Научная статья на тему '2016.02.043. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КОЛЭН Н., ЛАНДЬЕ А., МОНАН П., ПЕРРО А. ÉCONOMIE NUMéRIQUE / COLIN N., LANDIER A., MOHNEN P., PERROT A. // LES NOTES DU СONSEIL D’ANALYSE éCON. - P., 2015. - N 26. - 12 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.CAE-ECO.FR/IMG/PDF/CAE-NOTE026.PDF'

2016.02.043. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КОЛЭН Н., ЛАНДЬЕ А., МОНАН П., ПЕРРО А. ÉCONOMIE NUMéRIQUE / COLIN N., LANDIER A., MOHNEN P., PERROT A. // LES NOTES DU СONSEIL D’ANALYSE éCON. - P., 2015. - N 26. - 12 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.CAE-ECO.FR/IMG/PDF/CAE-NOTE026.PDF Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ФРАНЦИЯ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016.02.043. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КОЛЭН Н., ЛАНДЬЕ А., МОНАН П., ПЕРРО А. ÉCONOMIE NUMéRIQUE / COLIN N., LANDIER A., MOHNEN P., PERROT A. // LES NOTES DU СONSEIL D’ANALYSE éCON. - P., 2015. - N 26. - 12 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.CAE-ECO.FR/IMG/PDF/CAE-NOTE026.PDF»

2016.02.043. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КОЛЭН Н., ЛАНДЬЕ А., МОНАН П., ПЕРРО А.

Économie numérique / Colin N., Landier A., Mohnen P., Perrot A. // Les notes du Conseil d'analyse écon. - P., 2015. - N 26. - 12 p. - Mode of access: http://www.cae-eco.fr/IMG/pdf/cae-note026.pdf

Ключевые слова: информационная экономика; Франция; бизнес-модель; конкуренция; доминирующее положение; регулирование.

В статье членов и внешних экспертов Совета по экономическому анализу (CAE) при премьер-министре Франции рассматриваются основные характеристики информационной экономики (ИЭ), проблемы и перспективы ее развития во Франции.

Основной чертой ИЭ является растущая доходность информационной деятельности, что объясняется более масштабными по сравнению с классической экономикой сетевыми эффектами (качество услуги зависит от размера сети, т.е. количества пользователей). Информационные технологии обеспечивают снижение тран-сакционных издержек, облегчая удостоверение подлинности и репутации участника сделки, позволяют поддерживать общение и доверие между сторонами. Именно это является основой создания платформ, на которых любители и полупрофессионалы могут найти клиентов в оптимальных и безопасных условиях и предложить им услуги часто более высокого качества, чем традиционные профессионалы. Сетевой эффект усиливается также за счет технологии машинного обучения (machine learning), опирающегося на сбор, накопление и обработку больших потоков данных о клиентах1.

Указанные особенности ИЭ подталкивают предприятия к увеличению размера и стимулируют концентрацию на рынках. При этом во многих случаях доминирующее положение занимает предприятие, сумевшее раньше других добиться экспоненциального роста за счет эффекта «снежного кома». Однако практика показывает, что из-за очень высокой конкуренции монополия одного

1 Машинное обучение предполагает самостоятельное выявление компьютером произвольных свойств в заранее накопленных данных и использование этих «знаний» для обработки свежей информации. Компьютер «учится» без человека: он увеличивает свои знания в выбранной области без дополнительного программирования. - Прим. реф.

предприятия в ИЭ менее устойчива, чем в традиционных сетях. При низких издержках входа в большинстве сегментов информационного рынка конкуренты доминирующего предприятия могут в любой момент перехватить инициативу, быстро распространяя новые процессы или функции. Одновременно продолжается конкуренция между крупными «цифровыми предприятиями» (ЦП), функционирующими на основе информационных технологий и постоянно диверсифицирующими свою деятельность.

ЦП больше, чем классические, зависят от пользователей. Если в традиционных сетях экономия на масштабе и сетевой эффект связаны с инфраструктурой, которая требует высоких постоянных затрат, то в ИЭ эти эффекты являются следствием доверия, которое ЦП сумели внушить пользователям. В то же время в ИЭ, где конкуренция осуществляется «в один клик», индивиды становятся все более требовательными и способны создать конкуренцию между имеющимися предложениями. В этих условиях ЦП должны постоянно предлагать инновации.

