даже усилия системы государственного и общественного контроля (homo sapiens и homo demens / homo oeconomicus и homo ludens / homo faber и homo destruens). Кроме того, за этим может стоять необходимая «прививка зла в гомеопатических дозах» или «выражение социального витализма». Автор видит также возможность трактовать сверхпотребление образов катастроф как связь, существующую между развлечением и разрушением. Современный человек существует в слишком благополучной, доброжелательной, безопасной и, как ни парадоксально это звучит, скучной цивилизации. Отсюда - подсознательное отвращение к «рутинной» повседневности, которую общество модерна непрерывно «оздоравлива-ет» (Н. Элиас), «одомашнивает» (М. Вебер), «пастеризует» (Ф. Ницше), за которой «надзирает» (М. Фуко) и которую «приводит к единообразию, запирает, нормализует, дезинфицирует, делает рациональной» [с. 79]. В обществе, где властвует, по словам Д.Г. Балларда, «тирания счастья»1, событие-катастрофа может восприниматься как своего рода развлечение, дарящее ощущение свободы.
Таким образом, подытоживает автор статьи, в современном благополучном обществе, по сути отвергающем смерть, как с помощью науки, так и символически, притягательность катастроф и стремление к борьбе с неизведанным выглядят естественно.
Е.Л. Ушкова
2016.02.008. БЕЛЬЯН М. ИСТОРИЯ СПИДА КАК ИСТОРИЯ ЧУВСТВ.
BELJAN M. Aids-Geschichte als Gefühlsgeschichte // APuZ: Aus Politik und Zeigeschichte. - Bonn, 2015. - Jg. 65, H. 46. - S. 25-31.
Ключевые слова: СПИД; ВИЧ; страх; стигматизация; 1980-е годы; Германия.
Выпуск № 46 за 2015 г. журнала социальной и политической истории «Aus Politik und Zeigeschichte» посвящен одному десятилетию в жизни Германии, а именно 1980-м годам. Автор реферируемой статьи, Магдалена Бельян (Институт им. Макса Планка, Берлин), прослеживает, какое воздействие оказало на повседневную
1 Ballard J.G. La foire aux atrocités / Trad. par F. Rivière. - P. : Tristram, 2003.
жизнь немецкого общества появление и распространение ВИЧ. С точки зрения автора, пресловутый страх СПИДа - это не что иное, как страх стигматизации и социального исключения.
В 1981 г. стало известно о первых случаях заражения загадочной болезнью, симптомами которой было сочетание тяжелой грибковой инфекции и воспаления легких. Первыми заболевшими оказались молодые гомосексуалисты из крупных городов вроде Нью-Йорка и Сан-Франциско. В американской прессе новый синдром сразу же получил наименование «иммунодефицита гомосексуалистов» [«gay-related immune deficiency», с. 25]. Однако вскоре были обнаружены случаи, не вписывавшиеся в эту модель. Наконец, в 1982 г. появился медицинский термин для обозначения данного явления - «синдром приобретенного иммунодефицита» (сокращенно - СПИД). В США к тому моменту умерли уже 130 человек; в тот же год первые случаи заболевания были выявлены в Германии.
Ни одна другая болезнь, отмечает автор, в 1980-е годы не освещалась в прессе так широко, как СПИД (в качестве основного источника она использует журнал «Der Spiegel»). Важной составляющей медиаобраза синдрома был страх. СПИД представал «ужасной болезнью», «смертельной эпидемией», не бояться которой - значит вести себя исключительно «нерационально». При этом основные носители ВИЧ и больные СПИДом - гомосексуалисты - описывались как ведущие беспорядочную половую жизнь; звучали призывы, чтобы они жили моногамно, а также чтобы был усилен контроль за сексуальным здоровьем занимающихся проституцией. Проводилось отчетливое различие между «виновными» носителями, к которым принадлежали, прежде всего, гомосексуалисты и наркозависимые, и носителями «невиновными», которые заразились в результате переливания крови и иных медицинских манипуляций, потенциально допускавших контакт с кровью больного человека.
