Научная статья на тему '2016. 01. 028. Вольфенсбергер М. Развитие талантов в европейской системе высшего образования. Wolfensberger M. talent development in European higher education: honors programs in the Benelux, Nordic and German-speaking countries. - Cham: Springer international Publishing, 2015. - 335 p. - pdf. - doi:10. 1007/978-3-319-12919-8'

2016. 01. 028. Вольфенсбергер М. Развитие талантов в европейской системе высшего образования. Wolfensberger M. talent development in European higher education: honors programs in the Benelux, Nordic and German-speaking countries. - Cham: Springer international Publishing, 2015. - 335 p. - pdf. - doi:10. 1007/978-3-319-12919-8 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТАЛАНТОВ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ВУЗАМИ / СООТВЕТСТВИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЫНКУ ТРУДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 01. 028. Вольфенсбергер М. Развитие талантов в европейской системе высшего образования. Wolfensberger M. talent development in European higher education: honors programs in the Benelux, Nordic and German-speaking countries. - Cham: Springer international Publishing, 2015. - 335 p. - pdf. - doi:10. 1007/978-3-319-12919-8»

2016.01.028. ВОЛЬФЕНСБЕРГЕР М. РАЗВИТИЕ ТАЛАНТОВ В ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. WOLFENSBERGER M. Talent development in European higher education: Honors programs in the Benelux, Nordic and German-speaking countries. - Cham: Springer international publishing, 2015. - 335 p. -PDF. - DOI: 10.1007/978-3-319-12919-8.

Ключевые слова: программы для развития талантов; философия образования; национальная система высшего образования; конкуренция между вузами; соответствие высшего образования рынку труда.

Исследовательница из Нидерландов (Исследовательский центр по развитию талантов в высшем образовании и обществе в Университете прикладных наук Ханзе в Гронингене; Утрехтский университет) занимается изучением специальных образовательных программ в странах Северной Европы. Всего в книге проанализированы 303 вуза из 11 стран. В некоторых государствах этого региона специальные программы, направленные на развитие талантов, появились не так давно: например, в Нидерландах первая такая программа была запущена в 1993 г. Она неоднократно подвергалась критике, поскольку не совсем вписывалась в местную культуру, основанную на принципах эгалитаризма. В 2008 г. появилась программа «Сириус», профинансированная Министерством образования, культуры и науки. В настоящее время 19 вузов получили через эту программу гранты на развитие так называемых «программ превосходства» (programs of excellence).

В книге используется понятие «программы обучения для талантов» (honor programs) - специальные программы, отвечающие потребностям студентов с особыми дарованиями1. Такое понимание термина пришло из США, где около 4 тыс. университетов и колледжей имеют свои программы для одаренных. Координацией этих программ занимается профессиональная ассоциация Национальный совет по программам для одаренных (National collegiate honors council).

1 Одаренными в реферируемой книге считаются 20% студентов с лучшими результатами. - Прим. реф.

Современные программы для одаренных можно классифицировать по трем группам: 1) с углубленным изучением предмета; 2) междисциплинарные программы; 3) мультидисциплинарные программы (на стыке наук и искусств). Эта типология позволяется понять, что программы не всегда формируются под запросы талантливых молодых людей, они могут задумываться под новые виды экономической деятельности на стыке различных дисциплин и наук. Программы могут входить в курс бакалавриата или считаться магистерскими в зависимости от культуры обучения в той или иной стране. Например, в Норвегии, Исландии и Нидерландах считается, что молодые люди, имеющие степень бакалавра, уже подготовлены для трудовой деятельности (не более 25% бакалавров продолжают обучение), тогда как в Австрии, Люксембурге и Дании на рынок труда обычно выходят магистры (более 80% бакалавров продолжают обучение) (с. 21).