Франция отстает от других стран ОЭСР в области ИЭ: в 2013 г. на информационно-коммуникационные сектора (ИКС) приходилось 4,33% ВВП страны против 5,5% в среднем по ОЭСР. Хотя для развития ИЭ во Франции имеется хорошая база - 83% домашних хозяйств имеют доступ в Интернет против 81% в среднем по ЕС; 68% французов пользуются Интернетом ежедневно против в среднем 65% в ЕС; более 40% французов имеют смартфоны, - она отстает от других передовых стран по предложению информационных услуг. В 2014 г. только 63,6% французских предприятий имели собственные сайты (против 76,2% в среднем по ОЭСР); в том же году только 17,1% французских предприятий использовали социальные сети для взаимодействия с клиентами (в ЕС - 25,2%).

Такое отставание объясняется следующими причинами. Во-первых, специалисты ИКС составляют только 2,8% занятых против 3,5% в Германии, 4,1 в США и 6,1% в Финляндии. По данным ОЭСР, компетентность французских специалистов относительно низка, что осложняет инвестиции в ИЭ и освоение информационных технологий работниками. Во-вторых, несовершенство законодательства, регулирующего рынки труда, товаров и услуг и банкротство предприятий, препятствует развитию бизнес-моделей ИЭ, тормозит обновление предприятий и деятельность инвестиционных

фондов (с. 4). В-третьих, во Франции недостаточно как крупных инвестиционных фондов, способных брать на себя высокие риски на длительный срок, так и бизнес-ангелов. Тем не менее, по некоторым данным, активы французских стартапов выросли в 20122014 гг. на 22%, а их оборот - на 43% (с. 5).

Сложившаяся ситуация частично связана со слишком жестким секторальным законодательством и неадекватной структурой финансирования новых предприятий. Во Франции не только не хватает институциональных инвесторов (таких как пенсионные фонды и дотационные фонды крупных университетов), но и относительно слаб венчурный капитал. Хотя недостатки системы финансирования новых предприятий частично компенсируются механизмами их поддержки, доступ к ним ограничен значительными административными барьерами. В целом бизнес-модели ЦП не укладываются в существующие законодательные рамки, что затрудняет их деятельность, поэтому следует развивать специфические инфраструктуры (физические - телекоммуникационные сети, инфраструктуры, обеспечивающие доступ к базам данных, и юридические - законодательные и нормативные акты) для дополнительного стимулирования создания и роста ЦП во Франции.

Существуют и определенные трудности антимонопольного регулирования в ИЭ и выявления злоупотреблений доминирующим положением. Для быстрого достижения критической массы ЦП используют различные стратегии. Однако обычные методики оценки политики доминирующих компаний, направленной на устранение конкурентов, сложно применять в многосторонних моделях. В частности, бесплатный доступ интернет-пользователей к ресурсам веб-платформы чаще всего ориентирован на запуск сетевого эффекта, а не на устранение конкурентов.

Другим примером стратегии, которая может как способствовать, так и противодействовать конкуренции, являются эксклюзивные контракты (contrats d'exclusivité) на двусторонних рынках1. Как это ни парадоксально, веб-платформа способствует дифференциации услуг, если она привязывает к себе некоторых рыночных агентов, поскольку это предотвращает чрезмерную концентрацию. Од-

1 Рынок, в котором участники (производители и потребители) торгуют непосредственно между собой по договорным ценам. - Прим. реф.

нако слишком большое число эксклюзивных контрактов, заключенных доминирующей веб-платформой, может помешать входу на рынок или развитию нового агента. Хотя конкурентное право располагает необходимыми инструментами для выявления антиконкурентного поведения ЦП, некоторые методики необходимо адаптировать к специфике ИЭ.

Благодаря сбору и обработке персональных данных интернет-пользователей ИЭ повышает качество оказываемых услуг. Целевые коммерческие предложения, основанные на предпочтениях пользователей, способствуют экономии затрат покупателей на продавцов и затрат продавцов на привлечение новых клиентов, что повышает качество подбора пар. Оптимизируется и посредническая деятельность. Например, услуги, основанные на геолокализации1 (поиск отелей или заказ такси), оптимизируют пересечение предложения и спроса за счет сбора данных о потребительских привычках пользователей. Наряду с предложением услуг веб-платформы создают дополнительную полезность для потребителя в виде баз данных, которые могут использоваться участниками различных рынков.

