Научная статья на тему '2015. 04. 027. Математическое образование в Восточной Азии / лян Ф. К. С. , Пак К. , Шимизу Й. , Сюй Бинянь. Mathematics education in East Asia / Leung F. K. S. , Park K. , Shimizu Y. , Xu Binian // the Proceedings of the 12th International Congress on mathematical education / ed. Cho S. J. - p. 123-143. - doi: 10. 1007/978-3-319-12688-3_11'

2015. 04. 027. Математическое образование в Восточной Азии / лян Ф. К. С. , Пак К. , Шимизу Й. , Сюй Бинянь. Mathematics education in East Asia / Leung F. K. S. , Park K. , Shimizu Y. , Xu Binian // the Proceedings of the 12th International Congress on mathematical education / ed. Cho S. J. - p. 123-143. - doi: 10. 1007/978-3-319-12688-3_11 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЯПОНИЯ / КИТАЙ / ЮЖНАЯ КОРЕЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимова А.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 04. 027. Математическое образование в Восточной Азии / лян Ф. К. С. , Пак К. , Шимизу Й. , Сюй Бинянь. Mathematics education in East Asia / Leung F. K. S. , Park K. , Shimizu Y. , Xu Binian // the Proceedings of the 12th International Congress on mathematical education / ed. Cho S. J. - p. 123-143. - doi: 10. 1007/978-3-319-12688-3_11»

2015.04.027. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ / Лян Ф.К.С., Пак К., Шимизу Й., Сюй Бинянь. Mathematics education in East Asia / Leung F.K.S., Park K., Shimi-zu Y., Xu Binian // The proceedings of the 12th International congress on mathematical education / Ed. Cho S.J. - P. 123-143. - DOI: 10.1007/978-3-319-12688-3_11.

Ключевые слова: образовательная политика; математическое образование; дополнительное образование; педагогическое образование; Япония; Китай; Южная Корея.

Международный коллектив авторов (Китай, Япония, Южная Корея) рассматривает проблемы математического образования в странах Восточной Азии и его отличия от преподавания математики в западных странах.

Международные соревнования по математике последних лет (TIMSS, PISA) показали, что ученики из стран Восточной Азии знают математические предметы намного лучше своих сверстников из других стран. Успехи азиатских школьников авторы вовсе не связывают со спецификой преподавания математики в Японии, Китае или Южной Корее. Напротив, считается, что в этих странах преобладает традиционалистский подход к изучению математических дисциплин. Но они полагают, что способности к обучению у азиатских школьников выше в связи с распространенными на Востоке идеями конфуцианской культуры.

В статье отдельно рассматривается система школьного, дополнительного школьного образования, а также особенности обучения школьных преподавателей математики. Педагогическое образование в этих странах могут получать как люди, начинающие свою педагогическую деятельность, так и люди, уже работающие преподавателями и имеющие определенный опыт.

С целью определить особенности методики преподавания в странах Восточной Азии К.С.Ф. Лян вводит ряд дихотомий (табл. 1).

Таблица 1 (с. 125) Дихотомии, предложенные Ф.К.С. Лян для сравнительного изучения западной и восточной систем преподавания математики

1. Продукт Процесс

2. Механическое запоминание Осмысленное запоминание

3. Обучение через силу Обучение с удовольствием

4. Внешняя мотивация Внутренняя мотивация

5. Обучение в классе Индивидуальное обучение

6. Ориентация преподавателей на Ориентация преподавателей на мето-

предмет дику

Исследование, проведенное в 2001 г.1, показало, что, когда речь идет о сопоставлении западной и восточной систем обучения математике, наиболее важными являются первое и пятое противопоставления. Анализ видеоуроков в китайской и американской школах подтверждает, что для азиатской системы образования характерен тип передачи знания от авторитетного учителя к ученику, тогда как в западной школе учитель стимулирует ученика к приобретению знания.

Школы дополнительного обучения. В странах Восточной Азии широко распространены школы дополнительного обучения (tutorial school), в которых проводятся более детальное изучение точных наук и подготовка к переходным экзаменам. Занятия проходят в небольших группах, за счет чего достигается хороший эффект. Они могут быть ориентированы на средний или продвинутый уровень. В табл. 2 представлены данные о затратах на школы дополнительного обучения в четырех странах Азии.

Таблица 2 (с. 126)

Затраты на школы дополнительного образования в некоторых странах Азии в 2012 г. (в млрд долл.)

Страна Затраты

Гонконг 0,255

Сингапур 0,682

Япония 12,1

Южная Корея 17,3

1 Leung F.K.S. In search of an East Asian identity in mathematics education // Educational studies in mathematics. - 2001. - Vol. 47, N 1. - P. 35-51.

Несмотря на то что эти школы способствуют развитию человеческого капитала, одновременно они усиливают социальное и экономическое неравенство, сокращая возможности для саморазвития тех, кто их не посещает. К тому же посещение этих школ за счет времени отдыха негативно сказывается на психологическом состоянии школьников.

Япония. По данным Министерства образования, науки, спорта и культуры Японии на 2010 г., в стране 48,9% шестиклассников и 62,1% девятиклассников посещали школы дополнительного обучения или занимались с репетиторами (с. 126). Около 120 школ такого типа готовят учеников к университетским экзаменам. Они учатся по программе самообучения онлайн, а учитель лишь контролирует процесс.

