Научная статья на тему '2016. 02. 005. Алипур А. Отношение Турции к событиям на Южном Кавказе. Alipour A. Turkey's stance towards the main developments in the South Caucasus // insight Turkey. - Ankara, 2015. - vol. 17, n 1. - S. 191-211'

2016. 02. 005. Алипур А. Отношение Турции к событиям на Южном Кавказе. Alipour A. Turkey's stance towards the main developments in the South Caucasus // insight Turkey. - Ankara, 2015. - vol. 17, n 1. - S. 191-211 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
65
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРЦИЯ / ЗАКАВКАЗЬЕ / АЗЕРБАЙДЖАН / АРМЕНИЯ / ГРУЗИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 02. 005. Алипур А. Отношение Турции к событиям на Южном Кавказе. Alipour A. Turkey's stance towards the main developments in the South Caucasus // insight Turkey. - Ankara, 2015. - vol. 17, n 1. - S. 191-211»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И ЗАКАВКАЗЬЕ

2016.02.005. АЛИПУР А. ОТНОШЕНИЕ ТУРЦИИ К СОБЫТИЯМ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ.

ALIPOUR A. Turkey's stance towards the main developments in the South Caucasus // Insight Turkey. - Ankara, 2015. - Vol. 17, N 1. -S. 191-211.

Ключевые слова: Турция; Закавказье; Азербайджан; Армения; Грузия; внешняя политика.

А. Алипур (Университет Сабанджи, Стамбул, Турция) анализирует политику Турции в отношении Азербайджана, Армении и Грузии в период деятельности правительства Партии справедливости и развития (ПСР).

С приходом к власти ПСР внешнеполитическая концепция государства подверглась основательному пересмотру, и это, в частности, коснулось принципов взаимоотношений с ближайшим окружением. Одним из ключевых моментов разработанной идеологами ПСР концепции «стратегической глубины» стало положение «ноль проблем с соседями». Предполагалось, что развитие отношений с близлежащими государствами должно осуществляться по четырем основным направлениям: «а) установление механизмов политического диалога на высшем уровне; б) экономическая взаимозависимость; в) развитие региональной политики с участием всех региональных акторов; г) мирное сосуществование в условиях многообразия и терпимости к различиям» (с. 193).

Закавказью, как территориально близкому региону, в новой внешнеполитической концепции уделялось особое внимание. В ПСР полагали, что прочные отношения с возникшими на юге Кавказа независимыми государствами позволят Турции, во-первых, восстановить перед лицом Запада геополитическую значимость, которую она частично утратила с исчезновением Советского Союза, и, во-

вторых, добиться для себя места центрального государства в регионе. Огромную роль сыграл и сугубо прагматический интерес к Закавказью с его богатыми запасами нефти и газа.

Главным партнером Турции на Южном Кавказе стал Азербайджан, что объясняется не столько близостью культур, этносов, языков и религий двух народов, сколько соображениями экономического характера. Уже в 2008 г. Турция была вторым по значимости торговым партнером Азербайджана (18,2% всего импорта). Такая же ситуация сохранялась и в 2010 г., когда объем товарооборота составил 2416 млрд долл. К 2013 г. он возрос до 3,3 млрд долл. В настоящее время Турция занимает в Азербайджане первое место по импорту и 11-е место по экспорту. Согласно данным Государственного статистического комитета Республики Азербайджан за 2015 г., общий объем товарооборота превышает 5 млрд долл., и существуют планы к 2023 г. довести этот показатель до 15 млрд долл. (с. 192).

Развитие стратегического партнерства с Азербайджаном отвечает амбициям Турции, стремящейся диверсифицировать импорт энергоносителей (в частности, снизить зависимость от нефти и газа из России и Ирана) и стать главным энергетическим хабом в регионе. Азербайджан, со своей стороны, не меньше заинтересован в партнерстве, так как через Турцию он надеется установить прочные связи с Западом. Кроме того, разрабатывая собственные ресурсы и развивая нефтегазовую отрасль, Азербайджан надеется уменьшить зависимость от России. Наконец, Баку использует заинтересованность Турции в энергоносителях при решении собственных стратегических задач. Прежде всего, это касается процесса нормализации отношений между Турцией и Арменией, в повестку дня которого Азербайджан пытается внести проблему Нагорного Карабаха.

