Научная статья на тему '2015. 04. 068. Миграция и рынок труда / флоринская Ю. Ф. , Мкртчян Н. В. , Малева Т. М. , Кириллова М. К. ; Рос. Акад. Нар. Хоз-ва и гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : изд. Дом «Дело», 2015. - 107 с. - (науч. Докл. : социальная политика; 15/8)'

2015. 04. 068. Миграция и рынок труда / флоринская Ю. Ф. , Мкртчян Н. В. , Малева Т. М. , Кириллова М. К. ; Рос. Акад. Нар. Хоз-ва и гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : изд. Дом «Дело», 2015. - 107 с. - (науч. Докл. : социальная политика; 15/8) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
176
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА / ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ МИГРАЦИЯ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 04. 068. Миграция и рынок труда / флоринская Ю. Ф. , Мкртчян Н. В. , Малева Т. М. , Кириллова М. К. ; Рос. Акад. Нар. Хоз-ва и гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : изд. Дом «Дело», 2015. - 107 с. - (науч. Докл. : социальная политика; 15/8)»

получающих пособия, и распространению в них незанятости или частичной занятости трудоспособных граждан. Для решения этой проблемы следует оказывать социальную поддержку при условии заключения социального контракта по социальной адаптации трудоспособных незанятых членов домохозяйства.

Для улучшения положения малообеспеченных слоев населения целесообразно использовать традиционные программы, предназначенные для борьбы с бедностью: регулирование минимального размера оплаты труда; государственные пенсии; систему адресной социальной защиты; качественное среднее профессиональное образование; систему государственных гарантий в сфере здравоохранения; социальное жилье.

В заключение авторы указывают, что существующая в настоящее время социальная политика с преобладанием денежной помощи бедным не устраняет структурные предпосылки бедности и не препятствует воспроизводству бедности в последующих поколениях. Нужна другая социальная политика, приоритетом которой должны стать меры по повышению ресурсообеспеченности бедных и тех, кто находится в зоне высоких рисков обеднеть.

С.Н. Куликова

2015.04.068. МИГРАЦИЯ И РЫНОК ТРУДА / Флоринская Ю.Ф., Мкртчян Н.В., Малева Т.М., Кириллова М.К.; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М.: Изд. дом «Дело», 2015. - 107 с. - (Науч. докл.: Социальная политика; 15/8).

Ключевые слова: российский рынок труда; внутренняя миграция; внешняя миграция; трудовая миграция.

Авторы доклада анализируют процессы, развивающиеся на общероссийском и региональных рынках труда в 1990-2000-х годах, используя данные ФМС России и Росстата. В последние годы основные проблемы в сфере труда и занятости, отмечают авторы, связаны со снижение численности трудоспособного населения и должны решаться за счет повышения экономической активности населения, а также путем эффективного использования трудовых ресурсов.

Старение и сокращение численности рабочей силы в России. В начале рассматриваемого периода при сокращении численности

всего населения страны численность населения в трудоспособном возрасте увеличивалась (с 84 млн человек в 1990 г. до 90,2 млн в 2005 г.). Сокращение населения происходило главным образом за счет детей и пожилых лиц. Начиная с 2009 г. численность населения РФ в возрасте экономической активности (15-72 лет) уменьшается на 0,3-0,7% в год (с. 7-8). При этом растет численность населения в возрасте старше 50 лет. К 2013 г. начали ощущаться последствия «демографической ямы» 1990-х годов, к воздействию которой прибавился уход с рынка труда многочисленного поколения 1950-х годов рождения.

Согласно среднему варианту прогноза Росстата, численность населения РФ в трудоспособном возрасте в ближайшие десять лет будет сокращаться в среднем на 1% в год, а далее (в 2024-2031 гг.) стабилизируется. Численность наиболее экономически активного населения (18-64 лет) продолжит уменьшаться в течение всего периода. Численность молодежи (18-29 лет) в ближайшие десять лет сократится на треть (с. 9). С 2012 г. по 2025 г. убыль трудоспособного российского населения составит 9,3 млн человек, т.е. почти 11% от ее нынешней численности (с. 95).