Южная Корея. Исследование, проведенное в 2011 г., показало, что около 50,2% школьников посещали школы дополнительного обучения по математике (с. 127). Эти школы оказывают репетиторские услуги, занимаются углубленным изучением предмета, готовят школьников к математическим олимпиадам или вступительным экзаменам. Для того чтобы снизить несколько чрезмерную зависимость школьников от этих школ, государство установило комендантский час, позже которого обучаться запрещено (10 часов вечера).

Педагогическое образование в странах Восточной Азии. В Южной Корее и Китае, для того чтобы преподавать математические дисциплины в школе, необходимо иметь диплом бакалавра по педагогике или окончить педагогический университет. В Гонконге и Японии преподавателю можно иметь любой диплом бакалавра и пройти одно- или двухгодичные курсы методики преподавания. Авторы приводят данные, позволяющие сопоставить программы обучения преподавателей математики в трех странах Восточной Азии (табл. 3) на примере отдельных вузов. Если сопоставить эти данные с программами других стран, то следует отметить значительное количество часов, посвященных изучению математических дисциплин в университетах Восточной Азии.

В некоторых странах для преподавателей, поступающих на работу в школу, разработан специальный тест, подтверждающий компетенцию учителя (teacher employment test). В Южной Корее в среднем конкурс для преподавателя, поступающего на работу учи-

телем в школе, составляет 1:10. Содержание теста утверждает Министерство образования страны, он содержит вопросы по дисциплине, общей и специальной педагогике. Опрос проходит в три этапа. В завершение кандидатам предлагается составить небольшой план урока на заданную тему.

Таблица 3 (с. 129)

Программы обучения преподавателей математики в Китае, Японии и Южной Корее, количество часов (%, общий курс -

100%)

Математические дисциплины Препода- Общая Препода- Общеоб-разова-тельные курсы

вание математики педагогика вательская практика

Восточно-Китайский

нормальный универси- 41 8 10 12 29

тет

Хиросимский университет (Япония) 33 15 16 10 26

Образовательная программа Министерства образования Южной Кореи 30 6 13 3 48

В последние годы в Японии вследствие нарастания демографических проблем число школьников сокращается, соответственно снижается и потребность в школьных учителях. В общем потоке выпускников педагогических вузов только 30-40% специалистов могут найти работу. Однако не все молодые специалисты, прошедшие тестирование, получают работу. По данным Министерства образования Японии на 2011 г., из 63 тыс. учителей, прошедших испытание, трудоустроены были только 8 тыс. (данные для учителей средней школы) (с. 131). В Японии тест состоит из письменной работы, интервью и учебного плана на заданную тему.

Реформа педагогического образования в Китае была задумана правительством страны в 1996 г. Ее основные принципы были изложены министром образования в документе «Предложения по реформе педагогического образования и развитие» (Suggestions on teacher education reform and development). Реформа должна была в значительной мере затронуть учебные планы с учетом вызовов XXI в.

Министр образования обратил внимание на необходимость стимулировать научное мышление у учащихся педагогических вузов, развивать их творческие способности и практические навыки.

Начиная с 2008 г. два департамента Министерства образования Китая (Департамент международной кооперации и обмена и Департамент педагогического образования) совместно с компанией «Тошиба» организуют ежегодный конкурс на лучшего преподавателя. В конкурсе могут принять участие абитуриенты, прошедшие аналогичный конкурс в собственном вузе. Некоторые вузы приглашают для подготовки студентов к этому конкурсу успешных преподавателей школ.

В странах Азиатско-Тихоокеанского региона большое внимание уделяется переподготовке преподавателей математики в течение всей жизни. Именно в этом регионе появилась дисциплина «изучение урока» (lesson study), получившая позднее распространение во всем мире.

Традиция совместно анализировать уроки восходит в Японии к 1890-м годам. Учителя начальных классов при переходе на работу в средние классы должны были изучать и анализировать уроки коллег. Сегодня такая дисциплина включена в учебный план педагогического курса, а также существует практика, когда работающие преподаватели активно распространяют свой опыт и присутствуют на уроках своих коллег. Участники обсуждения могут вносить свои предложения, касающиеся методики преподавания, развития мотивации у учеников, связи новых знаний с уже полученными. Широко распространена практика открытых уроков с последующим обсуждением вопросов учителя и реакции учеников на новый материал. Получившая распространение в США в 1990-е годы практика «изучения уроков» стала активно обсуждаться в мире1.

В Китае принято обсуждать уроки коллег в школе, и эта традиция имеет уже 50-летнюю историю. Еще в 1957 г. Министерством образования Китая были опубликованы «Правила для школьных исследовательских групп». Опытного учителя наделяют функциями ментора, присматривающего за молодыми учителями.

Южнокорейские учителя математики на пятом году преподавания обязаны проходить переподготовку, однако не все учителя

1 Stigler J.W., Hiebert J. The teaching gap. - N.Y.: Free press, 1999. - 256 p.

считают эту программу полезной. Большую заинтересованность учителя проявляют по отношению к математическому фестивалю, в рамках которого обсуждаются новые экспериментальные формы преподавания, например использование музыки на уроках математики.

А.Э. Анисимова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.