Научная статья на тему '2015. 04. 046. Тэсси г. Экспериментальная программа управления инновациями. Tassey G. innovation in innovation policy management: the Experimental technology incentives program and the policy experiment // Science A. Publ. Policy. - Guildford, 2014. - vol. 41, n 4. - p. 419-424'

2015. 04. 046. Тэсси г. Экспериментальная программа управления инновациями. Tassey G. innovation in innovation policy management: the Experimental technology incentives program and the policy experiment // Science A. Publ. Policy. - Guildford, 2014. - vol. 41, n 4. - p. 419-424 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТИМУЛЫ / ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ / ЭКОНОМИКА США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 04. 046. Тэсси г. Экспериментальная программа управления инновациями. Tassey G. innovation in innovation policy management: the Experimental technology incentives program and the policy experiment // Science A. Publ. Policy. - Guildford, 2014. - vol. 41, n 4. - p. 419-424»

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

2015.04.046. ТЭССИ Г. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ.

TASSEY G. Innovation in innovation policy management: The Experimental technology incentives program and the policy experiment // Science a. publ. policy. - Guildford, 2014. - Vol. 41, N 4. - P. 419-424.

Ключевые слова: инновационная политика; экономические стимулы; венчурный капитал; экономика США.

Автор (сотрудник Национального института стандартов и технологии США и Университета штата Вашингтон) рассматривает позитивные и негативные итоги действовавшей в США Экспериментальной программы стимулирования развития технологии (Experimental technology incentives program, ETIP).

Эффективные государственные программы и специальные инструменты воздействия особенно необходимы в секторе высоких технологий. Признание неэффективности традиционных подходов привело к попыткам применения экспериментальных методов совершенствования политики стимулирования роста в высокотехнологичном секторе экономики.

Программа ETIP была начата в 70-х годах ХХ в. с целью повышения продуктивности НИР, финансируемых федеральным правительством. По этой программе в правительственных ведомствах проводились исследования и эксперименты, направленные на совершенствование инновационной политики. Задача состояла в том, чтобы обеспечить ведомства эффективным методом планирования политики и в первую очередь - необходимой прогнозной информацией относительно результатов предлагаемых изменений до принятия по ним окончательных решений. В течение 1972-1982 гг. программа служила инструментом согласования изменений в политике

ряда федеральных ведомств, которые были направлены на решение проблем, имевших существенное значение для многих высокотехнологичных сфер экономики. Однако после десятилетнего функционирования программа была закрыта, поскольку, по мнению автора, не нашла признания как действенный инструмент выработки политики и превосходила возможности правительства по его эффективному применению.

Рассматривая роль эксперимента в области научно-технической политики, автор отмечает, что в идеальных условиях эксперимент позволяет получить оценку, достаточно точно отражающую воздействие политического механизма, и при этом избежать издержек его применения в случае неудачи. Эксперимент помогает понять риски, а значит, и снизить издержки, связанные с нововведением. Однако здесь есть сложности, связанные с выделением более или менее изолированной и в то же время репрезентативной сферы применения эксперимента. Сложность одновременного применения аналитического и экспериментального подходов требует обеспечения высокой квалификации участников программы.

ETIP выполняла одновременно функции реализации эксперимента и анализа его результатов. Подобные организационные структуры могут играть важную роль в качестве методологических центров для выработки инновационной политики. Структура ETIP отражала основные проблемные области: инновационные процессы (НИОКР, малый бизнес, инвестиции, рынок венчурного капитала) и политику государственного регулирования, т.е. проекты федеральных агентств в регулируемых отраслях (фармацевтика, железнодорожный транспорт, коммуникации).