Правительство ПСР за годы пребывания у власти подписало с азербайджанской стороной четыре важных контракта. Два из них касаются газопроводов Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД - действует с 2006 г.) и Баку - Тбилиси - Эрзерум (БТЭ - действует с 2007 г.). Еще одно соглашение было заключено в связи с проектом «Набук-ко», который так и не был реализован. В октябре 2011 г. был заключен контракт по поводу сооружения Транс-Анатолийского газопровода (ТАНАГ), названного проектом века. Спонсором

ТАНАГ выступают Соединенные Штаты. Планируется, что газопровод протяженностью в 1841 км обеспечит транспортировку через Грузию и Турцию в Европу 16 млрд куб. м азербайджанского газа. Сразу после пересечения турецкой границы ТАНАГ будет соединен с Транс-Адриатическим газопроводом (ТАГ), по которому азербайджанский газ пойдет в Италию.

Проект ТАНАГ обещает быть для Турции более выгодным, чем два предыдущих. Соглашение, подписанное между Баку и Анкарой, дает Турции право не только на покупку, но и на реэкспорт газа. Кроме того, благодаря новому газопроводу Турция будет получать газ по более низкой цене, чем сейчас, что позволит ей в перспективе добиваться более выгодных условий в расчетах с Ираном и Россией. Наконец, ТАНАГ повышает шансы Турции стать крупным энергетическим хабом. В то же время реализация ТАНАГ, в отличие от «Набукко», не грозит Турции и Азербайджану осложнением отношений с Россией, так как конечными потребителями газа в данном случае являются государства Южной Европы, и объемы газа, которые планируется поставлять по данному трубопроводу, далеко не покрывают европейские потребности в целом.

Болезненной темой турецкой внешней политики в Закавказье является нормализация отношений с Арменией. Несмотря на то что Турция второй после США признала независимость Армении, между странами до сих пор не установлены дипломатические отношения, и граница между ними закрыта. На пути нормализации стоят два серьезных препятствия: проблема признания Турцией факта геноцида армянского народа в 1915 г. и конфликт между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха.

О том, что и Турция, и Армения проявляют явный интерес к установлению нормальных двусторонних отношений, свидетельствуют тайные переговоры, которые президенты А. Гюль и С. Саргсян вели, используя для этой цели отборочные матчи к чемпионату мира по футболу. Эти контакты были названы «футбольной дипломатией». К очевидным признакам сближения можно также отнести: встречи между высокопоставленными представителями обеих стран, имевшие место между 2003 и 2008 гг. (состоялось шесть таких встреч); подчеркнуто снисходительное отношение Анкары к нелегальному пребыванию на территории Турции около 70 тыс. граждан Армении; восстановление и охрану памят-

ников армянской культуры, находящихся в пределах турецких границ. Кроме того, в турецком обществе начало формироваться новое, отличающееся от официального отношение к проблеме геноцида, о чем свидетельствует получившая поддержку десятков тысяч граждан кампания сбора подписей в Интернете под лозунгом «Армяне, простите нас», начало которой положили 200 турецких интеллектуалов.

Когда в апреле 2009 г. министры иностранных дел Турции и Армении выступили с совместным заявлением о достижении прогресса и взаимопонимания, а также о выработке дальнейших шагов в направлении нормализации отношений, стало очевидно, что процесс поднялся на новый качественный уровень. В октябре 2009 г. стороны подписали в швейцарском Цюрихе протоколы, касающиеся дальнейших шагов в направлении нормализации отношений. При этом в тексте протоколов сознательно не были упомянуты проблемы геноцида армян и армяно-азербайджанского конфликта по поводу Нагорного Карабаха.