Страны, рассматриваемые в книге, - экономически развитые государства, имеющие эффективные системы образования. В 2014 г. самый низкий показатель ВВП на душу населения был у Бельгии (29 600 евро), а самый высокий - у Люксембурга (62 600 евро). Уровень безработицы в них варьирует от 3,3% трудоспособных (Норвегия) до 8,4% (Бельгия). С точки зрения государственных затрат на образование и высшее образование показатели у 11 изучаемых стран стабильно хорошие и нередко превышают средние показатели для стран ОЭСР (табл. 1).

Таблица 1 (с. 18)

Государственные расходы на образование и высшее образование, в % к ВВП, 2010 г.

Страны Расходы на Страны Расходы

образование на в/о

Ср. для стран ОЭСР 5,8 Ср. для стран ОЭСР 1,4

Швейцария (мин.) 5,2 Швейцария (мин.) 1,3

Дания (макс.) 8,8 Норвегия (макс.) 2,6

Норвегия (макс.) 8,8

Для того чтобы оценить перспективность программ для одаренных в той или иной стране, необходимо отталкиваться от двух показателей: равенство в образовании и гибкость образовательной системы. Оба этих показателя рассчитываются в рамках Глобаль-

ной программы оценки знаний ОЭСР1 (Programme for international student assessment - PISA). Первый показатель показывает, насколько в стране открыт доступ к образованию независимо от пола, социального происхождения и экономического достатка семьи. Рассчитывается процент разброса (percentage of variance) результатов математического теста в зависимости от социально-экономического положения учеников: чем меньше этот показатель, тем выше равный доступ в стране к образовательным возможностям. Анализ показал, что идея «равенства возможностей» лучше всего работает в Норвегии, Исландии и Финляндии (7,4, 7,7 и 9,4% соответственно), а наихудший результат среди стран региона у Люксембурга (18,3%) (с. 19). Причем по результатам тестирования страны расположились совершенно в ином порядке, что говорит о том, что равенство возможностей никак не связано с общим уровнем результатов.

Под гибкостью образовательной системы подразумевается ее способность соответствовать индивидуальным особенностям учащихся. Этими особенностями могут быть как физические недостатки (инвалидность), так и умственное превосходство (талант). Данный показатель позволяет оценить, насколько результаты школьников превышают ожидаемые с учетом сдерживающих развитие факторов (бедность, болезнь и т.д.), и рассчитывается как процент обучающихся с ограниченными возможностями здоровья среди 25% студентов, демонстрирующих лучшие показатели. По этому показателю лучшими оказались Нидерланды, Финляндия и Бельгия (более 8%), но только Германия, Норвегия и Швейцария демонстрируют положительную динамику по сравнению с 2003 г. (повторное исследование проводилось в 2012 г.) (с. 19).

С точки зрения развития программ для одаренных важно определить национальную систему высшего образования как массовую или элитарную. В книге эта характеристика оценивается как процент обучающихся в общей численности населения. Элитарным можно назвать высшее образование Люксембурга, так как здесь его получает одновременно только 1% населения. Напротив, массовым

1 Математическое тестирование PISA проводится во многих странах мира каждые три года с 2000 г. (обследование 15-летних школьников). Дополнительные аналитические исследования позволяют оценивать характер образовательной системы страны. - Прим. реф.

может считаться высшее образование Финляндии, Исландии, Швеции, Дании. Причем Исландия расширила доступ к высшему образованию преимущественно за последние 10 лет (вместо 4% во 2002 г. - 6% в 2011 г.).

Развитие национальных программ поддержки талантливой молодежи во многом определяется наличием в стране культуры интеллектуального развития (culture towards excellence). В книге рассматриваются национальные культурные особенности стран, влияющие на развитие талантов и способностей у учащихся.

Нидерланды. Традиция помогать отстающим студентам и школьникам в Нидерландах существовала и ранее, однако программы, направленные на развитие более одаренных учащихся, стали вводиться здесь только с 1993 г. В 2008 г. стартовала национальная программа «Сириус», субсидирующая развитие специальных программ углубленного изучения в нидерландских университетах. Большую часть бюджета «Сириуса» получили программы бакалавриата (48,8 млн евро), на магистерские программы всего было потрачено 12,2 млн евро (с. 51). Новые курсы должны были охватить 5% лучших нидерландских студентов. В 2014 г. финансирование по программе «Сириус» прекратилось, но все университеты согласились продолжать развитие программ для одаренных за свой счет. В настоящее время правительство поддерживает планы охватить этими программами 20% лучших студентов страны.