Одним из важных мероприятий, реализованных с помощью ETIP, было исследование влияния регулирования рынка ценных бумаг на способность финансирования собственного капитала высокотехнологичными предприятиями малого бизнеса. Задача ETIP стояла в разработке новых государственных программ стимулирования потоков венчурного капитала. Для ее выполнения было инициировано масштабное исследование рынка венчурного капитала, которое показало сильную зависимость этой группы предприятий от акционерного финансирования, а также циклический характер движения венчурного капитала. В результате ETIP и Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) организовали совместный проект

по разработке, тестированию и дальнейшей институционализации компьютерной системы мониторинга и оценки регулятивных норм SEC с точки зрения их влияния на рынки венчурного капитала. Проект увенчался успехом, были разработаны новые политические подходы, внесены важные изменения в некоторые нормы регулирования.

Благодаря реализации значительного числа разнообразных проектов был получен массив данных и выявлены факторы, влияющие на темпы и направления технологических изменений в экономике США, и были определены важнейшие направления работы:

- возможно точно определить барьеры для инноваций и разработки аналитических методов, применимых для решения специфических проблем инновационной политики:

- применять широкий и мультидисциплинарный подход, в том числе более масштабных сбора и оценки данных в реальном времени;

- обеспечить постоянное участие всех стейкхолдеров - компаний, государственных ведомств, общественных групп;

- особое внимание уделять начальному этапу разработки политики, предполагающему экономический анализ;

- экономическое исследование необходимо структурировать таким образом, чтобы оно было доступным стейкхолдерам, заинтересованным в эксперименте, и привлекательным для ведомств-партнеров, участвующих в дальнейших этапах разработки политики;

- наладить периодические коррекции механизма выработки политики и снижения риска ее изменений.

Закрытие ETIP объяснялось рядом причин. Во-первых, успешная реализация инновационной программы такого типа связана с наличием высококвалифицированного и мотивированного персонала, обладающего мультидисциплинарными знаниями и навыками предпринимательства. Выполнить это условие не удалось: большинство сотрудников были ориентированы на методологию исследований, а не на конкретные области инновационной политики, что помешало им взаимодействовать с потенциальными партнерами в других ведомствах, а также с инновационной сферой в промышленности. Во-вторых, ETIP не получила должной управленческой поддержки со стороны Национального бюро стандартов (National bureau of standards, NBS), при котором была создана, а также мини-

стерства торговли (Department of commerce), частью которого являлось NBS. В-третьих, негативная оценка деятельности ETIP была связана с невыполнением задачи интеграции отдельных экспериментов и выработки общей стратегии в связи с целым рядом объективных обстоятельств, прежде всего невозможностью функционального объединения различных направлений политики путем их добавления одного к другому.

В заключение, подчеркивая важность эксперимента для выработки и реализации промышленной политики в высокотехнологичных отраслях, автор оценивает итоги работы ETIP как успешные. Они показали, что небольшое независимое правительственное ведомство, наделенное консультационными функциями, может проводить с другими ведомствами важные эксперименты в указанной области. В рамках ряда программ были выработаны механизмы, способствовавшие промышленным инновациям, а также устранены препятствия или задержки в инвестировании технологических изменений. Кроме того, удалось усовершенствовать внутренние процессы выработки политики в других ведомствах. Но главное состояло в том, что партнеры ETIP восприняли концепцию динамического и комплексного подхода к совершенствованию промышленной политики, требующего постоянного мониторинга и экспериментирования. Программа была закрыта из-за внутренних и внешних проблем в области менеджмента. В результате США фактически являются единственной индустриальной экономикой, не имеющей централизованного органа, осуществляющего анализ политики экономического роста в отраслях высокой технологии.

И.Г. Минервин

2015.04.047. КЕНТЭН Ф. РАДИКАЛЬНЫЕ ИЛИ УЛУЧШАЮЩИЕ ИННОВАЦИИ?

QUENTIN F. Innovation de rupture ou incrémentale? // Problèmes écon. - P., 2015. - N 3104. - P. 52-55.

Ключевые слова: радикальные инновации; улучшающие инновации; управление инновациями.

В статье председателя административного совета компании «Huawei technologies France» рассматривается значение различных типов инноваций и условия появления радикальных инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.