Научная статья на тему '2015. 04. 021. Хавкин Б. Л. Россия и Германия, 1900-1945. Сплетение истории. - М. : новый хронограф, 2014. - 423 с'

2015. 04. 021. Хавкин Б. Л. Россия и Германия, 1900-1945. Сплетение истории. - М. : новый хронограф, 2014. - 423 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
456
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ И ГЕРМАНИЯ / ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX В. / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ВЕЙМАРСКИЙ ПЕРИОД / ТРЕТИЙ РЕЙХ И СССР / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 04. 021. Хавкин Б. Л. Россия и Германия, 1900-1945. Сплетение истории. - М. : новый хронограф, 2014. - 423 с»

зья поверили в то, что это будет полезным для ослабления чувств личной и коллективной утраты, в условиях политических и общественных потрясений в бурные 1920-1930-е годы. Отсюда интернациональные черты увековечения памяти Первой мировой войны за пределами России.

Т.М. Фадеева

2015.04.021. ХАВКИН Б.Л. РОССИЯ И ГЕРМАНИЯ, 1900-1945. СПЛЕТЕНИЕ ИСТОРИИ. - М.: Новый хронограф, 2014. - 423 с.

Ключевые слова: Россия и Германия; первая половина XX в., Первая мировая война; Веймарский период; Третий рейх и СССР; Великая Отечественная война.

Монография канд. ист. н., члена редколлегии журнала «Новая и новейшая история» Б. Л. Хавкина посвящена «судьбам России и Германии в ХХ в.», которые «переплелись настолько, что возникла некая общая "российско-германская история", населенная людьми, прожившими свою жизнь "на стыке" обеих стран» (с. 2). К актуальным проблемам этой истории автор относит Первую мировую войну и революцию в Германии 1917-1918 гг., взаимоотношения Веймарского периода, контакты между Третьим рейхом и СССР в 1939-1941 гг. и «германо-советскую войну 1941-1945 гг., ставшую для нашей страны Великой Отечественной» (с. 2).

Книга состоит из предисловия бывшего посла ФРГ в СССР Х.-Г. Вика, введения «От автора», 11 исторических очерков, краткого авторского послесловия. Она снабжена подборкой фотографий и именным указателем (с. 409-422).

«Научные сведения, содержащиеся в книге, имеют большое значение для преодоления идеологических стереотипов, для глубокого, основанного на фактах, изучения трагических времен нашей совместной истории в Европе», - пишет Х.-Г. Вик (с. 5). Б.Л. Хав-кин замечает, что источники, на основе которых написана книга, -это документы Архива Президента РФ, РГАСПИ, ЦА ФСБ России, Архива СВР России, РГВА (коллекция документов бывшего «Особого архива») (с. 6-7).

Обобщая результаты исследований автора, Х.-Г. Вик пишет, что Б.Л. Хавкин изучил историю публикаций в Москве секретных дополнительных протоколов к так называемому «Пакту Гитлера -

Сталина» от 23 августа 1939 г., рассмотрел письма находившегося в заключении в Германии лидера немецких коммунистов Э. Тельмана к Сталину и Молотову в надежде на помощь и освобождение, которых он от них не получил и был убит в нацистских застенках в 1944 г. В книгу включены новые материалы о движении Сопротивления немцев против Гитлера. Речь идет о роли в Сопротивлении посла Германии в Советском Союзе в 1934-1941 гг. графа Шулен-бурга, о деятельности участника заговора против Гитлера Х. фон Трескова, о показаниях попавшего в советский плен участника антигитлеровского заговора майора Й. Куна. Историк на основе привлечения новых документов рассказывает о «Красной Капелле» и о В. Лемане - советском разведчике из гестапо. Особый интерес представляют документы, рассказывающие о трех германских фельдмаршалах, оказавшихся в советском плену, - Ф. Паулю-се, Ф. Ернере и Э. фон Клейсте.

Первый очерк озаглавлен «Александр Парвус - финансист мировой революции и "сутенер империализма"». Яркая личность А. Гельфанда (Парвуса) - русского революционера и германского империалиста - давно привлекает к себе внимание историков. Он родился в 1867 г. в Российской империи в Минской губернии; после погромов семья перебралась в Одессу, где он закончил гимназию. Далее он уехал учиться в Цюрих, где познакомился с Г.В. Плехановым. Написав и защитив диссертацию об организации труда в Базельском университете, он получил степень доктора философии и затем перебрался в Германию, где вступил в СДПГ. В 1898-1899 гг. он вместе с Карлом Леманом посетил Россию и опубликовал научный труд о причинах голода в России. Писал он «много и задиристо». Его статьями зачитывались молодые русские марксисты, и в их числе Ленин.