Интересной национальной особенностью стало появление специализированных программ для одаренных не только в исследовательских университетах, но и в высших учебных заведениях прикладного направления: с 2004 по 2010 г. появилось 40 таких учебных программ.

Бельгия. Программы для одаренных детей развиваются в Бельгии неоднородно. Страна включает три региона, жители которых говорят на разных языках: фламандском, французском и немецком. Во фламандской части страны существует развитая инфраструктура для формирования способностей детей на уровне школьного образования, во франкоговорящей части нет политики поддержки одаренных учащихся.

Бельгия обратилась к идее «образование для одаренных» позже, чем Нидерланды. В настоящее время правительство не принимает участия в финансировании этих проектов, но вузы имеют

право учреждать специализированные курсы самостоятельно. Этой возможностью воспользовались три фламандских и один французский вуз, в частности старейший в Европе Католический университет Лёвена (французское и фламандское отделения).

Люксембург. В стране используются несколько языков: люксембургский, немецкий, французский и английский, поэтому в начальных классах средней школы около 40% времени уходит на их изучение. Если в младших классах основной язык - немецкий, то в старших классах все предметы преподаются на французском языке. Английский язык изучается как иностранный. Это создает определенный трудности для школьников и студентов, особенно для иностранцев, число которых в учебных заведениях составляет 50% (с. 91).

Специальных программ обучения для одаренных не так много. Единственный университет страны - Университет Люксембурга -предлагает несколько таких программ. В этот вуз может поступить каждый выпускник школы, однако для обучения по популярным специальностям вводятся ограничения (информационные науки, психология).

Государственная образовательная политика направлена на изучение языков, развитие отношений в образовательной сфере с другими странами и увеличение мобильности. Многие способные студенты получают гранты на обучение в зарубежных университетах. Например, для девяти лучших студентов университета ежегодно учреждается премиальная поездка в одну из азиатских стран. Обычно такие поездки предпринимаются с целью получения дальнейшего языкового образования и изучения культуры страны.

Далее в книге рассматривается блок Северных стран (Дания, Исландия, Норвегия, Швеция и Финляндия) (Nordic countries). После Второй мировой войны эти страны приняли соглашение о кооперации. Был создан общий Северный совет и Совет министров Северных стран. Таким образом, у этих стран появилась возможность вести общую образовательную политику и иметь объединенный бюджет.

На протяжении XX в. в Северных странах были сильны позиции социальных демократов, чья политика способствовала росту благополучия жителей этих стран, а также широкому распространению идей эгалитаризма и равных возможностей. Лучше всего

идею эгалитаризма выразил датско-норвежский писатель Аксель Сандемусе в 1933 г. В одном из своих романов он сформулировал своеобразный кодекс поведения жителя Дании: «Не думай, что ты особенный и что ты лучше нас» (цит. по: с. 101). Особенно распространена культура эгалитаризма в Дании, Швеции и Норвегии. Финляндия и Исландия, напротив, имеют давнюю традицию поощрения культуры индивидуального развития. Нужно отметить, что культура равенства, характерная в той или иной мере для Северных стран, имела и позитивное влияние на развитие человеческого капитала, поскольку привела к учреждению бесплатного образования для всех на всех уровнях (включая высшее образование). Среди стран этого блока в области поддержки талантливой молодежи лидирует Дания. Ее политика начала меняться в этом вопросе с 2004 г.