С точки зрения конкуренции персональные данные играют двойственную роль. Они являются привилегированной информацией, которая может быть монополизирована частными предприятиями и препятствовать входу на рынок новичков. Перспективным рычагом регулирования в подобных ситуациях является законодательное установление права переносимости (portability) персональных данных для пользователей2. Персональные данные также могут служить общественным интересам. Например, жалобы пользователей позволяют выявить информацию о состоянии их здоровья, возрасте и т.д. Эти данные власти могут использовать для выявления эпидемий и некоторых болезней. Оцифровка персональных данных может пригодиться и самому индивиду, например,

1 Геолокализация - определение реального географического положения различных устройств (ПК, телефона, 1Ро<! и т.д.), подключенных к Интернету. -Прим. реф.

Фактически это право собственности пользователей на персональные цифровые данные, которое позволяет им экспортировать (переносить) свои данные (текстовые файлы, фотографии, видео и т.д.) из систем электронной почты, блогов и хостинга одного сервиса на другой. - Прим. реф.

когда она позволяет подтвердить его «хорошее» поведение в тех или иных ситуациях.

Для предотвращения нарушений конкуренции, связанных с ИЭ, необходимо отслеживать коммутационные расходы, использование стратегии бесплатности доступа и эксклюзивных контрактов, соблюдения права переносимости данных. Поэтому регуляторам следовало бы предоставить дополнительные компетенции для выполнения их миссии. Прямые и косвенные сетевые эффекты полезны пользователям: они рождают динамику роста и способствуют развитию стандартов. Однако возникающие при этом ситуации доминирования отдельных ЦП могут мешать входу на рынок новых участников.

Развитие ИЭ приводит к поляризации рынка труда. По мере сокращения рабочих мест для работников среднего звена (т.е. для лиц так называемых промежуточных профессий) в ИЭ формируются две категории рабочих мест: хорошо оплачиваемые управленческие или креативные рабочие места, требующие высокой квалификации, и рабочие места с низкой зарплатой для лиц с низкой квалификацией, концентрирующиеся в сфере личных услуг. Это явление наблюдается во всех промышленно развитых странах, в том числе и во Франции.

Низкоквалифицированный труд в ИЭ часто принимает форму индивидуальной занятости. Во Франции доля самозанятых в общей численности занятых растет с 2001 г., что подтверждается ростом числа индивидуальных предпринимателей (auto-entrepreneurs). Возможность прямого контакта с клиентами на веб-платформах позволяет независимому работнику использовать гибкий рабочий график и сочетать различные виды деятельности. ИЭ прерывает длительную тенденцию к увеличению доли наемных работников в пользу роста доли самозанятости, и это создает новые вызовы для системы государственного регулирования и социальной защиты.

Для преодоления отставания Франция в сфере развития ИЭ, по мнению авторов, необходимо: избегать создания «цифрового сектора» с особым режимом; ввести экспериментальное право для инновационных предприятий; установить право переносимости персональных данных пользователей во всех секторах; предоставить органам регулирования кадровые и технические ресурсы, необходимые для экономических исследований; распространить ста-

тус индивидуального предпринимателя, устранив некоторые перекосы в области налогообложения; облегчить переход к более стабильным правовым формам деятельности (с. 11).

И.Ю. Жилина

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ

2016.02.044. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ СООТВЕТСТВИЕ ОСОБЕННОСТЯМ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ. Innovation processes: Which process for which project? / Salerno M.S., Gomes L.A.V., Silva da D.O., Ragno R.B., Frietas S.L.T.U. // Technovation. - Amsterdam, 2015. - Vol. 35, N 1. - P. 59-70. - Mode of access: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S01664972140 01072

Ключевые слова: управление инновациями; инновационные процессы; разработка новой продукции; ситуационный подход.

Группа исследователей из Университета Сан-Паулу (Бразилия) отмечают, что инновационные процессы (ИП) традиционно рассматривались как цепочка заранее определенных последовательных этапов: генерирование идеи, отбор, разработка и внедрение. Опираясь на ситуационный подход, авторы указывают, что ИП могут иметь различную конфигурацию в зависимости от конкретных ситуаций и критериев их выбора. Исследование практики ставит вопросы о соответствии ИП характеру и типу инновационного проекта, возможной типологии ИП, методах планирования ресурсов, направляемых фирмой на ИП и не укладывающихся в традиционные модели.

Традиционные модели ИП концентрируются, по мнению авторов, на разработке новой продукции. Эта деятельность предполагает усилия по многим направлениям, включая управление ресурсами, сбор информации, экспертные оценки, исследование рынка и т. д. Они также направлены в основном на потребности крупных компаний, имеющих мощные подразделения НИОКР, и на масштабные проекты, требующие значительных ресурсов и времени на реализацию. Такие модели не подходят для других, столь же важных ИП, в том числе характеризующихся высокой степенью сложности и неопределенности, ориентированных на радикальные ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.