Развивающиеся процессы предполагают существенные изменения на отечественном рынке труда. Снижение численности молодежи означает уменьшение количества впервые вступающих на рынок труда и существенно сокращает потенциал территориальной и профессиональной трудовой мобильности, так как мобильность резко снижается с возрастом. Увеличение численности старших возрастных групп ведет к ускорению темпов выбытия из состава занятых и экономически активных и должно сопровождаться ростом активности работодателей по привлечению и подбору работников для решения проблемы замещения выбывающих.

Российский рынок труда. Исследования структуры предложения труда в последние два десятилетия показывает способность отечественного рынка гибко реагировать на структурные дисбалансы. В рассматриваемый период изменение отраслевой структуры экономики сопровождалось резким сокращением численности занятых в промышленности, науке и научном обслуживании при росте занятых в торговле, финансах и страховании. При этом удельный вес разного рода руководителей, включая руководителей малых предприятий, в структуре занятых увеличился с 4% в 2001 г.

до 9% в 2013 г. Удельный вес работников высшей квалификации увеличился с соответственно с 16 до 20%, а доля квалифицированных рабочих, операторов и машинистов, уменьшилась с 32 до 25%, доля неквалифицированных рабочих - с 13 до 10%. Со второй половины 2000-х годов отмечается дефицит квалифицированных рабочих и инженеров (с. 14-15).

По показателям безработицы и соотношения числа безработных и вакансий авторы выделили четыре типа регионов, в том числе: 1) с явными признаками дефицитности предложения труда (Москва и Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий округ, Магаданская область, Чукотский округ, Московская, Самарская, Калужская, Новгородская области); 2) с признаками структурной безработицы (Еврейская АО, Приморский край, Сахалинская и Иркутская области); 3) со сложной ситуацией на рынке труда (Республика Алтай, Курганская, Астраханская, Кировская области, Республики Карелия, Хакасия, а также Ингушетия, Дагестан, Чеченская Республика); 4) с относительно благополучной ситуацией на рынке труда (показатели близки к средней по РФ в целом)(с. 18-20).

Внутренняя миграция. В течение 1990-х и начале 2000-х годов масштабы внутренней миграции в России сокращались вследствие процессов социальной трансформации в стране и регионах. Но начиная с 2011 г. масштабы миграции, особенно постоянной, резко возросли, достигнув уровня 1990 г. (более 4 млн человек в год, межрегиональная миграция - 1,9 млн) (с. 22).

В постсоветский период направления внутренней миграции в России сильно изменились. Переход на рыночные отношения подорвал экономику и социальную сферу многих северных и восточных районов. Вместе с сокращением армии на востоке страны это привело к формированию устойчивого оттока населения из восточных и северо-восточных регионов - «западному дрейфу». Суммарные масштабы «западного дрейфа» с рубежа 1980-1990-х годах составили около 3 млн человек, в настоящее время его величина достигает 60-80 тыс. человек в год (с. 23).

В 2000-е годы в результате миграции увеличились потери населения в Западной Сибири и Приволжье. Продолжает сокращаться население регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (за исключением Ханты-Мансийского АО и Ямало-Ненецкого АО, которые имеют миграционный баланс, близкий к нулево-

му). Зону устойчивого оттока населения представляют собой республики Северного Кавказа.

Основной центр притяжения внутренних мигрантов в России -Москва и Московская область, представляющие собой единый рынок труда и жилья. Прирост населения столичного региона за счет внутренней миграции с начала 1990-х годов, по оценке, составил почти 4 млн человек. По прогнозам, приток населения сюда в текущем десятилетии еще будет не менее 1,5 млн человек (с. 24-25).