Дания отличается от многих стран чрезвычайно высокими государственными затратами на образование (8,8% ВВП в 2010 г.) (с. 105). Дети приступают к учебе в шесть лет, и к 16 годам подростки успевают окончить начальную среднюю школу. Еще три года учебы дают право поступать в университет. К трудовой деятельности датчане бывают готовы лишь к 29-30 годам (уровень бакалавриата). Многие студенты продолжают обучение до магистерского уровня. Такая структура образования является причиной слишком позднего вхождения датской молодежи на рынок труда. Ускоренные курсы для лучших учеников могли бы стать одним из решений этой проблемы. До сих пор концепция высшего образования в Дании балансирует между инклюзивностью (помощь отстающим) и ориентацией на таланты.

Политика в сфере высшего образования в стране в значительной мере зависит от того, кто находится у власти. Социал-демократы, правившие здесь до 2001 г., были в большей мере сторонниками инклюзивного образования, новое правительство, куда не вошли социал-демократы, проявило заинтересованность в создании специальных программ для наиболее способных учащихся. В 2005 г. министр образования официально назвал поощрение талантов задачей номер один. В 2006 г. был создан Фонд «Глобализация» с бюджетом 3,4 млн евро, работа которого была направлена на развитие специальных магистерских программ обучения для одаренных студентов. Позднее правительством были утверждены особые дипломы для выпускников специализированных курсов

(spécial honors degrees), появились отдельные классы для одаренных учеников начальной и средней школы.

Однако датские школьники, принимающие участие в олимпиаде PISA, показывают худшие результаты, чем в среднем по Европе. Правительство разрабатывает различные инициативы с целью улучшения ситуации. В частности, создаются специальные программы для одаренных (honors programmes), а также меняются правила обучения: введена новая степень - honors degree; студенты получили право набирать больше учебных курсов, и они отмечаются в дипломе; в программы профессионально-технических колледжей были включены «научные» дисциплины, позволяющие в будущем выпускникам этих учебных заведений поступать в университет. Однако несмотря на большое количество инициатив, государственную политику по поддержке талантов в Дании нельзя считать полностью скоординированной.

В настоящее время шесть университетов Дании предлагают свои программы для одаренных студентов, большинство из которых разработаны в исследовательских университетах. Большим стимулом для развития этих программ был государственный проект «Элитные магистерские программы» (Elite Master programs) (2006-2012). По завершении проекта одни университеты приостановили работу специализированных курсов, но другие продолжили.

Ряд университетских колледжей Дании разрабатывают особые учебные программы под требования рынка труда. Однако такие колледжи не выдвигают специальные вступительные требования для поступающих, поэтому эти программы автор книги не относит к программам для одаренных.

Норвегия. Закон об образовании 2010 г. (Education act 2010) запрещает в Норвегии дифференцировать образовательные программы в зависимости от способностей учеников. Равенство - основная идея образовательной политики. В 2002 г. Норвегия впервые приняла участие в тестах PISA. Оказалось, что норвежские школьники имеют посредственные знания по основным дисциплинам, а по естественным дисциплинам (математика и физика) их показатели еще более удручающие. Новое тестирование 2012 г. еще раз подтвердило эти результаты. Представления о преимуществах эгалитаризма в стране начали постепенно меняться.

В 2010 г. была запущена программа по выявлению лучших практик в образовании, и в 2013 г. уже действовали четыре Центра превосходства (Centre of excellence) с годовым бюджетом в 350 тыс. евро у каждого. Центры премируют лучшие университетские программы на пятилетний срок в целях поддержки и развития ведущих учебных центров страны, например программа «BioCEED» в Бергенском университете.

В 2013 г. левоцентристское правительство сменилось правоцентристским. Новое правительство сделало поддержку одаренной молодежи одним из ключевых пунктов повестки дня. В его планах -существенно усилить подготовку преподавательского состава для школ и вузов.

В строгом смысле слова программ для одаренных в Норвегии до сих пор нет, но у норвежских студентов есть возможность обучаться за границей или участвовать в европейских или международных программах (Erasmus Mundus, Nordic master program). Кроме того, в стране есть вузы с конкурсом от 5 до 20 человек на место (Бергенская академия искусства и дизайна, Школа архитектуры и дизайна в Осло, Норвежская академия музыки и т.д.), здесь по специальным программам фактически обучаются самые талантливые и мотивированные молодые люди.