Без Парвуса, как и без «немецких денег», вероятно, и не было бы большевистской революции в том виде, в котором она произошла в России в 1917 г. (с. 8). Из дружбы Парвуса с русскими марксистами родилась газета «Искра», которая со второго номера начала печататься в типографии, устроенной на квартире Парвуса в Мюнхене. Парвус сблизился с Лениным, но особенно с Троцким. Именно Парвус выдвинул теорию «перманентной революции», которую далее использовал Троцкий (с. 10). В 1905 г. он направляется в Россию, вместе с Троцким возглавляет петербургский Совет

рабочих депутатов и, по данным Департамента полиции, «снабжает его средствами». После поражения революции Парвус оказывается в тюрьме «Кресты», приговаривается к трем годам ссылки в Туру-ханск, откуда бежит. После этого он проживает вначале в Италии, потом в Германии, и больше никогда не возвращается в Россию. С его именем связан ряд громких скандалов, он бросает без средств к существованию двух жен с сыновьями, растрачивает на любовницу доходы от авторских прав М. Горького за границей. Когда большевики и Горький требуют возврата денег, а Германия начинает выдавать России бежавших революционеров, Парвус на несколько лет исчезает из поля зрения немецких и русских властей (с. 13).

Звездный час Парвуса наступает с началом Первой мировой войны, он ратует за победу Германии, которая приведет к революции в России, а затем к мировой революции. В январе-феврале 1915 г. Парвус ведет переговоры с представителями немецких властей, испрашивает и получает от них в марте 2 млн. марок на осуществление своего плана «свержения самодержавия в России и разделения ее на несколько государств» (с. 17, 20). Он основывает в Копенгагене коммерческое предприятие, занимающееся торговыми операциями, от которых получает огромные доходы. «Ленинский лозунг превращения империалистической войны в гражданскую -суть плод программы Парвуса» (с. 21). Только Парвус говорил о 510 млн германских марок на русскую революцию, а вышла цифра намного большая. Так, немецкий социал-демократ Эдуард Берн-штейн оценивает ее в 50-60 млн золотых марок, историк Рональд Кларк называет цифру 50 млн марок, полученных большевиками от Германии (с. 21).

Автор освещает далее роль Парвуса в организации переезда Ленина и группы большевиков в апреле 1917 г. из эмиграции в Россию. При этом Ленин отказался от прямого контакта с Парву-сом, считая, что это его бы скомпрометировало. Роль переговорщика с Парвусом со стороны большевиков взял на себя Радек. «Видимо, именно тогда Парвус предложил поддержку большевикам в борьбе за власть в России, а они, в лице Радека, ее приняли» (с. 29). Перекачка денег в Россию, в большевистскую кассу, шла через представителей заграничного бюро ЦК большевистской партии Радека, Воровского, Ганецкого. Ленин в письмах Ганецкому постоянно напоминал об этих деньгах (с. 30). После провала по-

пытки большевиков вооруженным путем захватить власть в июле 1917 г. Временное правительство предало огласке документы о том, что Ленин и большевики через посредников, главным из которых является Парвус, получают деньги от германского правительства. «Парвус не агент-провокатор, - писал журналист В Бурцев, -он агент Вильгельма II» (с. 30).

После того как большевики взяли власть, Парвус рассчитывал получить пост наркома. Известна фраза Ленина на этот счет: «Дело революции не должно быть запачкано грязными руками» (с. 35). Парвус стал мешать и немцам, и большевикам: он слишком много знал. Парвус резко осуждал советскую власть: Советы гораздо больше напоминали ему «еврейский кагал, чем современную демократию». Уже в 1918 г. он стал резким критиком Ленина, особенно после национализации большевиками банков, земли и промышленности, что затронуло его личные интересы. После окончания войны и поражения Германии Парвус пытался перебраться в Швейцарию, но ее власти ему отказали. Он купил себе виллу под Берлином на озере Ванзее, где и прожил до своей смерти в 1924 г. (с. 36).

Обращаясь к истории Второй мировой войны и немецкого Сопротивления в очерке «"Красная капелла" против Гитлера», Б. Л. Хавкин замечает, что сам этот термин был изобретен в IV управлении Главного управления имперской безопасности (РСХА) - государственной тайной полиции (гестапо). Этим термином были объединены различные разведгруппы из разных стран только потому, что они использовали коротковолновые передатчики для связи с Москвой. Против них действовала особая комиссия (зондеркоманда) гестапо «Красная капелла», имевшая берлинское и франко-бельгийское отделения, подчиненные непосредственно рейхсфюреру СС Г. Гиммлеру1. Немецкая контрразведка выслеживала радистов, на профессиональном жаргоне «пианистов». Поскольку «пианистов» было много, они образовали «оркестр», или «капеллу». Ее ориентация на Москву добавила определение «красная».