Другими центрами притяжения для внутрироссийской миграции являются Санкт-Петербург с Ленинградской областью, Краснодарский край, Татарстан, Белгородская, Калининградская, Нижегородская и Самарская области, Ставропольский край, Ханты-Мансийский АО. Крупные и успешные города - Казань, Нижний Новгород, Ярославль, Краснодар, Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень, Красноярск - также привлекают население из соседних регионов.

Продолжается переток населения из сельской местности в города, несколько уменьшившийся в начале 1990-х годов. Это ведет к сокращению сельского населения и к его ускоренному старению, так как сельскую местность покидает прежде всего молодежь. Схожие процессы идут также в малых и средних городских поселениях, расположенных на некотором удалении от региональных столиц.

В начале 2000-х годов, по данным выборочных обследований, масштабы трудовой миграции в России оценивались в 3 млн человек (с. 28). Отмечается, что в настоящее время 15-20 млн семей живут за счет отходничества. Есть местности, где до 80% трудоспособного населения уходят в отхожие промыслы (с. 29). Временная трудовая миграция россиян носит массовый характер и оказывает серьезное влияние на общестрановой, региональные и локальные рынки труда.

Внешняя миграция. С начала XXI в. трудовая миграция стала самым массовым внешним миграционным потоком в Россию. По имеющимся данным, численность иностранных работников в России составляет 6 млн человек (с. 57). Значительная часть из них работает без разрешительных документов и не учитывается официальной статистикой.

В России работают трудовые мигранты из десятков стран мира, имеющих как визовые, так и безвизовые отношения с РФ. В десятку стран, граждане которых чаще всего получают обычные разрешения на работу, в 2012 г. вошли три визовые страны - Китай (97 тыс. разрешений), Турция (37 тыс.) и КНДР (26 тыс.). Все остальные - страны СНГ, среди которых на первом месте находится Узбекистан (589 тыс.) (с. 67). Общая численность работников, приехавших из Средней Азии и имевших официальные документы, составила в 2012 г. почти 2 млн человек; из Украины - почти 200 тыс.; из Армении - 137 тыс.; из Молдовы - чуть более 107 тыс.; из Азербайджана - 85 тыс. (с. 68).

Среди иностранных трудовых мигрантов в России абсолютное большинство составляют мужчины. По данным официальной статистики, доля женщин колеблется на уровне 13-15% (с. 68). В Россию на работу все чаще стали выезжать жители небольших городов или сельской местности - больше 50% потока (с. 70).

За последнее десятилетие внешняя трудовая миграция значительно помолодела. В 2000 г. доля самой молодой группы - от 18 до 29 лет - составляла четверть от всего потока трудовых мигрантов в Россию, а к 2012 г. она выросла до 44% (с. 69). Средний возраст трудовых мигрантов - 34 года, что на 7 лет меньше, чем у занятого российского населения. Самые молодые мигранты - из Средней Азии (средний возраст 30-32 года), самые возрастные - из стран Западной Европы, Японии и США (40-45 лет) (с. 70). При этом образовательный уровень приезжающих в Россию трудовых мигрантов и уровень владения ими русским языком постепенно снижаются.

Судя по результатам исследований, каждый второй трудовой мигрант имеет семейный статус. С детьми чаще приезжают полные семьи. По мнению авторов, это перспектива получения Россией качественного человеческого ресурса в будущем за счет детей мигрантов, интегрируемых в российский социум.

Сейчас в потоке иммигрантов преобладают низкоквалифицированные работники, в том числе среди мигрантов из Киргизии и Таджикистана в 2012 г. было 46% неквалифицированных рабочих, из Узбекистана - 41%. Среди мигрантов из Украины доля неквалифицированных работников составила 10%, из Молдавии - 25%, из стран дальнего зарубежья в целом - 4% (с. 73).