Швеция. По итогам PISA-тестирования в 2013 г. шведские учащиеся показали наихудшие результаты среди учащихся 11 стран Северной Европы. По всем предметам школьники Швеции набрали меньше баллов, чем в среднем для стран ОЭСР. Швеция участвовала также в тестировании PISA 2000 г., и за 13 лет ее результаты только ухудшились.

Одной из причин, по мнению экспертов, можно считать крайне низкую зарплату шведских учителей. Но дело, оказывается, не только в этом. Как показало специальное исследование специалистов ОЭСР, посвященное образованию в Швеции, учителя здесь ориентируются на крайне невысокий уровень поступающих школьников. В отличие от других стран региона в Швеции дети поступают в первый класс в более позднем возрасте и имеют низкую заинтересованность в учебе.

В начале 1990-х годов Швеция приступила к масштабному реформированию национальной системы образования. Реформа предусматривала появление «свободных», или частных, школ, и

каждый приходящий в такую школу ученик приносил с собой «государственное финансирование». Новая система имела ряд негативных последствий, которые горячо обсуждались в обществе. В частности, много вопросов вызывала так называемая «маркети-зация» образования. Новые частные школы не всегда предоставляли услуги высокого качества. К 2013 г. многие из них оказались банкротами, многие были уличены в том, что старались принять лучших учеников, отказывая остальным. В настоящее время правительство Швеции собирается отказаться от этой практики.

Шведские вузы имеют хорошую репутацию. Университеты Уппсалы и Лунда, Стокгольмский университет и Каролинский институт занимают высокие позиции в международных рейтингах. В этих университетах есть свои стратегии для привлечения наиболее способных студентов.

Швеция - единственная европейская страна, в которой на государственном уровне идея «выдающихся способностей» полностью отрицается, что крайне усложняет развитие здесь культуры поощрения талантов. Шведская исследовательница Л. Мэттсон (Ь. МаА^оп) предлагает шесть направлений, по которым следует двигаться, чтобы решить проблему развития талантов в стране. Одно из направлений - «идентификация способных студентов», признание их особых социальных и эмоциональных потребностей. Ею была основана Национальная сеть математиков, объединившая энтузиастов, готовых выявить одаренных учащихся и способствовать развитию их талантов. Однако пока заинтересованных в этой деятельности людей еще немного.

В сентябре 2014 г., перед национальными парламентскими выборами, правительство провозгласило новый политический курс, в котором учитываются интересы одаренных детей в школе. Но на выборах правящая коалиция потеряла большинство голосов, и судьба политики поддержки талантов остается неясной.

Шведские университеты активно участвуют в международных программах для одаренных учащихся, поскольку своих программ у них нет, хотя в некоторых университетах поддержка способных учеников осуществляется на индивидуальном уровне. Тем не менее программы для повышения интереса к определенным специальностям (не для одаренных) в Швеции существуют, напри-

мер, Медицинский университет Каролинского института старается привлечь студентов к исследовательской работе.

Финляндия резко отличается от стран региона: ее учащиеся показывают положительные результаты тестирования PISA. В этой стране также широко распространены идеи эгалитаризма. Образовательная система ориентирована на формирование целостной личности с твердым этическим и эстетическим стержнем. Школьные преподаватели получают здесь прекрасную подготовку: преподавать в школе можно, только имея магистерскую степень. Учителя получают высокую зарплату, что делает специальность преподавателя весьма престижной.

Все образование в Финляндии бесплатное. Конкурс для поступающих в университет традиционно очень большой, поэтому около 40% выпускников школ выбирают неакадемические профессии. Поступить в финские университеты может только треть из тех, кто прошел вступительные экзамены. На особенно востребованные факультеты (театральный, танцевальный, психологический) поступают только 10% способных абитуриентов.