1 О нем автор написал отдельную книгу, см.: Хавкин Б. Рейхсфюрер СС Гиммлер. Второй после Гитлера. - М.: Алгоритм, 2014. - 223 с.

Деятельность этих разведчиков-антифашистов широко исследовалась в историографии. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. антология «Красной капеллы» пополнилась новыми работами, опубликованными в России и за рубежом. В результате «архивной революции» 1991-1993 гг. в России были открыты остававшиеся ранее засекреченными источники. В Архиве Президента РФ были открыты фонды, содержащие информацию от руководителей «Красной капеллы» - сотрудника имперского министерства экономики Германии д-ра А. Харнака и офицера министерства военной авиации (люфтваффе) Х. Шульце-Бойзена. В первой половине 1941 г. Харнак и Шульце-Бойзен предупреждали о подготовке гитлеровского нападения на СССР. В самый канун начала войны гитлеровской Германии с СССР «информация советской внешней разведки, основанная на данных "Красной капеллы", была передана лично Сталину, который проигнорировал и это сообщение» (с. 379). Сталин размашисто написал на донесении начальника 1-го Управления НКВД СССР Фитина, в котором содержались эти предупреждения о начале войны: «Т. Меркулову. Можете послать ваш "источник" из штаба герм. авиации к е... матери. Это не "источник", а дезинформатор. И. Ст.» (цит. по: с. 206).

В Центральном архиве ФСБ России хранятся протоколы допросов высокопоставленных сотрудников гестапо и абвера -Г. Паннвица, Ф. фон Бентивеньи и Ф. Панцингера, допрошенных «Смерш» по делу «Красной капеллы». Большой массив документов по «Красной капелле» хранится в архиве СВР России. В них раскрываются вопросы возникновения, деятельности и гибели в 1942 г. берлинской группы антифашистов. Хотя Харнак и Шульце-Бойзен сотрудничали с советской разведкой, они не считали себя агентами Москвы. Но они, разочаровавшись в политике Запада, видели в Советском Союзе единственную силу, способную противостоять Гитлеру (с. 181). Поэтому правильнее было бы рассматривать «Красную капеллу» не как агентурную сеть Москвы, а как немецких партнеров СССР по антифашистской борьбе (с. 182).

К концу сентября 1942 г. в Берлине было арестовано 70 антифашистов, а к концу октября 100, т.е. около половины членов группы. Но арестовать всех так и не удалось. Зондеркоманда «Красная капелла» действовала до 13 мая 1943 г., а вплоть до 16 февраля 1945 г. гестапо шло по следу антифашистов. Приговоры

осужденным утверждал Гитлер, его решение скреплял своей подписью начальник штаба ОКВ фельдмаршал Кейтель. Из 130 человек, осужденных военно-полевым судом, 49 были приговорены к смертной казни: мужчины через повешение, женщины - к гильотинированию, остальные получили различные сроки каторги и тюрьмы. До настоящего времени нет полных данных о судьбе всех членов организации Харнака - Шульце-Бойзена. В 1969 г. за вклад в разгром немецкого фашизма, за оказанную Советской Армии помощь и личное мужество были отмечены высокими наградами СССР 32 немецких антифашиста, в большинстве посмертно, среди них и Арвид Харнак и Харро Шульце-Бойзен (с. 224-225).

Подытоживая проведенные исследования, автор пишет: «В ХХ в. Россия и Германия были связаны незримыми, но неразрывными нитями. Для наших стран и народов характерна ярко выраженная общность судеб, переплетение человеческих историй и характеров, сильнейшее взаимное притяжение и отталкивание. Это история единства противоречий и сходства противоположностей. Совместная российско-германская история - всегда событие, всегда драма, всегда захватывающий сюжет. Это прошлое надо изучать и осмысливать - "преодолевать", как говорят немецкие историки. Научит ли нас чему-нибудь это "преодоление"?».

В.П. Любин

2015.04.022. ИТАЛИЯ В НАЧАЛЕ ХХ1 в.: (СБОРНИК СТАТЕЙ ПО ИТОГАМ КОНФЕРЕНЦИИ) / Отв. ред. Авилова А.В., Квашнин Ю.Д. - М.: ИМЭМО РАН, 2015. - 152 с.

Ключевые слова: Италия; XXIв.; политическая и экономическая модернизация; региональная специфика; российско-итальянские отношения.

Конференция по Италии, проведенная в начале декабря 2014 г. в ИМЭМО РАН, объединила специалистов-италоведов из ряда академических институтов, РГГУ, Высшей школы экономики, МГИМО(У), МИД РФ. Представленные доклады объединяют три большие темы: Италия в процессе политической и экономической модернизации, проблемы идентичности и региональная специфика итальянского общества в начале ХХ1 в., российско-итальянские

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.