Факт подписания документов, а также факт получения поддержки от США и ЕС вызвали негативную реакцию Азербайджана и привели к кризису в азербайджано-турецких отношениях. Не вступая в прямую конфронтацию с Анкарой, Азербайджан стал действовать по трем разным направлениям. Руководство в Баку, прежде всего, инициировало кампанию в СМИ, целью которой было внушить обществу мысль о том, что турецко-армянское сближение негативно скажется на азербайджано-турецких отношениях. Параллельно оно начало устанавливать более тесные контакты с теми турецкими оппозиционными партиями (Партией националистического движения, ПНД и Народно-республиканской партией, НРП), которые не хотели бы осложнений в отношениях с Азербайджаном. Наконец, используя трибуну различных форумов, представители Азербайджана стали намекать на переориентацию сотрудничества в области энергетики в сторону России. В подтверждение серьезности намерений в 2010 г. Государственная нефтяная компания Республики Азербайджан (SOCAR) приняла решение о ежегодной продаже России 500 млн куб. м газа по цене 350 $ за куб. м (с. 199).

Предпринятые турецкой стороной попытки убедить бакинское руководство в том, что заключение армяно-турецких соглаше-

ний призвано ускорить решение Карабахской проблемы, не возымели успеха. Главным аргументом Баку было отсутствие в тексте протоколов самого упоминания о проблеме Нагорного Карабаха. Турции всеми способами давали понять, что дальнейшее сближение с Арменией приведет к еще большему отдалению от Азербайджана, а это, в свою очередь, не только поставит под удар ее амбициозные планы в регионе, но и грозит ослаблением тех секторов экономики, которые напрямую зависят от характера отношений с главным партнером на Кавказе. Из всех аргументов, приведенных Азербайджаном, наиболее убедительной оказалась угроза переориентироваться на Россию. Взвесив все за и против, турецкое руководство приняло решение сохранять проблему нормализации отношений с Арменией «в подвешенном состоянии».

Из трех закавказских государств Грузия является самым небольшим по размеру и слабым соседом Турции. Тем не менее по ряду причин она имеет для Турции важное стратегическое значение. Прежде всего, Грузия представляет собой некую буферную зону между Турцией и Россией. Из-за тупикового состояния армяно-турецких отношений Грузия оказалась незаменимым транспортным коридором, по которому азербайджанские нефть и газ могут поступать сначала в Турцию, а затем и на международный рынок. По территории Грузии также проходит один из участков железной дороги Баку - Тбилиси - Карс, проект которой близок к завершению. Именно ценность в качестве стратегического партнера заставляет Анкару оказывать Грузии поддержку в экономической, политической и военной областях. Турция одной из первых признала независимость Грузии после распада СССР. Согласно данным Национальной службы статистики Грузии (Оео81а1:) за 2015 г., Турция в настоящее время является крупнейшим торговым партнером Грузии и занимает первое место в сфере импорта и шестое место в сфере экспорта (с. 192). Турция оказала помощь Грузии при модернизации аэропорта в Батуми. Наконец, турецкие военные специалисты участвуют в процессе реорганизации грузинской армии в соответствии со стандартами НАТО и в подготовке личного состава некоторых родов войск.

Стратегическое партнерство с Грузией, однако, привносит большие сложности во взаимоотношения Турции с Россией, которая стремится сохранить свое влияние в Закавказье. Турция слиш-