Эксклюзивных форм обучения для одаренных детей в стране нет. Предполагается, что индивидуальный подход к ученикам заменяют специальные программы для обучения талантливых детей. Высокий конкурс для поступающих в университеты фактически делает все университетское образование элитарным.

Как и в Норвегии, в Финляндии существует программа поощрения ведущих исследовательских центров: созданы так называемые Центры превосходства (Centres of excellence), на развитие которых выделяются государственные субсидии. В период 20142019 гг. должны действовать 14 таких центров. Университеты Финляндии принимают активное участие в международных программах развития (CEMS-MIM, Erasmus Mundus), распространены летние школы для студентов, в задачи которых входит повышение мотивации к учебе. В трех университетах есть особые программы, предназначенные для углубленного изучения компьютерных наук, физики, иностранных языков.

Исландия. За период с 2007 по 2009 г. ВВП на душу населения Исландии упал с 48 тыс. евро до 27 200 евро (с. 165). В кризис 2008 г. три главных исландских банка потерпели крах, в результате многие секторы исландской экономики были перестроены, в том

числе и сектор высшего образования. Современное образование в Исландии отличает его ориентированность на обучение навыкам для жизни.

После кризиса были приглашены иностранные эксперты, которые, сделав подробный анализ системы высшего образования, дали рекомендации оставить только два университета, сосредоточив в них наиболее крупные исследовательские подразделения. Эти рекомендации не были выполнены.

Наиболее полно идея поддержки талантливых студентов получила выражение в вузах, где обучают искусству, особенно музыке. В Исландской академии искусства на музыкальном факультете есть специальная программа, по которой могут обучаться талантливые музыканты, еще не имеющие диплома о школьном образовании.

Результаты PISA 2012 г. показали, что исландские школьники демонстрируют низкие баллы по многим дисциплинам, особенно заметны негативные тенденции в обучении чтению.

Германия. Официально в стране не признаются специальные программы обучения для одаренных на уровне бакалавриата: это противоречит политике равенства возможностей. Однако школьное образование допускает обучение с учетом выдающихся способностей. В Германии существуют специальные гимназии, в которые принимают детей, имеющих выдающиеся успехи по математике и другим точным наукам. Результаты теста PISA свидетельствуют о хорошем качестве школьного образования в Германии: за последние 12 лет результаты немецких школьников по математике улучшились.

В стране хорошо развит сектор высшего образования (392 вуза). 94% всех обучающихся получают образование в государственных университетах и институтах. Конкурс для желающих продолжить обучение после школы крайне высок. В каждом вузе есть места, распределяемые по федеральному принципу (20/20/2)1 и на усмотрение региональных властей. По сравнению с другими странами ОЭСР в Германии получает высшее образование небольшой процент населения. При этом распространены такие формы, как

1 20% получают абитуриенты с лучшими оценками, 20 - дольше всех ожидающие места, 2% мест отдается людям с ограниченными возможностями. -Прим. реф.

«обучение в процессе работы» и «обучение во время работы» (заочное образование).

Несмотря на провозглашенный принцип равенства в образовании, в стране есть структурные основания для развития программ для одаренных. До объединения страны в ГДР существовала своя хорошо развитая система развития талантов, особенно это касалось спорта. После объединения федеральное правительство осознало необходимость программ поддержки одаренной молодежи с целью экономического развития, и в 2005 г. была создана Инициатива превосходства в области научных исследований, которая открыла возможности для изменения учебных планов в университетах. Однако большая часть таких программ развивается в рамках школьного образования (летние школы, посещение лекций в университете, особые курсы). Самые известные программы для школьников -Немецкие студенческие колледжи (German student Colleges) и Немецкие колледжи для молодежи (German junior Colleges).

