руб. в феврале 2015 г.) ВВП России сократился до 1,1 трлн долл., что сопоставимо с ВВП Нидерландов, но существенно меньше, чем ВВП Испании (1,4 трлн. долл.) (061, с. 5). На фоне стагнации российской экономики, обусловленной падением цен на нефть и девальвацией рубля, воздействие западных санкций весьма ощутимо. В то же время экономика ЕС практически не пострадала от обратных действий России, не только в силу более скромной роли в экономике Европы, но также и потому, что последняя более диверсифицирована и более устойчива по отношению к внешним шокам. Кроме того, в ЕС были

предприняты определенные шаги в сфере экономической политики (количественное денежное смягчение).

Большинство западных исследователей сходятся на том, что вычленить фактор санкций из всех других факторов, повлиявших на спад российской экономики в последние годы, это непростая задача. И без санкций, а только вследствие коллапса нефтяных цен российская экономика была бы в настоящее время в рецессии. Санкции, сделавшие невозможным получение заемных средств, только усугубили экономические трудности и ускорили спад.

В последние годы российская экономика сталкивается с огромными вызовами, указывают английские исследователи. Россия -развивающаяся страна с высоким уровнем зависимости от экспорта энергоресурсов и численностью бедного населения в 15 млн человек - нуждается в серьезной модернизации своей экономики. Между тем модернизационная модель развития, предложенная президентом В. Путиным в 2000 г., к настоящему времени полностью разрушена. Первое десятилетие XXI в. отличалось растущими нефтяными ценами («бум ресурсов»), ростом реального курса рубля и доходов населения (особенно российской элиты), расцветом коррупции (в 2008 г. по этому показателю Россия стояла на 135-м месте среди 172 стран). Такой тип развития привел к тому, что отрасли, не связанные с экспортом ресурсов, стали полностью неконкурентоспособными (061, с. 6).

Как считает старший научный сотрудник Института Петер-сона (США) А. Ослунд (А. А81ипф, основными причинами сегодняшних экономических затруднений России являются: 1) коррупция и неэффективная экономическая политика (на долю этого фактора приходится примерно 1% падения ВВП); 2) падение нефтяных цен и, как результат, сокращение экспортных доходов России в 2015 г. на одну треть от их потенциально возможной величины; 3) девальвация рубля; 4) финансовые санкции со стороны ЕС и США, практически лишившие Россию доступа на западные кредитные рынки (1). По сравнению со всеми другими санкциями, финансовые ограничения особенно сильно ударили по российским компаниям, которые стали практически некредитоспособными. При этом Россия как суверенная страна вполне кредитоспособна согласно обычным стандартам - ее госдолг составляет только 10% ВВП (062).

В настоящее время российская экономика переживает рецессию. В январе 2015 г. показатели производственной активности упали до пятилетнего минимума. Падение ВВП в целом за 2015 г., согласно прогнозу агентства «Рейтер», составит 4,2%, а по прогнозу Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) - 5%. Усилилась нестабильность финансовой системы в целом, и особенно банковской системы (даже некоторые крупные банки нуждаются в докапитализации). Падение доверия инвесторов к российской экономике в сочетании с политической неопределенностью в стране вызвали существенный отток капитала из России (в 2014 г. 151,5 млрд долл.) (061, с. 7).

Для поддержания рубля ЦБ России предпринял массивные валютные интервенции, что привело к сокращению инвалютных резервов в начале 2015 г. до 376 млрд долл. против 499 млрд долл. год назад (061, с. 7). Что касается дальнейших действий ЦБ по укреплению рубля, то, по мнению английских аналитиков, он, возможно, будет вынужден прибегнуть к контролю над вывозом капитала из страны, поскольку риск падения курса рубля все еще велик.

Английские исследователи отмечают следующие наиболее значимые негативные явления в России:

1. Инфляция - со второй половины 2014 г. имел место драматичный рост потребительских цен (особенно на продовольствие), отчасти вследствие российских контрсанкций на импорт продовольствия. В результате реальные доходы населения и их потребительские расходы сократились, что сказалось на экономической активности.

2. Повышение процентных ставок. Пытаясь стабилизировать курс рубля, ЦБ России повысил ключевую ставку в декабре 2014 г. до 17% (в середине марта 2015 г. ставка была несколько снижена -до 14, а в конце года - до 11%).

3. Внешний долг, выраженный в рублях, резко возрос за первые шесть месяцев 2015 г. Возникает проблема с обслуживанием долга российскими банками и фирмами, на долю которых в общей сумме задолженности приходится 600 млрд долл., причем в 2015 г. они должны выплатить зарубежным заимодавцам 110 млрд долл. В условиях, когда положительное сальдо текущего платежного баланса сокращается (в начале 2015 г. до 60 млрд долл.), фирмы будут вынуждены сокращать иностранные активы.

4. Падение нефтяных цен больно ударило по бюджету России. Эффект этого фактора особенно ощутим в условиях растущих военных расходов, которые в 2015 г. (к моменту, предшествующему девальвации рубля) составили 81 млрд долл., или 4,2% ВВП. Поскольку, как ожидают, военные расходы по-прежнему будут увеличиваться, правительство будет вынуждено сокращать практически все другие статьи бюджетных расходов, что будет способствовать дальнейшему снижению экономической активности (061, с. 9).

Оценивая краткосрочные последствия западных санкций для российской экономики, эксперт К. Уифер (СИ. Weafer) указывает, что персональные санкции, а также некоторые секторальные санкции, в частности запрет на поставки оборудования для нефтяной промышленности, пока еще не произвели сколько-нибудь заметного эффекта (062). Согласно прогнозам, добыча нефти в России должна была сократиться (вследствие санкций) на 500 тыс. баррелей в день, однако реальная добыча в первом полугодии 2015 г. возросла на 1,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составила в среднем 10,7 млн баррелей в день (062).