Ближе к концу 1980-х годов характер публикаций начал меняться. Утвердилось представление о ВИЧ - вирусе иммунодефицита человека - в противовес уже развившемуся заболеванию, известному как СПИД (вирус был открыт в 1983 г.); первая статья о людях, живущих с ВИЧ, была опубликована в «Spiegel» в 1987 г. Таким образом, распространялось знание о том, что заражение не означает неминуемую, и к тому же скорую, смерть. Одновременно
с этим стали появляться публикации о людях, заразившихся при гетеросексуальных половых контактах. Тем самым ВИЧ и СПИД более не являлись угрозой для определенных групп населения, теперь они касались каждого. А страх уже не виделся «логическим» ответом на «ужасную болезнь»; скорее он рассматривался как причина атмосферы стигматизации, в которой приходилось обитать практически всем носителям вируса.
В следующей части статьи автор исследует «работу с чувствами», осуществлявшуюся представителями немецкого гражданского общества в 1980-е годы. В 1983 г. силами группы энтузиастов (медицинских работников, юристов, борцов за права гомосексуалистов) была создана DAH - Deutsche Aids-Hilfe, общественная организация, помогающая живущим с ВИЧ и СПИДом. Ее целью стала поддержка носителей, а также распространение информации о вирусе и заболевании (в частности, разъяснения по поводу защищенного и незащищенного секса). Члены организации критиковали существующие анализы на ВИЧ и протестовали против негативного отношения к носителям в обществе. Согласно им, страх и предвзятое отношение порождаются не чем иным, как недостатком знания. Кроме того, они полагали, что необходимо формировать сети поддержки, поэтому взаимодействие осуществлялось также с семьями, друзьями и коллегами. По словам М. Бельян, в 1980-е годы DAH представляла собой пространство, где артикулировались и канализировались сопряженные со СПИДом эмоции.
Наконец, в середине 1980-х годов начала разворачиваться государственная политика в отношении ВИЧ / СПИДа. В 1987 г. Министерство здравоохранения признало деятельность DAH; отныне организации предписывалась забота о конкретных людях, живущих с ВИЧ, а соответствующее федеральное агентство в составе министерства занималось бы общей разъяснительной работой. Министром здравоохранения ФРГ с 1985 по 1988 г. была Рита Зюсмют; под ее началом, в духе неолиберальных ценностей, министерство сделало ставку на профилактику заболеваний. В 1987 г. стартовала кампания под названием «Gib Aids keine Chance» («Не дай СПИДу шанс»). На каждого человека, особенно ведущего активную половую жизнь, возлагалась ответственность за собственную безопас-
ность. Презерватив стал синонимом защищенного («safer») секса и должен был превратиться в жизненную норму. В итоге, если в 1984 г. согласно опросам 24% населения Германии использовали презерватив для защиты от инфекций, передающихся половым путем, в 1989 г. эта цифра возросла до 75, а к 1999 г. - до 93% [с. 30].
По данным Института им. Роберта Коха, между 1982 и 2004 гг. в Германии заразились ВИЧ порядка 73 тыс. людей. Притом что, согласно репрезентативному опросу, проведенному 1989 г. Институтом демографии Алленсбаха, 84% населения считали СПИД смертельным заболеванием1, во второй половине 1980-х годов утвердилось важное различение между вирусом и синдромом. С момента инфицирования до проявления симптомов болезни могут пройти месяцы и даже годы. В 1990-е годы качество жизни с ВИЧ значительно повысилось. Положительный результат анализа более не означал негативного взгляда на жизнь. СПИД и ВИЧ «нормализовались» и стали рутинным общественным феноменом. Согласно другому опросу 1989 г., осуществленному тем же институтом, только 6% немцев видели в ВИЧ непосредственную угрозу для себя2. По мысли автора, важность представляет не только индивидуальное эмоциональное переживание того или иного явления, но и то, как чувства по отношению к данному явлению артикулируются, проблематизируются и политизируются. В отношении СПИДа одна из важнейших эмоций - страх. В 1980-е годы страх перед ВИЧ и СПИДом не раз становился темой публикаций в прессе и общественных дебатов. При этом на индивидуальном уровне, с точки зрения автора, речь шла прежде всего о страхе стигматизации и социальной изоляции.
Я. В. Евсеева
1 Allensbacher Jahrbuch der Demoskopie, 1984-1992 / Hrsg. von E. Noelle-Neumann, R. Köcher. - München Saur; Allensbach: Verl. für Demoskopie, 1993. -S. 237 ff.
2 Ibid.