Начиная с 2005 г. в университетах частными фондами оказывается индивидуальная поддержка талантливым студентам. Координация работы фондов происходит на общей площадке «Stipendium Plusteam», где представители фондов договариваются о том, какие суммы будут выплачиваться студентов в текущем году. В состав фондов входят как независимые организации, так и объединения работодателей, политические организации. Финансирование обычно выделяется на исследование или на участие в исследовательском коллективе. Ежегодно помощь получают не более 2% студентов. В 2012 г. на эти цели всеми фондами совокупно было выделено 175 млн евро.

Кроме того, в 2011 г. появился частно-государственный фонд «Germany scholarship», который оказывает помощь студентам со всего мира в размере 300 евро в месяц. Эта помощь предназначается в первую очередь для студентов, имеющих социальные барьеры на пути к образованию. В 2012 г. средствами фонда воспользовались 14 тыс. студентов (с. 187).

В 2005 г. с целью усиления научной мощи немецких университетов федеральным правительством была запущена программа «Инициатива превосходства» (Excellence initiative). В результате конкурсного отбора были выбраны ведущие молодые исследователи, а также были отмечены лучшие образовательные и исследова-

тельские практики (institutional strategies). В 2007 г. в рамках программы были отобраны 11 лучших университетов.

В настоящее время можно выделить 17 университетов, в которых есть особые программы для одаренных. Большая часть из них существует в рамках общей программы «Elite network Bavaria», но по-прежнему выдавать вторые дипломы выпускникам специальных курсов в рамках программы бакалавриата в Германии не разрешено.

Австрия. В период с 2002 по 2011 г. численность студентов в Австрии увеличилась на 55%. Но существует проблема незаконченного образования, когда многие студенты бросают учебу. Высшее образование управляется федеральным правительством, поэтому все изменения в управлении системой происходят медленно (с. 213).

Молодые люди готовы к поступлению в университет примерно в 18 лет, после сдачи заключительного школьного экзамена. Учащиеся, получившие наивысшие оценки, могут выбирать любой факультет и любую специальность. В 2013 г. законодательно были введены дополнительные вступительные экзамены для поступления на особенно популярные факультеты: медицина, стоматология, бизнес-администрирование, психология, биология, науки о коммуникации. До 2001 г. высшее образование в Австрии было бесплатным; с 2001 г. была введена плата, общая для всех вузов, - 360 евро в семестр. Только 22 из 73 австрийских вузов имеют свои программы для одаренных (с. 216).

Долгое время общественное мнение Австрии было против введения особых форм обучения для одаренных студентов, поскольку многим казалось, что введение элитного образования возвращает страну в нацистское прошлое. В 1999 г. был создан Австрийский центр исследований и поддержки талантливых и одаренных студентов. При участии этого центра в 2013 г. был опубликован отчет, посвященный проблеме развитию талантов у молодежи, «Promoting talent and excellence». В нем, в частности, обосновывалась важность продвижения талантов на всех уровнях образования, а также специальной подготовки высококвалифицированных учителей и тьюторов.

В настоящее время в Австрии нет специальных программ обучения талантливых студентов в вузах, но распространена под-

держка одаренных студентов на индивидуальном уровне в виде грантов.

Швейцария. Швейцария тратит на образование своего населения больше, чем любая другая европейская страна (11 тыс. евро на душу населения ежегодно).

Управление образованием здесь децентрализовано, единая образовательная политика отсутствует. Поскольку страна сохраняет нейтралитет в политических вопросах, она является благоприятной страной для международных организаций, проектов и грантов.

Большая часть выпускников школ предпочитают инженерные специальности: получив среднее специальное образование, можно легко продолжить обучение в техническом университете. Швейцарские вузы предлагают образование по 230 техническим специальностям (с. 231).

В стране действуют 10 университетов первого класса и два технических федеральных университета высокого уровня. Прикладные университеты стали появляться в стране в 1990-е годы на основании существующих технических образовательных структур.

В вопросе равенства возможностей Швейцария занимает двойственную позицию, с одной стороны, опираясь на принципы эгалитаризма, а с другой - утверждая права талантливых детей. Несмотря на то что создание гимназий для одаренных здесь не приветствуется, они существуют (например, некоторые частные школы в Цюрихе). Предполагается, что возможности для развития талантов должны быть созданы в каждой школе.