Среди краткосрочных эффектов санкций К. Уифер отмечает изменение экономической политики России, в частности такую контрмеру правительства, как программа импортозамещения (прежде всего, в сфере сельхозпроизводства), которая пока не принесла ожидаемых результатов. Объективная реальность такова, что даже при сохранении в ближайшем будущем интенсивной государственной поддержки этой программы стране понадобится по меньшей мере 5 лет, чтобы обеспечить население отечественными продуктами в достаточном объеме. Здесь сказываются десятилетия невнимания российского государства к развитию сельского хозяйства и сельхозмашиностроения.

Еще один эффект санкций касается геополитических изменений, а именно развития более тесных экономических взаимоотношений с Китаем и другими развивающимися странами. По мнению К. Уифера, есть основания говорить не столько о повороте России на Восток, сколько о совпавшей по времени с санкциями стратегии диверсификации торговых партнеров. Россия «осознала» тот факт, что 80% экспорта ее газа приходится на страны ЕС (в импорте ЕС доля российского газа - 40%), а в импорте потребительских продуктов доля ЕС составляет 50%. Новые акценты в геополитике не

означают, однако, что в ближайшем будущем зависимость России от западной технологии ослабнет и страна сможет существенно уменьшить абсолютные и относительные объемы товарооборота с ЕС.

Западные санкции влияют на российскую экономику в основном опосредованно - через отток капитала и потерю доверия со стороны иностранных инвесторов, указывают английские эксперты (061). Но есть секторы, в частности финансы и энергетика, которые непосредственно ощущают на себе их воздействие.

Так, некоторые российские банки и компании лишились доступа на западные рынки финансирования и теперь вынуждены обращаться за финансовыми ресурсами к ЦБ России и правительству, что усугубляет давление на валютные резервы страны. Кроме того, российские банки вынуждены ужесточать стандарты кредитования компаний и домохозяйств. Падение рейтинга российских государственных ценных бумаг оказало понижающий эффект как на суверенный рейтинг России, так и на рейтинг главных фирм страны (агентство «Fitch», например, понизило в январе 2015 г. рейтинг 13 компаний страны) (061, с. 9).

Существует еще вид санкций, который западные страны могут применить к России (как санкцию «последней инстанции»), -это запрет российским банкам участвовать в международной платежной системе SWIFT, фактически являющейся монополией в сфере обслуживания движения денег в глобальном масштабе. Такой запрет может серьезно дестабилизировать российскую финансовую систему, особенно в краткосрочном плане.

Введенные санкции ограничивают доступ российских энергетических компаний к передовой технологии, необходимой для глубоководного бурения нефти и добычи сланцевой нефти. Примерно 90% всего объема добываемой нефти Россия сейчас получает из месторождений, открытых до 1988 г. Западные санкции могут приостановить процесс модернизации нефтяной промышленности России путем ограничения инвестиций. Некоторые западные компании уже вышли или собираются выйти из совместных с российскими партнерами венчурных проектов. По оценке аналитиков, при сохранении санкций добыча нефти в России может сократиться с теперешнего уровня 10,5 млн баррелей в день до примерно 7,6 млн к 2025 г. (061, с. 10).

2016.02.063

Режим санкций, считают английские эксперты, работает только в том случае, если связанные с ними издержки ложатся в основном на санкционируемое государство. С этой точки зрения политика ЕС в отношении России оправдалась. По сравнению с российскими контрсанкциями западные санкции легли на российскую экономику более тяжелым бременем.

Главный вопрос для Запада сегодня - как действовать дальше. Существуют разные взгляды по этому вопросу. Некоторые политические лидеры заявляют, что «Россия слишком большая и опасная страна, чтобы подвергнуть ее банкротству» (061, с. 20-21). Другие возражают, что Запад до сих пор не предпринял каких-либо кардинальных мер, чтобы обрушить российскую экономику, и отмена санкций вряд ли серьезно скажется на долгосрочных перспективах ее развития (хотя, возможно, уменьшит риск задолженности для российских корпораций).

Английские эксперты подчеркивают, что «западные санкции направлены конкретно против политики В. Путина; они не преследуют цель ущемить российский народ и Россию как государство» (061, с. 20). Поскольку маловероятно, что российская политика изменится в скором времени, западные санкции также сохранятся.

Е.Е. Луцкая

2016.02.063. ЦУГЦВАНГ1 В ЗАМЕДЛЕННОМ ТЕМПЕ? ПОСЛЕДСТВИЯ РОССИЙСКОГО СИСТЕМНОГО КРИЗИСА / ЛАЙНЕ В., МАРТИКАЙНЕН Т., ПИНОНИЕМИ К., СААРИ С. Zugzwang in slow motion? The implications of Russia's system-level crisis / Laine V., Martikainen T., Pynnöniemi K., Saari S. // FIIA analysis. - Helsinki, 2015. - N 6. - 18 p. - Mode of access: http://www.fiia.fi/fi/publication/554/zugzwang_in_slow_motion/

Ключевые слова: Россия; экономическая модернизация; политический режим; кризис; стагнация.

Как отмечают исследователи из Финского института международных отношений (Finnish institute of international affairs, FIIA), военные действия России в Крыму, Донбассе и в последнее время в

1 Цугцванг (нем. zugzwang - «принуждение к ходу») - положение в шашках и шахматах, в котором любой ход игрока ведет к ухудшению его позиции. -Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.