Должности квалифицированных рабочих в 2012 г. занимали около 33% получивших официальные разрешения на работу иностранцев (большинство в этой группе - рабочие, занятые на горных, горно-капитальных и строительно-монтажных работах). В качестве операторов, аппаратчиков и машинистов официально работали 13% иностранцев (с. 73). Больше всего мигрантов (32% в 2012 г.) работает в строительстве, где их доля составляет около 5% от занятых в строительстве (а с учетом нелегальной составляющей, по оценкам экспертов, может достигать и 20%). Высока также доля мигрантов, занятых в торговле (13% в 2009 г., 9% в 2012 г.) и в сфере услуг (4% в 2009 г., 17% в 2012 г.) (с. 71).

Иностранная рабочая сила распределена по территории РФ крайне неравномерно. Выделяется пять регионов-лидеров, в которых на протяжении нескольких лет концентрируется больше половины официально работающих иностранных мигрантов: Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край и Ханты-Мансийский АО.

Миграционная политика России, как и ее миграционное законодательство, крайне противоречива и непоследовательна, что является одним из ее главных недостатков. Постоянные метания от либерализации к запретам не способствуют наведению порядка в этой сфере и усиливают коррупционную составляющую. Директивное сокращение общего количества иностранных мигрантов, указывают авторы, усилит концентрацию внутренних мигрантов в отдельных регионах (прежде всего в Московском), обострив проблему обеспечения кадрами другие территории.

Для совершенствования внешней трудовой миграции, считают авторы, в первую очередь необходимо создать простые и прозрачные правила трудоустройства и пребывания иностранных мигрантов в России, и только потом бороться с нелегальными мигрантами и с их работодателями.

В настоящее время излишков населения внутри России нет нигде, кроме республик Северного Кавказа. Более того, в европейской части страны не хватает городов и городского населения. По расчетам, на начало 2000-х годов недоставало 64 города с населением 6-7 млн человек (с. 97). На протяжении последних двух десятилетий в стране фактически не появилось новых полюсов роста.

2015.04.069-071

По мнению авторов, для более полного использования ресурсов труда в России следует принять комплекс мер, включающий повышение производительности труда, создание условий для выхода на рынок труда домохозяек и мам с малолетними детьми, граждан старше трудоспособного возраста, а также активизацию внутристрановой миграции. Но пока федеральные и региональные власти не уделяют должного внимания временной трудовой миграции россиян. Использование временных трудовых мигрантов тормозится недостаточным развитием дорожной сети и транспортной инфраструктуры, высокой ценой билетов на проезд, отсутствием фонда временного жилья в региональных столицах и крупных городах.

С.Н. Куликова

2015.04.069-071. ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ СОСЕДНИХ СТРАН К РОССИИ - МНЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ. (Сводный реферат).

2015.04.069. ALARANTA T. Turkey's new Russian policy. Towards a strategic alliance // FIIA Briefing paper. - Helsinki: FIIA, 2015. - 175. -8 p. - Mode of access: http://www.fiia.fi/en/publication/501/turkey_s_ new_russian_policy/

2015.04.070. LO B. Frontiers new and old: Russia's policy in Central Asia // Russie. New Vision. - P.: IFRI, 2015. - N 82. - 26 p. - Mode of access: http://www.ifri.org/en/publications/enotes/russieneivisions/fron tiers-new-and-old-russias-policy-central-asia

2015.04.071. SIVITSKI A., KARATCH O. Belarus: In the crossfire of EU-Russia sanction war // Bell. BelarusInfo Latter. - Vilnius: EESC, 2014. - N 6 (48). - 5 p. - Mode of access: http://www.eesc.lt/uploads/ news/id792/Bell%20Nr.6_2014.pdf

Ключевые слова: российско-турецкие отношения; российско-турецкое сотрудничество; политика России в Центральной Азии; отношения России с центральноазиатскими государствами; взаимные санкции ЕС-Россия; экономика Белоруссии.

Как отмечает исследователь из Финского института международных отношений (Finnish institute of international affairs, FIIA) Т. Аларанта (069), в период существования Оттоманской и Российской империй их отношения характеризовались региональным со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.