В 1970 г. появилась национальная программа для талантливых детей, в рамках которой организуется Швейцарский форум талантов, на котором 80 одаренных подростков общаются с известными политиками, учеными и бизнесменами. Проводятся совместные встречи, мозговые штурмы и конкурсы по ключевым проблемам современности. Работу форума финансируют частные компании и инвесторы. Специальная программа «Curriculum Euler» для математически одаренных школьников позволяет изучать математику по программе университета. Для технических гениев проводится особый конкурс «Swiss Skills competition».

Несмотря на то что в Швейцарии нет единой государственной политики, направленной на поддержку одаренных студентов, с 1999 г. в ней работает сеть экспертов, занимающихся управлением

в области развития и помощи талантливым учащимся. Отдельная магистерская программа готовит учителей, ориентирующихся в образовании для одаренных и талантливых; к 2014 г. было выпущено уже 290 специально подготовленных учителей.

Как и во многих других странах, в Швейцарии действуют различные фонды, поддерживающие студентов с хорошей успеваемостью на индивидуальном уровне (Swiss study foundation, Swiss national science foundation).

Собранные автором книги и ее помощниками-волонтерами данные позволяют провести сравнительное исследование уровня поддержки талантливой молодежи в странах Северной Европы (табл. 2).

Таблица 2 (с. 242)

Специальные программы для одаренных студентов в вузах стран Северной Европы, 2014

Страны Количество обследованных вузов Количество вузов, имеющих программы для одаренных

Австрия 22 3

Бельгия 11 4

Дания 16 6

Финляндия 14 3

Германия 110 17

Исландия 7 0

Люксембург 1 0

Нидерланды 52 39

Норвегия 18 0

Швеция 31 0

Швейцария 21 0

Всего: 303 72

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более половины всех программ для одаренных действуют в вузах Нидерландов; около четверти - в вузах Германии; остальные программы распределены по университетам и институтам Бельгии, Дании, Финляндии и Австрии. Финские программы - самые незначительные, культура поддержки талантов в Финляндии остается на низком уровне.

Для изучения проблемы развития талантов также важно определить, на каком уровне происходит отбор наиболее способной молодежи - в школе в возрасте 15 лет или при поступлении в вуз

(табл. 3). В том случае, если отбор производится незначительный (как, например, в Дании, Норвегии и Швеции), необходимость в специальных программах для наиболее успешных учеников в вузах ощущается особенно остро, поскольку в противном случае потребности способной молодежи остаются неудовлетворенными. Что же касается школьников, которых в 15 лет разделяют по классам или специализированным школам, дающим право поступления в вуз без экзаменов, в странах с низким последующим отбором все они уже считаются одаренными и получают право учиться в любом вузе (за исключением Германии, где отбор проводится на обоих уровнях).

Таблица 3 (с. 246)

Избирательность образовательной системы, по странам, 2014 г.

Страны Избирательность по отношению к учащимся в возрасте 15 лет Избирательность при приеме в вуз

Австрия Высокая Низкая

Бельгия Высокая Низкая

Дания Низкая Средняя / Высокая

Финляндия Низкая Высокая

Германия Высокая Средняя

Исландия Низкая Низкая / Средняя

Люксембург Высокая Низкая

Нидерланды Высокая Низкая

Норвегия Низкая Средняя / Высокая

Швеция Низкая Средняя / Высокая

Швейцария Высокая Низкая

Нидерланды лидируют по сравнению с соседями в области образования для одаренных. Поэтому книга завершается словами нидерландского министра образования С. Деккера: «Пришло время для коренных и постоянных изменений в области культуры образования. Я ратую за амбициозную культуру обучения, за лучшее образование. Мы не можем довольствоваться существующими достижениями. Постоянное их улучшение - норма для будущего» (цит. по: с. 251).

А.Э. Анисимова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.