ком зависит от России как торгового партнера и источника энергоресурсов, чтобы вступать с ней в конфронтацию1. Когда в 2008 г. между Россией и Грузией возник конфликт по поводу Южной Осетии, Турция оказалась перед необходимостью решать серьезную стратегическую дилемму. Она должна была одновременно помнить и о союзнических обязательствах перед Грузией, и об экономической зависимости от России. С позиций Запада, Турция, как член НАТО и союзник США и ЕС, была обязана поддерживать Грузию против России. Однако, оказавшись в столь сложной ситуации, Анкара попыталась занять нейтральную позицию. Она не стала оказывать Грузии военную помощь, а сосредоточилась на гуманитарной поддержке. Пострадавшему от войны населению было передано 100 тыс. тонн продовольствия. В дальнейшем Турция поучаствовала в возведении домов для беженцев в Гори, где с ее помощью было построено около 100 объектов. С момента распада Советского Союза Турция придерживалась тактики, в соответствии с которой в противоборстве «Россия - Запад» она не вставала на чью-либо сторону, а действовала исключительно в собственных национальных интересах. Об этом в 2008 г. в своих выступлениях официально заявляли и премьер-министр Р.Т. Эрдоган, и министр иностранных дел А. Давутоглу. Так, последний, выступая в Анкаре перед членами Совета по внешней политике (СБЯ), сказал, что Турция в силу географического положения на 75-80% находится в зависимости от энергетических ресурсов России и поэтому не может «следовать за европейскими странами по пути политики изоляционизма» и «не желает наблюдать конфронтацию между Россией и Америкой или Россией и НАТО, а также расплачиваться за стратегические ошибки или просчеты, совершенные Россией или Грузией» (с. 202). Конфликт по поводу Южной Осетии убедил Турцию в том, что Россия серьезно намерена сохранять свое доминирование в Закавказье и что у Анкары есть лишь одна возможность повысить свое влияние в регионе и обеспечивать там соблю-

1 «Поставки из России покрывают 29% потребностей Турции в нефти и 63% - в природном газе. С 2001 по 2014 г. импорт российского газа в Турцию вырос с 10,08 млрд кубометров до 27,33 млрд кубометров. Объем торговли между Турцией и Россией к декабрю 2014 г. достиг 33 млрд долл., и существует межгосударственная договоренность о доведении этого показателя до 100 млрд долл. в 2010 г.» (с. 201).

дение собственных интересов - сотрудничество с Москвой. Следуя такой линии поведения, Турция выдвинула идею создания «Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе» с участием России, Армении, Азербайджана и Грузии. Цель «Платформы» заключалась в продвижении идеи мира и стабильности в регионе через дипломатию и дискуссии.

Придя к власти в начале 2000-х годов, ПСР развернула активную деятельность в Закавказье, где из-за малоэффективной политики предыдущих правительств Турции досталась роль опоздавшей. Благодаря осуществлению новой внешнеполитической концепции «Стратегической глубины», в частности принципов взаимоотношений с соседями, Анкаре, однако, удалось добиться некоторых успехов. И все-таки на Южном Кавказе Турция еще далека от достижения поставленных перед собой целей. Закавказье по-прежнему представляет собой район политической и экономической нестабильности, и после распада СССР оно стало ареной соперничества между такими международными игроками, как США, ЕС, Россия, а также стремящийся к расширению сфер своего влияния Иран. Реализуя свою политику в отношении Закавказья, Анкара оказалась в центре конфликта интересов между Россией и Западом. Страны региона слишком зависимы от России, прежде всего в экономическом плане, что не позволяет им принимать самостоятельные решения. Россия, как главный гегемон, не приветствует и никогда не будет приветствовать расширение турецкого влияния, в котором она видит возрастание влияния Запада. А это значит, что Турции еще предстоит столкнуться со значительными проблемами на пути реализации своих региональных амбиций.

Н.Б. Шувалова

2016.02.006. БЁЛЮКБАШИ С. АЗЕРБАЙДЖАН. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ.

Bolukbasi S. Azerbaijan: A political history. - L.; N.-Y.: I.B. Tauris, 2014. - XVI, 292 p.

Ключевые слова: Азербайджан; Алиев; СССР; национализм; государственное строительство.

«Этот проект скорее о прошлом, чем о будущем. Тем не менее, описывая проблемы, модели и тенденции, он имеет целью оп-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.